Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Определяющую роль в достижении целей и задач, стоящих перед Россией, ввиду ее обширной территории, играют регионы. При этом, у каждого из них разработаны свои стратегии социально - экономического развития, органично вписывающиеся в общую концепцию развития страны.
Таким образом, разработка стратегии социально-экономического развития региона в условиях трансформируемой экономики России становится одним из основных инструментов государственного регулирования социально-экономических процессов на региональном уровне, следовательно, требует дальнейшей разработки теоретических аспектов и методических основ регионального планирования, их адаптации к современным условиям и задачам социально-экономического развития.
Темой данной курсовой работы является: управление развитием региона: цели, задачи, приоритеты, функции, механизмы.
Цель курсовой работы: изучить основные особенности процесса управления регионом.
Исходя из цели, задачами данной курсовой работы являются:
1. Изучить понятия: государственная региональная политика, федеральная и субфедеральная региональная политика;
2. Определить приоритеты государственной региональной политики, ее элементы и методы проведения региональной политики;
3. Изучить особенности управления региональной экономикой.
Курсовая работа состоит из двух частей.
Первая часть теоретическая. В ней рассматриваются основные понятия и сущность процесса управления регионом. Вторая часть – практическая. Ее задача заключается в расчете и анализе главных экономических показателей региона на примере Волгоградской области.
В работе использованы материалы учебно-методической литературы, периодической печати, средств Интернет, а также открытых данных официальной отчётности субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Управление развитием региона: цели, задачи, приоритеты, функции, механизмы
1.1 Основные понятия и функции управления развитием региона
Развитие территорий - это постоянный процесс освоения новых земель и их объединения с уже существующими развитыми зонами поселений. Развитие территорий - это более широкое понятие, чем понятие урбанизации, так как многие освоенные территории не относятся к городским, но при этом они развиваются, приносят доход своим владельцам и вносят вклад в общее развитие страны.
В настоящее время принято выделять четыре основные управленческие функции в развитии территории: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре управленческие функции в развитии территории первичны и объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Все перечисленные функции последовательно связаны друг с другом, причем реализация последней предполагает возврат к первой.
Планирование. Функция планирования управления развитием территории предполагает определение стратегических целей организации и способы их достижения, т.е. что и когда должны делать члены организации для достижения этих целей (постановка более конкретизированных задач). Посредством планирования руководство стремится установить основные направления усилий и обеспечить единство цели для всех членов организации. К планированию также относится определение ресурсов, необходимых для достижения целей и решения задач.
Организация. Организовать - значит создать некую структуру в управлении развитием территории. Существует много элементов, которые нужно структурировать - общая задача, персонал, информация и материальные и финансовые ресурсы. Поскольку в организации работают люди, необходимо установить, кто будет выполнять конкретное задание, в каком обеспечении он нуждается и с кем необходимо организовать взаимодействие.
Мотивация. Мотивация призвана побуждать к выполнению порученных задач в соответствии с планом.
Контроль - это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Формирование, контроль исполнения и корректировку бюджетного процесса управляемой территории. Формирование, контроль исполнения и корректировку адресных программ управляемой территории.
С точки зрения классических определений кибернетики, управление территорией представляет собой циклически повторяющиеся процессы воздействия органов управления на население, проживающее на территории, государственные, муниципальные, общественные и частные организации с различной формой собственности, расположенные на территории, в интересах достижения целей, определённых в Конституции России, в условиях возможностей и ограничений, обозначенных законодательствами России и субъектов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительств РФ и субъектов РФ, контроля исполнения и корректировки управляющих воздействий.
Цель таких процессов: обеспечить эффективное управление развитием территорий, осуществить информационно - аналитическую подготовку управленческих решений, доведение их до исполнителей и контроль исполнения этих решений на основе эффективного автоматизированного сбора, обработки, представления и передачи информации в системе управления территорией.
Основной задачей управления развитием территории является выяснение потребностей населения (в том числе товаропроизводителей и товаропотребителей), направление вектора активности населения в нужном направлении и создание условий для деятельности.
Из этой задачи можно выделить следующие подзадачи:
• Повышение оперативности, качества и надёжности функционирования органов управления территорией за счёт создания дополнительного эффективного контура управления территорией, основанного на единой интегрированной базе данных, содержащей непротиворечивую информацию, циркулирующую в контуре управления территорией и взаимосвязанных персонифицированных автоматизированных рабочих местах должностных лиц органов управления территорией, функционирующих в режиме реального времени.
