Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной экономике термин «монополия» связан с вытеснением конкурентов с рынка, ценовой зависимостью потребителей и созданием барьеров для новых производителей. Для предотвращения подобных явлений государство проводит специальную антимонопольную политику. Однако в ряде случаев монополия на рынке является единственным вариантом обеспечения развития экономики данной отрасли, в то время как конкуренция приведет к росту издержек производства и вызовет рост потребительских расходов. Речь идет о так называемых естественных монополиях. В этом случае возникает вопрос: Являются ли естественные монополии опасными или необходимыми? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть природу и причины возникновения естественной монополии, а также способы ее регулирования.
Естественные монополии являются одним из важнейших элементов российской экономической системы, который имеет как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому необходимо изучать их деятельность в различных сферах экономики страны и проводить государственную политику, которая бы должным образом регулировала их действия с целью достижения максимальной эффективности функционирования всей национальной экономики в целом.
Одной из главных проблем современного периода развития российской экономики, которая до сих пор не решена, является формирование конкурентных рынков в Российской Федерации, в том числе и в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, которые в совокупности образуют производственную инфраструктуру государства, являются основой для возрождения и дальнейшего развития отечественной промышленности и развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности имеет особое значение.
Эта тема весьма актуальна в настоящее время, поскольку естественные монополии обычно возникают в отраслях, рассчитанных на большинство населения, поэтому эти отрасли нуждаются в особом рассмотрении и грамотном государственном регулировании для обеспечения интересов не только самих монополистов, но и всего населения.
Исходя из вышеизложенного, выбор темы обоснован ее значимостью и актуальностью на сегодняшний день.
Объектом исследования является естественные монополии России.
Предметом исследования – формирование и регулирование естественных монополий.
Цель работы – изучить мировой опыт критериев развития и способы регулирования естественных монополий.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
охарактеризовать понятие естественных монополий и причины их формирования;
рассмотреть государственное регулирование естественных монополий;
выявить основные проблемы реформирования и регулирования естественных монополий в мире.
В процессе исследования применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение, описание. При написании курсовой работы были исследованы труды отечественных ученых. Информационной базой исследования послужили действующие нормативные акты.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей формирования и регулирования естественных монополий
1.1. Понятие естественных монополий и причины их формирования
Термин «монополия» происходит от сочетания двух греческих слов «продавать» и «один», то есть одна фирма работает на рынке и нет никакой конкуренции.
Один из видов монополии - это естественная монополия.
Естественная монополия – это предприятия, имеющие единую сбытовую организацию, статус товарного рынка, когда удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (за счет значительного снижения себестоимости продукции на единицу продукции при одновременном увеличении объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, она в меньшей степени зависит от изменения цены этого товара, чем от спроса на другие виды товаров [16, С. 187].
В то же время может сложиться ситуация, когда услуги компании имеют аналоги, но по признанным стандартам эта компания все еще является монополистом (например, пассажирские перевозки железнодорожным транспортом конкурируют с авиаперевозками, но некоторые железнодорожные компании все еще считаются монополией).
Естественная монополия - это монополия, занимающая привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства или в силу обладания необходимыми для производства ресурсами. Зачастую естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоемкими инфраструктурными объектами, когда воссоздание таких структур другими фирмами экономически не оправдано или технически невозможно. К естественным монополиям относятся железные дороги, водоснабжение и электроснабжение.
При естественной монополии конкуренции быть не может. Это связано с тем, что фирма-монополист имеет наибольшие преимущества с точки зрения затрат. Из-за этого начинающая фирма не может справиться с конкуренцией и довольно быстро уходит с рынка.
Государство признает неизбежность такого рода контроля со стороны производителя, поскольку выгоднее иметь единые трубопроводные, энергетические сети и железные дороги. Основными признаками естественной монополии являются высокие барьеры для выхода на рынок других фирм (чаще всего это высокие издержки), продукт, поставляемый производителем, уникален и не имеет аналогичных заменителей, а такая фирма функционирует более эффективно в условиях отсутствия конкуренции [10, с. 174].
Преимущества естественных монополий: снижение издержек производства, обусловленное максимальным использованием эффекта масштаба; соблюдение единых стандартов на продукцию и услуги; возможность изменения рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации; внутрифирменная иерархия и система договорных отношений, позволяющая снизить потери, связанные с риском и неопределенностью; использование новейших достижений научно-технического прогресса индивидуально, особенно если они разрабатываются в рамках монополии.
