Фрагмент для ознакомления
2
эволюции. История предпринимательства берет свое начало в Средневековье. Тогда ремесленники, миссионеры и купцы уже представляли собой начинающих предпринимателей. Появление капитализма, увеличение потребностей привело к желанию получать неограниченную прибыль. Но во время существования крепостничества развитие предпринимательства приостановилось. Только с принятием реформы 1861 года, которая отменяла крепостное право, начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Это помог и капитал зарубежных государств. С 1863 по 1865 гг. принимаются законы, благодаря которым русские и иностранные предприниматели становятся в равных условиях. Естественно, что в практической части это мало реализовывалось. Положение о государственном налоге 1898 года предусматривало, что предприниматели из-за рубежа имели полную свободу в осуществлении торговли и промышленности в России [13].
Февральская и Октябрьская революции ликвидировали рыночные связи экономики. Крупные предприятия начинают национализироваться. 1 января 1918 года предусматривал аннуляцию все иностранных займов. Тогда величина иностранных капиталов составляла 16 млрд рублей, которые были вложены в государственные займы нашей страны. Командно-административная экономика конца двадцатых годов прошлого века привела к полной ликвидации иностранного капитала из экономической жизни. Тогда наша страна была иностранным инвестором за рубежом. В 1990 году были приняты первые законы об иностранных инвестициях и деятельность зарубежного государства как инвестора подчинялась российскому закону.
3 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Рассмотрим основные этапы эволюции международных компаний.
I этап (конец XIX-начало XX века). Возникновение международных компаний связано с экспансионистской деятельностью мировых империй-метрополий, промышленные монополии которых вовлекли в сферу своих интересов сырьевые ресурсы колоний, сделав их тем самым экономически зависимыми. Согласно точке зрения Дж. Леонтидеса, одной из первых транснациональных компаний являлась созданная в 1863 году Singer Company, занимающаяся производством швейных машин. Деятельность первых ТНК была связана с разработкой и использованием сырьевых ресурсов колониальных территорий, поэтому исследователи называют первое поколение транснациональных корпораций колониально-сырьевыми. Организационными типами таких компаний являлись картели, тресты, синдикаты.
II этап (между мировыми войнами). Необходимость подготовки к военным действиям, а как следствие, и изменение основной структуры производства и рост государственных расходов на военные нужды предопределили развитие международных корпораций в форме военно-промышленных корпораций трестового типа, производящих оружие, амуницию, боеприпасы. Особого влияния на мировую экономику корпорации второго поколения не оказывали, не велико было и их количество, а именно - около 300. Второй этап развития корпораций можно охарактеризовать распространением практики слияния и поглощений компаний, что было связано с всё большим вовлечением локальных фирм в мировое производство.
III этап (50-е гг. XX в) характеризовался интенсификацией развития международных корпораций интегрирующего типа по капиталу происхождения головной компании и по сферам деятельности. Происходило создание мирового рынка не только сырьевых, но и промышленных товаров. В данный период стратегическими целями транснациональных компаний становятся завоевание рынка, производство товаров массового спроса для потребителей с высоким уровнем жизни и перевод трудоемких производств в развивающиеся страны.
IV этап (60-70-е гг. XX в). Достижения научно-технического прогресса, преимущества межстрановой кооперации и поддержка правительства стран базирования позволяют корпорациям переориентироваться на сферу внешнеторгового производства, которая становится основным источником прибыли. В это время многие международные корпорации стали в буквальном смысле проводниками новых технологий в развивающие страны путем интегрирования их в свою структуру. Отличительными чертами международных корпораций этого периода становятся отказ от четкой отраслевой ориентации, постепенная унификация производства, более тесные связи промышленного капитала с результатами научных достижений, что говорит о серьёзном сдвиге в эволюционном развитии корпораций, появлении предпосылок появления единого международного производства с единым рыночным и информационным пространством.
V этап (80-90-е гг. XX в) отмечен появлением качественно новой формы международных корпораций-глобальных. Существенные отличия данного типа компаний выражались в осуществлении деятельности в рамках концепции общемировой глобальной стратегии, характеризующейся инновационным динамизмом, стремлении завоевать ключевые мирохозяйственные позиции, а не только отдельные сегменты мирового рынка, что было характерно для международных корпораций предыдущих поколений, адаптивностью и гибкостью системы управления корпораций, связанной с глубокой информатизацией, масштабное сосредоточение в рамках корпораций технологических нововведений, что создавало для них несравненные конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе, осуществлением определенного влияния на государства, размещающие на своей территории международные корпорации, создании системы глобального международного производства.
