Фрагмент для ознакомления
2
создание предпосылок к школьному обучению является одной из важнейших задач дошкольного образования
Именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативно-речевой компетенции ребёнка в Дошкольном Учреждении и ученика в школе, преемственность в работе по данному направлению – наиболее актуальные задачи воспитательно - образовательного процесса в детском саду и школе.
В научной литературе представлены широкие спектры направлений исследований проблем формирования речевой компетенции детей дошкольного возраста. Исследователи резко расходятся в понимании значения самого термина компетенция. Часть исследователей, например, А. В. Хуторской и др., трактуют компетенцию как предварительно заданную общественную норму. Другие авторы определяют компетенцию как умение найти, обнаружить процедуру, адекватную проблеме. Однако учёные сходятся во мнении, что компетенцию нельзя отождествлять со знаниями, умениями и навыками. Знания являются результатом целенаправленного педагогического процесса, компетенции формируются в деятельности. Компетенции решают различные задачи, в отличие от умений. Компетенции осознанные и не автоматизированные по сравнению с навыками. Обобщая различные трактовки понятия «компетенция», мы определяем её как социальный образец, в основе которого лежит умение найти и применить процедуру, соответствующую проблеме. Часть авторов отождествляют речевую и коммуникативную компетенции, некоторые исследователи выделяют речевую компетенцию в составе коммуникативной компетенции. В нашем исследовании мы придерживаемся последней точки зрения.
Речевая компетенция – это языковая система в действии, применение ограниченного количества языковых средств, закономерностей их функционирования для построения высказываний от простейшего выражения чувства до отражения нюансов интеллектуальной информации.
Речевая компетенция – взаимосвязанные качества личности (знания, умения и навыки, а также способы деятельности), задаваемые по отношению к определённому компоненту речевой подготовки, включающему языковую, коммуникативную и методическую составляющие. Анализируя трактовки понятия «речевые компетенции», можно отметить, что рассматриваемые компетенции включают комплекс знаний, умений, навыков и способов действий в речевой подготовке. Для формирования данных компетенций основным является развитие умения самостоятельно подбирать и применять необходимые речевые знания и умения в различных ситуациях. Зарубежные авторы рассматривают речевые компетенции в составе коммуникативной компетенции. Они определяют речевую компетенцию как интегративное понятие, которое включает лингвистический (усвоение знаний в имплицитной и эксплицитной форме) и социолингвистический компоненты (использование языка в контексте).
Проанализируем содержание программ, формирующих речевые компетенции дошкольников.
Одна из «Программ развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» подготовлена на основе научно-исследовательской работы в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Она включила в себя результаты исследований в области психологии и лингвистики, посвященные вопросам: взаимодействия языка и речи, речи и мышления, осознания явлений языка и речи ребенком, характеристики ситуативной и контекстной речи детей дошкольного возраста. С учетом позиций многих ученых в программе реализован принципиально новый подход: комплексное решение на одном занятии различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) при его ведущей роли. Особое внимание обращается на формирование представлений о структуре разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение), обучение умению использовать разнообразные средства внутритекстовой связи (лучевая, цепная, параллельная, формально-сочинительная), произвольный отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление. В программе определена последовательность работы по развитию связной речи: обучение называнию предмета (игрушки); выделение признаков, действий; составление совместного описания, затем повествования, рассуждения; придумывание творческих рассказов, сказок.
Решение каждой задачи усложняется на каждом возрастном этапе при сохранении программного ядра. В связной речи – это связывание предложений в высказывания; в словаре – работа над смысловой стороной слова; в грамматике – формирование языковых обобщений; в звуковой культуре речи – интонационное оформление высказывания.
В старшей группе дети овладевают структурным оформлением разнообразных типов высказываний: повествования (начало события, его развитие и конец), описания (тезис, называющий объект, характеристика существенных и второстепенных признаков, заключительная оценочная фраза), рассуждения (определение объясняемого или доказываемого, само объяснение или доказательство). В повествовательных высказываниях старшие дошкольники учатся выстраивать сюжет в логической последовательности, в рассказах по картине – придумывать предшествующие и последующие события. В процессе изложения дети овладевают синонимической связью, активно используют цепную местоименную, формально-сочинительную связи, лексический повтор. Вводятся разнообразные приемы работы над словом: рисование на тему многозначного слова, составление описательных, сравнительных загадок. Работа с многозначными словами становится центром речевых занятий, вокруг нее строится вся система формирования у детей представлений о том, что слово имеет значение.
