Фрагмент для ознакомления
2
сменяет предыдущий, а как бы наращивается на него. А.М. Макаренко подчеркивал, что на всех этапах развития каждый член коллектива оказывается под одновременным воздействием трех сил – учителя, актива класса, влияния своих товарищей. В целом же советским педагогом была создана особая социокультурная среда, которая служила благодатной основой для «здорового, духовно богатого устойчивого воспитательного организма, а каждый ребенок был его органической частью» [5, с. 217].
Безусловно, существуют и другие концепции. Например, оригинальную характеристику этапов развития школьного коллектива дал А.Н. Лутошкин, теоретик и практик, интересовавшийся социально-психологическими проблемами групп и коллективов. Представляя свою концепцию в метафорах, он выделял следующие стадии: 1) песчаная россыпь, 2) мягкая глина, 3) мерцающий маяк, 4) алый парус, 5) горящий факел. Говоря иначе, «формирование и сплочение коллектива по А.Н. Лутошкину – это как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать пик» [10, с. 211].
Советский психолог Л.И. Уманский также выделял пять этапов. Первый – номинальный коллектив: происходит общее знакомство, возникают симпатии и антипатии, осуществляется первичное распределение обязанностей, в результате чего выделяются лидеры. Второй – коллектив-ассоциация: действует как единое целое по достижению общей цели. Третий – коллектив-кооперация. На этой стадии члены отличаются высоким уровнем готовности к решению поставленных задач и выполняют их благодаря сотрудничеству. Четвертый – коллектив-автономия. Членам свойственна спаянность по причине того, что на этом этапе преодолена «болезнь» группировок, симпатий и антипатий. Пятый – истинный коллектив. Этот этап является высшим уровнем его развития, так как отличается «нравственной направленностью, организационным единством; групповой подготовленностью в сфере реализации совместной деятельности, психологическим единством» [8, с. 57].
Отечественный педагог, академик АПН СССР Л.И. Новикова выделяла три этапа развития ученического коллектива. Первый – сплочение, когда идет притирка друг к другу. Второй – превращение коллектива в инструмент воспитания всех учащихся: на этом этапе практически не происходит разногласий, так как школьники умеют действовать сообща. Третий – самосовершенствование: важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого. Следует отметить, что школьный коллектив в концепции Л.И. Новиковой представляет собой «дифференцированное единство разных по своим функциям объединений детей и взрослых: учащихся, педагогов, родителей», который может оказывать разное влияние на личность [12, с. 40]. Отрицательное, если активизирует «процессы нивелировки личности, ее усреднения», и положительное, если позволяет «развивать индивидуальность ребенка, его творческий потенциал» [12, с. 40].
Советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский, руководивший Павлышской школой почти четверть века, выделил следующие показатели сформированности ученического коллектива, выраженные в: «организационном единстве; богатстве отношений между его членами; ярко выраженной гражданственности воспитанников и воспитателей; самодеятельности, творчестве, инициативе; гармонии высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; создании и заботливом сохранении традиций; интеллектуальном, эстетическом богатстве взаимоотношений, коллективной жизни; дисциплине и ответственности каждого» [15, с. 3].
На основе проанализированных нами источников можем сделать вывод о том, что понятия «школьный коллектив» и «учебный коллектив» являются синонимичными. Оба словосочетания используются для характеристики классного коллектива. Высокий уровень сплоченности его членов способен оказывать серьезное воспитательное влияние на развитие личности. О сформированности классного коллектива свидетельствует постановка общественно значимых целей, организация совместных дел, саморазвитие.
1.2 Содержание анализа воспитательной работы в классе
В работе почти каждого школьного учителя есть важная миссия – быть классным руководителем. Он является центральным лицом в организации воспитательного процесса. Говоря о работе классного руководителя, необходимо отметить, что его профессиональная деятельность связана с планированием, составлением программы воспитания и ее реализацией с учетом актуальных задач, стоящих как перед педагогическим коллективом школы, так и конкретным классным коллективом. Учитель, выступающий в роли классного руководителя, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и относительно отдельных учащихся, а именно: «решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей и сложившихся между ними взаимоотношений; строит отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей; содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; обеспечивает социальную защиту ребенка; создает необходимые и достаточные условия для активизации усилий детей по решению собственных проблем» [11, с. 16]. Об этом говорится в публикации А.С. Сагай, чья статья посвящена описанию особенностей воспитательной работы в классе.
