Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования психологического здоровья обусловлена в первую очередь определяющим значением самого феномена здоровья для жизнедеятельности человека. Понятие «здоровье» синкретично, то есть характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью. Важнейшей составляющей здоровья человека является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности, как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека. Психологическое здоровье студенчества имеет глубокий смысл, ибо, как молодые люди воспримут весь накопленный опыт, усвоят его и заложат основу для дальнейшей деятельности, зависит жизнь всего общества.
Стоит отметить, что этот период является одним из критических в жизни человека по ряду причин. В первую очередь это большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, формирование межличностных отношений вне семьи, а также необходимость адаптации к новым условиям труда, проживания и питания.
Социальным заказом общества для образовательных учреждений медицинского профиля становится подготовка не только профессиональных и компетентных специалистов, но и ориентированных на сохранение и поддержание своего физического и духовного здоровья и здоровья нации. Быть готовыми к принятию решений, не требующих отлагательств и брать на себя ответственность за здоровье людей. Это требует не только огромных физических и моральных, но и в первую очередь, психических сил. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Целью исследования: изучить проблемы теории и практики психологического поддерживания физического здоровья.
Объект исследования: поддержания физического здоровья.
Предмет исследования: теория и практика психологического поддерживания физического здоровья.
Задачи исследования:
охарактеризовать проблему жизненных трудностей в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть анализ физического здоровья в отечественной и зарубежной психологической литературе;
изучить этапы формирования психологической поддержки физического здоровья;
охарактеризовать оценку состояния здоровья по Г.Л. Апанасенко как метод экспресс-диагностики в процессе физического здоровья;
рассмотреть исследования в области теории и практики психотерапии;
изучить исследования в области психофизиологии.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты теории и практики психологического поддерживания физического здоровья
1.1 Проблема жизненных трудностей в отечественной и зарубежной психологии
Отечественные авторы обращаются к вопросам саморазвития интегральной индивидуальности, самоактуализации субъекта деятельности, самотрансценденции, связи жизненной трудности с социально-экономическими процессами, развитием жизнестойких качеств, включенности в социокультурное пространство взаимодействия, наполняя новым содержанием категорию жизненной трудности. Жизненная трудность представляется в качестве трансформационного копинга, жизнестойких установок, жизнестойким отношением к окружающим людям, помимо этого, также является показателем психосоматического здоровья, мотивирует субъекта на преобразование стрессогенных жизненных событий.
Стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, это и есть жизнеспособность, чтобы воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане; сформировать смысложизненные установки, стать индивидуальностью, самоутвердиться, найти себя. Человек преобразует среду обитания, для комфортной жизни, при этом, не разрушая и не уничтожая ее.
Адаптационный потенциал задает определенную вероятность, возможность для развития личностного качества, жизненной трудности.
В работах отечественных исследователей, отмечается, что жизненная трудность личности является:
– определенным ресурсом, потенциалом (это могут быть различные психологические свойства), которые востребованы ситуацией;
– является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями;
– интегральной способностью к социально психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.
При этом отмечается динамичность этого личностного образования, и его взаимосвязь с навыками и природными свойствами человека.
В каждой ситуации проявление феномена жизненной трудности, у каждого человека представлено определенным комплексом взаимодополняющих свойств индивидуальности, где «главный, ведущий компонент обусловливает специфику функционирования всей иерархии» психических свойств. Понятие индивидуальность, в психологии отражает неповторимость, уникальность свойств человека и применяется при анализе своеобразия психических свойств человека, проявляющихся в области темперамента, интеллекта, личностных структур; и при анализе иерархической организации психологических свойств человека. Целостность индивидуальности так же определяется единством свойств, относящимся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства. Еще раньше в психологию личности вошел термин «система». Сущность этого подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты изучаются, не изолировано, а во взаимосвязи, и в развитии и движении .
Общие характеристики системы:
– структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;
– целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и не выводимость, из какой-либо части системы ее свойств как целого;
– иерархичность – каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы и включать в себя другую систему – взаимосвязь системы со средой;
В русле онтологической уверенности проблема жизненной трудности раскрывается в работах Н.В. Коптевой .
Автор выдвинула предположение о наличии в структуре онтологической уверенности определенных подструктур: уверенности в собственном «Я»; уверенности в своем теле; уверенности в мире; уверенности в людях и уверенности в значимом для себя. Жизненная трудность в этом отношении воплощает данные аспекты онтологической уверенности человека в своем бытии.
