Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Особенности системы управления предприятиями на современном этапе, тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.
Действительно, опираться только на технические стороны предприятия и не брать в рассмотрение управленческую систему - на сегодняшний день это уже стало фактом. Если собственник не уделяет серьезное внимание организации управления и построения системы менеджмента на его фирме, то функционирование самой фирмы не может быть эффективным, а крупные предприятия в настоящее время не мыслимы без данной системы. Динамичное изменение условий внешней среды предъявляет высокие требования к управлению организациями и, особенно, к управлению персоналом. От успешности решения этих задачи зависит эффективность функционирования организации и, в конечном итоге, ее жизнеспособность.
Объектом исследования является система менеджмента в целом.
Предметом исследования являются система менеджмента на предприятии и уровень ее эффективности.
Целью работы является анализ методологии системы менеджмента предприятия.
Из цели работы вытекают следующие задачи, которые необходимо решить:
1) рассмотреть теоретические основы системы менеджмента предприятия;
2) дать характеристику развитию классических методологий менеджмента;
3) провести ретроспективный анализ классических методологий менеджмента.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные труды зарубежных и отечественных исследователей по проблемам формирования систем менеджмента на предприятиях различных форм собственности, функционирующих в условиях рыночных отношений, таких как А. Файоля, Р. Дарф, Ли Якокка, Дорофеева В.Д., Шмелева А.Н., Короткова А.М., Шеметова П.В., Тебекина А.В., Веснина Р.В., Герчинковой И.Н., Латфуллина Г.Р., Рогожина С.В., Ковалева В.В., и других.
В процессе исследования использовались следующие методы: общие методы научного познания: методы системного, факторного, ситуационного и сравнительного анализов; статистические методы. В работе применено сочетание объективных и субъективных методов научного исследования: наряду с традиционными приемами социально-экономического анализа, использовались методы наблюдений и экспертного опроса.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и содержание понятия системы менеджмента
В переводе с греческого слово «система» означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены [5].
Единство системы обусловлено наличием между элементами системы связей, т.е. реальных взаимодействий. Они характеризуются: типом; силой; характером; характером; степенью постоянства [5].
Системы образует большое количество видов: централизованные и децентрализованные, частичные и полные, гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные), целостные, устойчивые, регенеративные и т.д.
Такое многообразие характеризуется разнообразием подсистем, способов их связи, способом построения, реакциями на изменение и т.д.
Следует разобраться в понятиях «системы управления» и «системы менеджмента». Термин «управление» относиться ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Стаффорд Энтони Бир под управлением понимает перевод системы в новое состояние путем воздействия на переменные [3].
«Менеджмент» представляет собой профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических и тактических решений [6].
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях хозяйствования. Сам термин имеет большое количество значений в зависимости от области его применения [4].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что понятие «система управления» более широкое и включает в себя само понятие «системы менеджмента». Под социально-экономическими системами понимается обособленное объединение людей с целью совместного решения экономических задач. Для решения же поставленных задач фирме требуются различные ресурсы [1].
Фирмы, функционирующие на рынке, постоянно используют в своей работе различные виды ресурсов. Каждый ресурс обладает своей конкретной принадлежностью, имеет определенные характеристики, оказывает различное влияние на деятельность фирмы в настоящем и будущем. Ресурсы постоянно находятся во взаимодействие между собой, а управление этими ресурсами приобретает ключевое значение для деятельности фирмы. Примеры ресурсов – человеческие, финансовые, технические, природные, сырьевые и т.д. По поводу получения и распределения этих ресурсов на фирме возникают социально-экономические процессы. Эту область процессов затрагивает менеджмент.
Итак, исходя из приведенных выше определений, под системой менеджмента в дальнейшем мы будем понимать систему управления организацией и ее социально-экономическими процессами для достижения поставленных целей.
Крупная компания одновременно ставит и решает комплекс взаимосвязанных задач, для чего создается несколько подсистем в системе менеджмента:
- Управление производством;
- Управление персоналом;
- Маркетинг;
- Маркетинг-менеджмент;
- Финансовый менеджмент;
- Управление проектами;
- Стратегический менеджмент;
- Инновационный менеджмент;
- Экологический менеджмент;
- Управление качеством;
- Риск-менеджмент;
- Инвестиционный менеджмент;
- Информационный менеджмент.