В данном источнике уточняется, что классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса во вверенном ему детском коллективе и соответствие реализуемых мероприятий целям гуманистического воспитания. О динамике воспитательного процесса в классе делают выводы на основе диагностики, на основе которой становится понятно, каковы отношения между учащимися, знает ли педагог о потребностях и интересах детей, умеет ли использовать стимулы для изменения мотивов поведения школьников. Содержание воспитательной работы обусловлено возрастом детей. Так, например, в методических рекомендациях «Классное руководство», подготовленных В.П. Сергеевой, сказано о том, что в начальной школе основной задачей является сплочение коллектива. Класс впервые собирает вместе разных детей, которые не были ранее знакомы друг с другом, поэтому он является особенным, равно как и работа с ним дает педагогу ни с чем не сравнимый опыт. Особый акцент следует сделать на духовно-нравственном воспитании, формировании «морального фундамента» обучающегося [4, с. 84]. Работа классного руководителя начальной школы также должна быть направлена на поощрение творчества детей, самореализации. Важный момент – воспитание такой жизненной позиции ребенка, при которой он сумел бы проявлять сочувствие, был бы активным гражданином, которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где-то требуется помощь.
Об особенностях воспитательной работы классного руководителя в среднем звене школы пишет О.В. Стрижак. Взросление подростков, пишет она, неразрывно связано с самоутверждением, с помощью которого они выбирают модели поведения взаимодействия с членами социума. И если ровесники теперь становятся особо значимыми, то взрослые уходят на второй, а то и на третий план. Вот почему, подчеркивает автор статьи, необходимо вовлечение школьников в социально значимую деятельность с участием сверстников, учителей, родителей: «Особенно важным это становится в пятых – девятых классах» [13, с. 126]. Вовлекая учащихся в мероприятия, в которых каждый из подростков может самоутвердиться, нельзя забывать о коллективе в целом: «Роль классного руководителя в воспитательном процессе школьников подростков трудно переоценить, ведь именно от него зависит, станет ли классный коллектив настоящей общностью, способствующей личностному развитию каждого ее участника, или останется формальной школьной единицей» [13, с. 131]. И, наконец, в старших классах воспитательная работа должна быть направлена на стимулирование самопознания, саморазвития, профессиональное самоопределение.
Из содержания выше сказанного становится очевидным, что анализ воспитательной работы в классе осуществляется с учетом возраста учащихся. Но если вести речь об общих подходах, то, как отмечается в учебном пособии М.И. Рожкова по организации воспитательного процесса в школе, сам анализ связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием. В условиях образовательной организации к данной работе привлекается как классный руководитель, так заместитель директора по воспитательной работе, так и весь педагогический коллектив. Все зависит от информации, которую необходимо получить. В результате анализа воспитательного работы определяют: ее целесообразность; «факторы, которые обусловили достигнутые результаты; эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса; достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины; неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы; пути развития воспитательного процесса и устранения причин недостатков» [10, с. 165]. К числу требований, предъявляемых к организации анализа воспитательной работы, М.И. Рожков относит объективность, взаимосвязанность компонентов, учет динамичности системы, целенаправленность, комплексность, гласность.
Продолжением темы могут стать выводы, сделанные Е.Н. Землянской [3], подробно описавшей содержание анализа воспитательной работы в классе:
1) Анализ целесообразности поставленных задач и эффективности планирования воспитательной работы в классе за прошедший год:
задачи воспитательной работы прошедшего учебного года, целесообразность их постановки, актуальность и своевременность идей;
правильность выбора основных направлений, форм и методов работы, приемов включения школьников в деятельность;
результаты решения воспитательных задач прошедшего года.
2) Анализ уровня воспитанности и развития учащихся класса:
воспитанность учащихся;
направленность творческих способностей учащихся;
характеристика мотивационно-потребностной сферы учащихся;
сформированность у учащихся потребности в самовоспитании;
динамика социального развития учащихся;