В русле изучения жизненной трудности С.К. Нартова-Бочавер рассматривает суверенность, подразумевая форму субъектности, осуществляемую в границах и на границах психологического пространства. Это пространство основывается на переживании «Я» и личной идентичности человека, а все, что находится за пределами психологического пространства, составляет «НеЯ». С точки зрения С.К. Нартовой - Бочавер, существуют измерения психологического пространства личности, которые отражают соответствующие аспекты бытия человека:
- собственное тело;
- территория;
- личные вещи (артефакты);
- привычки (временной режим);
- социальные связи и вкусы (ценности).
Такие феномены как безопасность, доверие к миру, жизненная трудность, способность личности к диалогу, творчеству, близкие к онтологической уверенности, С.К. Нартова-Бочавер в своей концепции связывает с суверенностью, сохранностью границ психологического пространства личности.
Н.В. Коптева, в русле соотношения жизненной трудности и онтологической уверенности обозначает границы бытия-в-мире, элементами которого являются «Я» и «Не-Я», обладающие для человека значимостью.
Жизненная трудность, успешность преодоления трудных жизненных ситуаций зависит от личностных ресурсов и тех возможностей, которые предоставляет человеку среда. Один из важнейших ресурсов среды – это социальная поддержка. Среди личностных ресурсов выделяются адекватная «Я – концепция», позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, жизненная трудность, способность устанавливать межличностные связи.
Несмотря на собственные психофизиологические данные и социальные условия, взрослый человек имеет возможность, влиять, так или иначе, на ход своей жизни, на особенности взаимодействия с окружающей реальностью. Именно личностные качества являются доминирующими, ведущими в проявлении такого феномена, как жизненная трудность. Понятие об интерактивности индивидуальности восходит к научным разработкам Рубинштейна С.Л. Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определённую приспособительную функцию. Представление В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности остается современной и креативной концепцией. В школе В.С. Мерлина интегративная индивидуальность – это особый характер связи между всеми свойствами человека.
Это динамическая система, осуществляющая приспособление человека к среде. Она содержит ряд иерархических уровней: индивидуальные свойства организма (биохимические, соматические и нейродинамические); индивидуальные психологические свойства (темперамент, личность); социально – психологические свойства (социальные роли). Выделяются два типа детерминации интегративной индивидуальности: каузальной (однозначной) и телеологической (многозначной).
Система образующей функцией интегративной индивидуальности является деятельность. Жизненная трудность представляется в качестве трансформационного копинга, жизнестойких установок, жизнестойким отношением к окружающим людям, помимо этого, также является показателем психосоматического здоровья, мотивирует субъекта на преобразование стрессогенных жизненных событий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 г. № 373. – Режим доступа: http://standart.edu.ru
2. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.: распоряжение Правительства Российской Федерации № 2765-р от 29 декабря 2014 г. // Собрание законодательства РФ.— 12.01.2015.— № 2.— Ст. 541.
3. Батракова, Н. А. Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в системе развивающего обучения / Н.А. Батракова // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 554-555.
4. Голубева, Г.Н., Голубев А.И. Внешние и внутренние факторы риска здоровья студентов / Г.Н. Голубева, А.И. Голубев // Фундаментальные исследования. – 2013. – №8–4. – С. 909–912.
5. Здоровый образ жизни: откуда что берется [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://medportal.ru/budzdorova/final/1509/
6. Зубова А.В. Опыт организации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf
7. Касимов, Р.А. Идеальная модель здорового образа жизни как педагогическое средство формирования здоровой личности в здоровьесберегающем образовательном пространстве / Р.А. Касимов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
8. Кочеткова, С. В. Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedportal.net
9. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
10. Макаренко, В. К. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/sp/2009n2/p63–67.htm
11. Минобрнауки России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф
12. Московченко, О.Н. Мониторинг физического и психо-физиологического состояния в процессе занятий физической культурой и спортом: Рабочая тетрадь для практических и лабораторных работ магистров / О.Н. Московченко. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. – С. 38.
13. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
14. Основы здорового образа жизни человека [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ns-sport.ru/osnovy-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka-page-1.html.
15. Попов, А.В. Методика преподавания физической культуры / А.В. Попов, К.Р. Широков, Д.С. Уманский. - М.: «Знание», 2014. – 374с.
16. Режим дня и его соблюдение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://24.krkam.caduk.ru/p19aa1.html
17. Режим дня школьника. Таблица. Распорядок дня [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://детинн.рф/rezhim-dnya-shkolnika-tablica-rasporyadok-dnya/
18. Формирование здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=18741.
19. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.
20. Эйдемиллер, Э.Г. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства: традиции и современность / Э.Г. Эйдемиллер // Психическое здоровье. − 2015. − Т. 13. − № 2 (105). − С. 45-50.