VI этап (1990-е-наше время). Это поколение корпораций появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции, особенно в Европе (ЕС), Северной и Южной Америке (НАФТА), Азии (АСЕАН и АТЭС). Существование интеграционных объединений в мире и создание ими региональных единых экономических пространств открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах.
Глобальные корпорации наряду с государствами становятся мощными игроками на мировом рынке, оказывают большое влияние на мирохозяйственную и мирополитическую деятельность.
Характерными чертами современного поколения международных корпораций являются рассредоточение производственных единиц по многим странам, проникновение корпораций в передовые сферы экономики,технологическое лидерство, активное инвестиционная деятельность.
Непрерывно растущие и постоянно углубляющиеся торгово-экономические, финансово-валютные, научно-технические и производственные связи между современными корпорациями позволяют говорить о глобальном характере их бизнеса. Для международных корпораций нового поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций и их распространителями совестно с новыми высокими технологиями [16].
Исходя из всего вышесказанного,можно отметить,что с конца XIX до начала XXI века корпорации прошли длительный путь развития, в процессе которого существенным изменениям подвергались направления деятельности, сферы специализации производства, организационно-управленческая форма, а также национальность капитала материнской компании и разграничения между материнской компанией и другими структурными единицами, роль корпораций в мировом хозяйстве. На современном этапе своего развития корпораций дошли до глобальных корпораций,которые наряду с государствами стали главными субъектами мировой экономики,способными оказывать значительное влияние на многие мирохозяйственные и мирополитические процессы и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамова, К. А. Перспективы инвестиционного сотрудничества России в глобальной экономике[Текст]/ К.А. Абрамова// Экономика. Налоги. Право. –2016. –No 2. –С. 88–93.
2. Аскинадзи, В. М. Инвестиции [Текст]: учебник для бакалавров / В. М. Аскинадзи, В. Ф. Максимова. –М.: Юрайт, 2014. –422с.
3. Афонцев С.А. Транснациональные компании и проблема глобального управления // ТНК в мировой политике и мировой экономике: проблемы, тенденции, перспективы / отв. ред. Э.Г. Соловьев. М.: ИМЭМО РАН, 2015.
4. Бабиков А.В. Транснациональные корпорации в мировой политике / дис. … канд. полит. наук.‒ М., 2015.‒264 с.
5. Баранчеев В. П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями. - М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2018. - 711 с.
6. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок (анализ современных американских концепций). ‒ М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015.
7. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. Учебный курс – К.: Ника-Центр, 2018.
8. Гулькова, Е. Л. Инвестиционный маркетинг: приемы и методы реализации в финансовой политике организаций[Текст]/ Е. Л. Гулькова, Л. В. Казимирова // Вестник университета. –2016. –No 2. –С. 110–115.
9. Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров 23 марта 2018 года [Электронный ресурс] / Э. С. Набиуллина// Пресс-служба Центрального банка Российской Федерации. –2018. –23 марта. – Режим доступа: https://http://www.cbr.ru/press/event/?id=1722
10. Инвестиции: учебное пособие/Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Экономист, 2017.
11. Инвестиции в золото [Электронный ресурс]. – Режим дос-тупа: http://www.invgold.ru.
12. Инвестиционная политика: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, А.А. Балакирев, Е.В. Бобкова и др.; по ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: КНОРУС, 2018.
13. Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции. - М.: РОССПЭН, 2007.
14. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ [Текст] / Т.С. Колмыкова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 204 с.
15. Курушина Е. В. Экономическая интеграция с позиций методологии научного познания (вопросы классифика-ции) // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 8. — С. 1146–1150.
16. Мировая экономика / под редакцией Б.М. Маклярского. М.:Международные отношения, 2017.
17. Рейтинг популярности поисковых систем[Электронный ресурс] // Глобальная статистика Интернета от SEO-AUDITOR. –2018. –18 марта. –Режим доступа: http://gs.seo-auditor.com.ru/sep
18. Шестакова Е. В. Стратегия привлечения иностранных инвестиций[Текст]/ Е. В. Шестакова// Планово-экономический отдел. –2017. –No 10. –С. 31–34.
19. Шукманова, А. С. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании [Текст]/ А.С. Шукманова, А. А. Аяпова // Науковедение. –2015. –No 4. –С. 29–30.
20. Yandex N.V. Annual Report on Form 20‑F. Filed 03/27/18 for the Period Ending 12/31/17. –Washington, DC: Securities and exchange commission, 2018. –111 p.