Фрагмент для ознакомления
2
основе которого была бы не только техническая сторона исполнительского процесса.
Объект исследования: ансамблевое творчество.
Предмет исследования: процесс формирования эстрадно-вокальных навыков в любительских вокальных ансамблях.
Цель работы: изучить методические аспекты организации любительских вокальных ансамблей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- предоставить общую характеристику эстрадно-вокального ансамбля;
- проанализировать специфику вокально-ансамблевого исполнительства;
- охарактеризовать специфику форм организации художественно-творческой деятельности любительских вокальных ансамблей;
- рассмотреть этапы и направления художественно-творческой деятельности любительских вокальных ансамблей;
- выявить основы музыкально-исполнительского процесса любительских вокальных ансамблей.
Методы исследования: теоретические – изучение психолого-педагогической, справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение опыта организации вокальных ансамблей в вузах; анализ понятийного поля проблемы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что её материалы и выводы могут представлять определённый интерес для начинающих исполнителей вокальных ансамблей, а также их руководителей.
Структура работы: введение, основная часть, заключение. Список использованной литературы.
Объем работы: 29 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 29 источников.
ГЛАВА 1 Теоретические основы вокально-ансамблевого исполнительства
1.1 Общая характеристика эстрадно-вокального ансамбля
Научное исследование феномена эстрадного вокального исполнительства как формы музицирования предусматривает прежде всего определение сущности эстрадного музыкального искусства. Мы трактуем эстрадное музыкальное искусство как специфический жанр музыкальной культуры, который в историческом развитии выработал собственные характерные особенности в процессе композиторского творчества, реализации принципов сольного и ансамблевого пения, разных форм инструментально-ансамблевого или оркестрового исполнения, творческой деятельности руководителя.
Прежде всего обратим внимание на ансамблевых формах пения, вокально-инструментальных ансамблях, охарактеризуем черты эстрадно-вокального ансамбля и обнаружим его разновидности.
Понятие ансамбль (фр. Ensemble - вместе) в музыке имеет несколько значений:
1) музыкальное произведение, написанное для нескольких исполнителей;
2) небольшая группа музыкантов, которые вместе исполняют произведение;
3) большой исполнительский коллектив, объединенный любыми жанрами музыкального или хореографического искусства (ансамбль песни и танца и т. п);
4) завершенный номер из оперы, оратории, кантаты для группы певцов с сопровождением или без него;
5) специфическое качество совместного исполнения, что предполагает созвучность, единство, согласованность усилий и художественно-технических приемов всех его участников [1, 10, 13]. Последнее из приведенных значений, имеющее непосредственное отношение к ансамблевому исполнению как коллективному жанру, нас интересует больше всего.
Итак, понятие эстрадного ансамбля необходимо рассматривать во взаимосвязях со смежными видами искусства - драматическим и музыкальным театром, хореографией. В контексте нашего исследования интерес вызывают онтологические, культурологические, коммуникативные и эстетические аспекты эстрадного ансамбля, а также вопросы, связанные с исполнительской практикой и спецификой эстрадного ансамблевого пения.
Ансамбль - это общность, согласованность, гармония целого и части. Согласованность частей целого и возникновение на его основе нового качества, что формирует это единство, и является концептуальной основой ансамбля [7, c.54].
Эстрадный ансамбль привнес в музыкальную культуру ряд специфических качеств, по которым определяется его принадлежность к эстрадному искусству, а именно:
- обогатил структурно-жанровый аспект музыкального ансамбля, поскольку появился в ряде новых направлений и стилей современной эстрадной музыки, как: диско, прогрессив, фанк, соул, R&В и др.;
- кардинально расширил темброво-акустический аспект звучания музыкального ансамбля, произошло благодаря появлению электро- и электронных музыкальных инструментов, компьютерных музыкальных технологий и способствовало формированию специфических эстрадных приемов пения;
- стал революционным этапом в развитии эстрадного музыкального исполнительства (социально-исторический аспект). Имеем в виду деятельность вокально-инструментальных ансамблей, которые привнесли в эстрадное искусство новые формы его функционирования;
- изменил исполнительско-интерпретационный аспект музыкального ансамбля.
На эстраде появились вокальные ансамбли разного состава (женские, мужские, смешанные) и инструментальные ансамбли, смешанные коллективы (вокально-инструментальные ансамбли), рок - и поп-группы.
Итак, есть основания утверждать, что с появлением эстрадного искусства значительно расширился объем как одно из основных свойств понятия «ансамбль». В большинстве дефиниций, предлагаемых исследователями, обычно делаются акценты на таких аспектах этого понятия, как: количественный (число участников исполнительской группы), качественный (уровень совместного исполнения), жанровый (отличие ансамбля от оркестра), исторический (специфика ансамблей разных эпох) [15, c.44].
Рассматривая эстрадный ансамбль как целостную систему, можно выявить его структурные особенности и различные функции.