В подготовительной к школе группе продолжается обучение структурному оформлению разных типов высказываний с опорой на наглядность и без нее, использованию разнообразных типов внутритекстовой связи. Предлагаются задания на объяснение смысла многозначных слов, метафор, фразеологизмов через усвоенные языковые средства, раскрытие синонимических и Семенимических отношений. При пересказе произведений дети овладевают грамматически правильным построением прямой и косвенной речи, используют разнообразные типы синтаксических .
Программа «Детство» (Авт.: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович и др.) ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ее цель заключаются в обеспечении целостного развития дошкольника: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого и социально-личностного.
В программе выделяются три части в соответствии с тремя ступенями данного возраста: младший (3-4 года), средний (5 лет) и старший (6-7 лет).
В программе имеются специальные разделы («Развиваем речь детей» и «Ребенок и книга»), содержащие общепринятые задачи: развитие связной речи, освоение ее грамматической и звуковой культуры. Точное указание направлений работы и конкретность их описания позволяют выделить главное для каждого возрастного периода.
Старший возраст – работа над нарастанием контекстности и выразительности речи, развитие творческой речевой деятельности, индивидуальных способностей, воспитание интереса к речи как особому объекту познания.
На данном этапе на первый план выдвигается развитие связной монологической речи. Акцентируется внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений. Отличительным признаком программы «Детство» можно назвать содержательное определение речевых умений в разных видах деятельности. Оно представлено отдельными пунктами: «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся», «Старший дошкольник в кругу взрослых и сверстников», «Ребенок в мире людей и предметов» и др. Описание конкретных языковых средств применительно к разным видам деятельности согласуется с коммуникативно - деятельностным подходом к речи.
Серьезное внимание в программе уделяется контролю динамики речевого развития дошкольников. В конце разделов отмечены уровни овладения речью, которые позволяют строить образовательный процесс на диагностической основе и таким образом осуществлять поиск наиболее эффективной образовательной технологии. Одним из достоинств программы, является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.
Программа «Радуга» (Авт.: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.) охватывает три возрастные ступени физического и психического развития детей: 2-4 года (1-я и 2-я младшие группы); 4-5 лет (средняя группа); 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
Авторы назвали программу по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности и занятий детей и выделяются: занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром.
Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы – в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Антипова, Ж. Что? Где? Когда? О работе по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста / Ж. Антипова. – М.: Просвещение, 2011. – 72 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М.: МозаикаСинтез, 2004. – 137 с.
4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 46 с.
5. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2000. – 415 с.
6. Витгенштейн Людвиг Избранные работы / Людвиг Витгенштейн; пер. с нем. и англ. В. Руднева. – М.: Территория будущего, 2005. – 440 с.
7. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Академия, 2009. – 327 с.
8. Доронова, Т. Н. Радуга: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
9. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М.: Наука, 2002 – 160 с.
10. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет: лексические темы / С. И. Карпова. – СПб.: Речь, 2012. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Речевая деятельность: учебное пособие / А. Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2010. – 216 с.
12. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста / В. И. Логинова, Ф. Сохин. – М.: Сфера, 2010. – 73 с
13. Маханева, М. Д. Обучение грамоте детей 5 – 7 лет: методические рекомендации для воспитателей детского сада / М. Д. Маханева, Н. А. Гоголева. – М.: Сфера, 2010. – 199 с.
14. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: книга для логопеда / С. А. Миронова. – М.: Сфера, 2007. – 192 с.
15. Парамонова, Л. А. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева. – М.: Сфера, 2011. – 168 с.
16. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2012. – 297 с.
17. Сурикова Т. И. Языковая игра как способ актуализации ключевых идей учебного курса в преподавании лингвистических дисциплин / Т. И. Сурикова // Игра как прием текстопорождения; отв. ред. А. П. Сковородников. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – С. 309–320.
18. Тамбовцева, А. Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду / А. Г. Тамбовцева. – М.: Просвещение, 2012. – 74 с.
19. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей дошкольного возраста / Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохин. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.
20. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников: пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова. – М.: Просвещение, 2011. – 132 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
22. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко, В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2000. – 148 с.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. Академия, 2006. – 384 с.