Современные системы менеджмента в организациях состоят из наборов систем управления по определённому признаку, например, по типу управляемой системы. Разделение системы менеджмента организации на несколько составных систем управления производится с целью уменьшения комплексности общего управления и повышения управляемости образовавшихся подсистем. Качество управления всей организацией нередко зависит от степени взаимодействия данных (раздельных) систем управления при достижении общих целей [8]. Современные системы менеджмента не мыслимы без ЭВМ, сопутствующей сетевой архитектуры и необходимого программного обеспечения.
Формирования эффективного менеджмента на предприятии производиться в соответствии с принципами менеджмента. В учебниках по менеджменту могут быть представлены в различном количестве, разница состоит только в степени детализации. Рассмотрим следующие основные принципы менеджмента, выделенные Р.В. Весниным:
1. Научность в сочетании с элементами искусства
2. Целенаправленность
3. Специализации в сочетании с универсальностью
4. Последовательность
5. Непрерывность
6. Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления.
7. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения
8. Обеспечение прав и ответственности каждого субъекта управления
9. Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений [5].
Для сравнения И.Н. Герчикова выделяет следующие основные принципы менеджмента:
1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении
2. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности
3. Демократизация управления [7].
1.2 Актуализация методологии менеджмента в современности
Современные условия осуществления хозяйственной деятельности характеризуются становлением новой экономической системы, носящей глобальный характер, что сопровождается глобальными и локальными экономическими потрясениями, высокой волатильностью рынков, дестабилизацией мировой финансовой системы в целом.
Очевидно, что высокая неопределенность внешней среды становится для бизнеса фактором долговременного, если не постоянного воздействия. Поиск новой устойчивой модели со стабильными темпами экономического роста, позволяющими относительно благополучно наращивать экономический потенциал в межкризисные интервалы продолжительностью свыше 20 лет, как это было в прошлом веке, может занять достаточно долгое время. Это обстоятельство является источником новых вызовов для менеджмента компаний всех размеров и уровней вне зависимости от национальной принадлежности, территории функционирования и сферы бизнес-интересов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, Н.Б. Прогнозирование и планирование экономики: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2012 – 172 с.
2. Агафонов А.Н., Испытательный полигонный комплекс: теория и практика стратегического управления: Монография.- М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2015.
3. Байдаков С.Л. Управление мегаполисом в свете концепций стратегического менеджмента // Менеджмент и бизнес администрирование.- № 4.- 2009.
4. Болдырев А.В. Развитие системы менеджмента качества услуг транспортной организации // Вестник ТГУ.- выпуск 8 (76), 2009. С.114 – 126
5. Григорян М.Г. Методология параметрической оценки в системе управления транспортным предприятием // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова.- 2010.
6. Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект: монография// Издательский дом Высшей школы экономики.- 2009 г.
7. Наумов В.С., Холева О.Г., Использование концепции устойчивого развития при управлении транспортными предприятиями // Автомобильный транспорт. вып. 35, 2014
8. Нефедова Я.И., Булгауова Ю.В. Моделирование процессов управления в производственно-транспортной системе // Вiсник Приазовьского державного технiчного унiверситету.- №27, 2013.
9. Лычагин А.М., Лычагин М.В., Попов И.Ю. Управление предприятием и инновации: новые исследования в 2006-2013гг. // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 3 / Материалы Пятнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 15–16 апреля 2014 г. / Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. – М.: ЦЭМИ РАН, 2014.
10. Савушкин С.А., Искоростинский С.А., Лемешкова А.В. Организация клиентоориентированного управления транспортным предприятием // Интеллектуальные технологии в управлении.- №2, 2017.
11. Сорокина В.В., Формирование информационной системы организации на основе инструментария управленческого учета // RANSPORT BUSINESS IN RUSSIA, № 3, 2012.
12. Татаркин А.И. Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона.- №3, 2007.