• Обеспечение информационного обмена с другими средствами автоматизации сбора, обработки и передачи информации, определяющей эффективное управление территорией.
• Оценка управленческих воздействий и накопление опыта их реализации в течение заданного периода управления в условиях цикличности процессов управления территориями.
• Реализация прав граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений на свободный доступ к открытой информации по вопросам входящим в сферы и в пределы компетенции деятельности органов управления территорией и получение определённых услуг.
Международная практика управления реализацией задач и направлений стратегического развития в регионе показывает, что их достижение во многом зависит от способности органов государственной власти построить эффективный механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегических целей.
Таким образом, механизм реализации стратегии развития региона представляет собой совокупность принципов, функций, методов и инструментов управленческого воздействия на процесс социальноэкономического развития региона, применяемых региональными органами власти для достижения стратегических целей и обеспечения приоритетов развития региона.
Назначение и главная функция такого механизма состоит в обеспечении перевода экономики региона в качественно новое социально-экономическое состояние, характеризующееся достижением стратегических целей и задач его развития.
Региональная стратегия устойчивого развития является продолжением общегосударственной стратегии. Субъекты федерации с учетом региональных особенностей (экономико-географического положения, состояния экономики, социальной сферы, окружающей среды и т.д.) самостоятельно реализуют меры (в рамках единого правового поля федерации) по достижению целей обеспечения устойчивого развития региона.
Региональная стратегия устойчивого развития разрабатывается и реализуется на основе взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления с учетом интересов субъектов хозяйственной деятельности. Направления развития отечественной экономики во многом определяются состоянием и тенденциями ее развития в регионах. Экономическое положение различных субъектов России определяется историческими, географическими, природно-ресурсными и производственнохозяйственными условиями. В дореформенный период эти различия в той или иной мере сглаживались политикой выравнивания условий их жизнедеятельности путем перераспределения бюджетных ресурсов, налоговых льгот, едиными тарифами и т.д. В современных условиях ярко проявились различия в уровнях социально-экономического потенциала регионов. В этой связи на региональном уровне управления важно обеспечить формирование стратегии устойчивого развития и ее эффективную реализацию в контексте общенациональных приоритетов развития.
1.2 Основные механизмы и их функции реализации стратегии развития региона
Анализ и синтез основных подходов и взглядов зарубежных и отечественных авторов по вопросам стратегического управления и планирования позволяют выстроить определенную систему понятий стратегического управления региональным развитием. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и успешного функционирования региона на длительный срок в соответствии с принятой доктриной и концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны. Стратегическое региональное планирование ― это система мер государственного регулирования (управления) посредством стратегирования долгосрочного социально-экономического развития региона, состоящая в определении стратегических целей и приоритетов, способов и средств их достижения и формировании основ механизма их реализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 596 // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2333.
2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями): Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собрание законодательства РФ от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489.
3. Ермошина Г.П. Региональная экономика: учебное пособие/ Г.П.Ермошина, В.Я.Поздняков. – М.: ИНФРА-М,2013
4. Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебное пособие / Э.Н. Кузьбожев. – М.: Юрайт, 2012.
5. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие. / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. – М.: КНОРУС, 2012.
6. Берендеева А. Б. Социальная политика: Учеб. пособие. Иваново: Изд-во «Ивановский госуниверситет», 2013.
7. Коробова О.О., Берендеева А.Б. Культура и культурное пространство региона: традиции, инновации : науч. издание. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2016. 228 с.
8. Региональная экономика и пространственное развитие: в 2-х т. – М.: Юрайт, 2015. (Бакалавр и магистр. Академический курс). Т.1: Региональная экономика. Теория, модели и методы: учебник / Высшая школа экономики; ред. Л.Э. Лимонов). – 397 с.
9. Региональная экономика и пространственное развитие: в 2-х т. – М.: Юрайт, 2015. (Бакалавр и магистр. Академический курс). Т.2: Региональное управление и территориальное развитие. Теория, модели и методы: учебник / Высшая школа экономики; ред. Л.Э. Лимонов). – 460 с.
10. Современные аспекты привлечения иностранных инвестиций в России , Д. С. Веселов, 2018г.
11. Электронная библиотека академии http://Bibliomchs37.ru.
12. Единая ведомственная электронная библиотека МЧС России сеть Интранет по адресу: 10.46.0.45.
13. Федеральная служба государственной статистики http://old.gks.ru
14. Сайт Банка России https://cbr.ru