Недостатки естественных монополий: монополия определяет уровень продажной цены, так что она может в значительной степени перекладывать издержки на конечного потребителя, а последний, в свою очередь, не способен оказывать обратного влияния на предприятие; монополии могут блокировать технологический прогресс, обусловленный отсутствием конкуренции; монополист может снижать свои издержки за счет снижения качества выпускаемой продукции; монополия может принимать форму административного диктата, заменяющего экономический механизм.
Таким образом, мы видим, что преимущества естественной монополии становятся недостатками и наоборот. Нельзя прямо сказать, что больше, плюсы или минусы. Но общество не может зависеть только от естественных монополий, потому что на рынке не будет однотипной продукции, из-за отсутствия конкуренции, следовательно, цены будут фиксированными, что негативно скажется на потребителе. Кроме того, при естественной монополии рыночный механизм распределения ресурсов не распределяется в равных долях.
Существует два вида естественных монополий:
1. Естественная монополия. Такие монополии возникают из-за барьеров для начинающих компаний, которые были созданы самой природой.
2. Технико-экономические монополии. Вид этих естественных монополий возникает по техническим или экономическим причинам, непосредственно связанным с эффектом масштаба [7, с. 55].
Существуют следующие виды естественных монополий:
транспортировка нефти и нефтепродуктов;
транспортировка газа;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги государственной почтовой связи.
Крупнейшие монополии - это, как правило, энергетика и транспорт, где экономия за счет масштаба увеличивает размер фирмы с целью снижения издержек производства. Это проявляется в том, что создание нескольких небольших фирм в будущем может привести к более высоким издержкам и более высокому росту цен. Гораздо выгоднее иметь одну монопольную фирму.
Если организации предоставлены исключительные монопольные права, то это автоматически приводит к необходимому государственному контролю за деятельностью этой организации. Этот контроль осуществляется с целью предотвращения злоупотребления властью монопольной фирмой на рынке, а также негативного исхода для потребителей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» // Российская газета. – 1995. – № 164.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Российская газета». – 2006. – № 162.
3. Агафонова, М.О. Проблемы реформирования и регулирования естественных монополий в России / М.О. Агафонова, Л.В. Горяинова // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2019. – № 4 (7). – С. 274-276.
4. Анаева, З.К. Влияние естественных монополий на экономическую стабильность России на примере ОАО «Газпром» / З.К. Анаева, И.С. Вахаев, Х.С. Вахаева // В сборнике: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук Материалы XXIII международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 84-90.
5. Боровской, А.А. Основные проблемы естественных монополий в России и пути их решения / А.А. Боровской // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. – 2018. – С. 33-35.
6. Булатов, А.С. Микроэкономика: учебник / А.С. Булатов. – М.: Юрайт, 2019. – 439 с.
7. Горбачев, А.Н. Исторические этапы и перспективы развития деятельности естественных монополий в России / А.Н. Горбачев // Труд и социальные отношения. – 2019. – № 5. – С. 55-66.
8. Гусейнов, Р.М. Микроэкономика: учебник / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2019. – 447 с.
9. Дотдуева, З.С. Естественные монополии: сущность, особенности функционирование в России, зарубежный опыт / З.С. Дотдуева, А.А. Бабаянц // В сборнике: Человек. Культура. Общество Сборник научных трудов по материалам II-ой международной конференции. – 2017. – С. 74-84.
10. Духнай, О.С. Естественные монополии в экономике России: опасность или необходимость / О.С. Духнай // В сборнике: Проблемы развития современной экономики в условиях глобальных вызовов и трансформации экономического пространства Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – С. 174-177.
11. Калитин, И.И. Методы государственного ценового регулирования субъектов естественных монополий в России и международный опыт / И.И. Калитин, А.В. Шобанов // Транспортное дело России. – 2019. – № 4. – С. 120-121.
12. Кравчук, Д.И. Роль естественных монополий в экономике России / Д.И. Кравчук, В.И. Кравчук // Молодой ученый. – 2019. – № 2 (82). – С. 270-272.
13. Носонбаева, Ж.З. ОАО «РЖД» как естественная монополия в экономике России / Ж.З. Носонбаева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – № 13-2. – С. 98-100.
14. Пиндайк, Р.С. Микроэкономика: учебник / Р.С. Пиндайк, Д.Л. Рабинфельд. – СПб.: Питер, 2019. – 608 с.
15. Федотова, Е.И. Трансформация государственного регулирования естественных монополий в России / Е.И. Федотова, О.Ю. Смирнова // Приволжский научный вестник. – 2017. – № 12-2 (40). – С. 36-38.
16. Шумова, О. Естественные монополии в России / О. Шумова // В сборнике: Актуальные социально-экономические и правовые проблемы развития России в современном информационном пространстве. Материалы VI Региональной научно-практической конференции учащихся и студентов. – 2018. – С. 187-180.