Компонентами эстрадного ансамбля являются:
1) исполнители (количество которых ограничено - от двух до десяти);
2) выполняемое музыкальное произведение;
3) инструментарий, необходимый для выполнения.
В результате взаимодействия всех компонентов возникает явление ансамбля как эксклюзивного, целостного художественного организма. В эстрадном ансамбле принципиальным, отличительным свойством взаимодействия его участников является максимальная индивидуализация партий.
Виды эстрадного ансамбля различают по сфере и способу функционирования, по количеству и качеству элементов, по типу внутреннего ансамблевого взаимодействия. Эстрадный ансамбль включает следующие составляющие: пение, декламацию, игру на музыкальном инструменте, хореографию, движение, жест. Все эти компоненты оказываются в совместимом действии, потому что только при таких условиях можно создать музыкальный образ, сформировать содержание вокально-инструментальной композиции.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Акимова. – М.: МГУКИ, 2003. – 123 с.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика [Текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Владос Пресс, 2005. – 431 с.
4. Безлатный Д.В. Под прицелом: молодежь в современной России [Текст] / Д.В. Безлатный. – М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011. – 284 с.
5. Бурлаков В. Современные проблемы русского народного пения [Текст] / В. Бурлаков // Памяти Л.Л. Христиансена: Сб. статей. – М.: Композитор, 2010. – С. 59–61.
6. Варламов А.Е. Полная школа пения [Текст]: учеб. пособие / А.Е. Варламов. - 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2008. – 120 с.
7. Глубоковский М.Н. Гигиена голоса. Для артистов, учителей, любителей пения, ораторов и проповедников [Текст] / М.Н. Голубовский. – М.: Либроком, 2012. – 130 с.
8. Дмитриев JI.Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: диалоги о технике пения [Текст] / Л.Б. Дмитриев; общ. ред. и вступ. ст. А. Яковлевой; худож. А. Н. Ланцов. – М.: Москва, 2002. – 188 с.
9. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки [Текст] / В.В. Емельянов. – Тюмень: Тюменский изд. Дом, 2011. – 79 с.
10. Жуланова, Н.И. Молодежное фольклорное движение [Текст] / Н.И. Жуланова // Фольклор и молодежь. – М., 2000. – С. 3–29.
11. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса [Текст] / Ф.Ф. Заседателев. – М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 120 с.
12. Звук в традиционной народной культуре [Текст]: сб. науч. ст. – М.: Изд-во Научтехлитиздат, 2004. – 253 с.
13. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе [Текст] / Д.Б. Кабалевский. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 576 с.
14. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник [Текст] / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – 539 с.
15. Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на музыкальных факультетах педагогических ВУЗов [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.Я. Клипп. – М., 2003. – 120 с.
16. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 583 с.
17. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений [Текст] / Е.В. Назайкинский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
18. Народное музыкальное творчество [Текст, ноты]: хрестоматия со звуковым приложением [Текст] / отв. ред. О.А. Пашина. – СПб.: СПб Композитор, 2007. – 333 с.
19. Низамутдинова, С.М. Парадигмальность современного музыкального образования [Текст] / С.М. Низамутдинова // Искусство и образование. – 2018. – № 1. – С.73-79.
20. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: от Древности до XXI века [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / К.Ф. Никольская-Березовская. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
21. Плохоцкая, А.А. Принципы развития вокального слуха в классе эстрадного вокала [Текст] / А. А. Плохоцкая // Мир современной науки. – 2017. – № 3(43). – С.76-81.
22. Польская И. И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика, монография / И. И. Польская. – Харьков: ХГАК,2001. – 396 с.
23. Свиридов П.В. Формирование навыков эстрадного вокала (на материале работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях). Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. Наук [Текст] / П.В. Свиридов. – М., 2014. – 24 с.
24. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика [Текст] / Г.М. Цыпин. – Санкт-Петербург: Алитейя, 2001. – 320 с.
25. Черникова, С. В. Компоненты вокально-ансамблевого мастерства. Вокально-исполнительские особенности эстрадного ансамбля / С. В. Черникова // Проблемы современности: культура. – Луганськ, 2007. – Вип.8. – С.203–212.
26. Чесноков П.Г. Ансамбль и управление им [Текст] / П.Г. Чесноков. – М.: Лань, 2015. – 200 с.
27. Чистякова И. А. Система Станиславского в подготовке современного вокалиста / Исполнительская интерпретация и современный учебный процесс: материалы IV Всеукр. научн.-практ. Конф. (Луганск, 15 – 16 марта 2012г.). – Луганск: ЛГИКИ, 2012. – 340 с.
28. Шамина, Л.В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие [Текст] / Л.В. Шамина. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. – 202 с.
29. Щёлкин В.Р., Фролов С.Т. Легенды ВИА [Текст] / В.Р. Щелкин, С.Т. Фролов. – М.: Грифон, 2007. – 305 с.