Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основа любого бизнеса - это процесс контроля, и даже с учетом наличия умений организовать и стартового капитала компании, все это становятся второстепенным без возможности контролировать бизнес.
Фактически любые модели (механизмы) построенные человеком требуют систематического улучшения, а когда речь заходит о моделях, построенных с использованием самих людей, то проблема усугубляется. Любой бизнес - это в первую очередь модель взаимодействия между разными людьми по достижению определенных целей, чаще всего получения прибыли.
Сегодня часто возникает вопрос, как можно проконтролировать сам процесс функционирования компании и конечно проверить, насколько эффективна работа построенной модели. Собственно именно для проведения контроля бизнес - процессов, что невозможно без анализа, и были разработаны и успешно внедрены такие показатели как себестоимость, рентабельность деятельности предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, что анализ себестоимости и затрат современной организации позволит оценивать относительную прибыльность отдельных видов работ, что создает базу для выбора ассортимента продукции; устанавливать запас «прочности» организации; планировать объемы реализации продукции, которые обеспечивают желаемую прибыль.
Предметом данной работы является себестоимость в современных организациях.
Объект работы – анализ себестоимости на примере конкретного предприятия.
Главной целью работы является анализ понятия себестоимости и затрат коммерческой организации с целью стабилизации ее финансового состояния и повышения будущей рентабельности.
В связи с этой целью ставятся задачи:
определить сущность себестоимости,
выделить основные методы определения себестоимости,
проанализировать структуру и динамику себестоимости на примере конкретной организации,
оценить влияние роста себестоимости на финансовый результат деятельности организации.
Работа состоит из двух основных частей. Первая часть исследует теоретические основы и сущность себестоимости. Вторая глава касается вопросов анализа себестоимости на примере конкретной организации.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области учета и анализа затрат в организациях (Кузьмина М.С., Асаул А.Н., Сухинина В.В.), управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Сущность и понятия себестоимости продукции
Себестоимость — денежное выражение затрат бизнеса на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [11, c.21]. . В переводе на русский язык, это означает: себестоимость изделия – это полная стоимость бизнесмену изготовления изделия и расходов на его реализацию.
Себестоимость каждого изделия или услуги разбивается на составляющие ее затраты, а их совокупность будет называться калькуляцией себестоимости. В зависимости от типа выпускаемого продукта выбирается калькуляционная единица. Т.е. выбирается единица продукции, для которой на производстве определяется себестоимость. Это может быть единица производимого изделия, например стол, кран, светильник. Это могут быть натуральные единицы, например килограмм, тонна, метр, квадратный метр, кубометр. Это могут быть условно-натуральные единицы, которые определяются расчетным методом с помощью специальных коэффициентов.
Сложность процесса формирования себестоимости предполагает наличие различных затрат (Рис.1).
Рисунок 1 - Классификация затрат организации [18]
Фактически себестоимость - это совокупность всех (подчеркиваю всех) расходов в денежном выражении от начала реализации бизнеса процесса до окончательного завершения.
Относительно структуры себестоимости можно выделить два основных момента:
Во-первых, существует так называемая чистая структура себестоимости. Данная градация разработана и ведется как накопительная общих расходов по отдельным направлениям (блокам или статьям). Можно отметить, что градация разработана для большого бизнеса, для небольших ИП или ООО столь сложная система не нужна. Правда для полноценного анализа и тем более составления бизнес-плана стоит применять расширенную структуру.
1. Сырье, задействованное в основном производстве (деятельности). Сюда входят - материалы, комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы
2. Расходы энергоносителей – бензин, соляра, электроэнергия, другие виды топлива (в отдельных видах производства это одна из самых значимых статей расходов).
3. Амортизация основных фондов — оборудования, станки, техника, витрины, холодильники, стеллажи.
4. Заработная плата основного персонал, включая обязательные платежи и налоги
5. Общепроизводственные расходы – заработная плата обслуживающего персонала, расходы на рекламу, содержание офиса и так далее.
6. Работы сторонних организаций (контрагентов), аутсортинг или просто договора подрядов
7. Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления, уплата налогов.
Рисунок 2 - Структура затрат компании [18]
Кроме того, себестоимость принято классифицировать по элементам издержек производства, при этом отдельная статья или блок может иметь в своем составе несколько разных элементов.
Основные элементы себестоимости издержек:
издержки, связанные с подготовкой производственных мощностей, запуска;
затраты, отражающие инвестиции в технологии, производство, управленческие решения;
вложения в развитие научно-технической базы, опытно-конструкторские проекты, исследования;
издержки, отражающие сервисную составляющую процесса выпуска товаров;
инвестиции в улучшение условий труда;
зарплата, отпускные, социальные отчисления;
обязательные (страховые) платежи (взносы);
приобретение основных фондов, амортизация;
закупка сырья, материалов;
прочие затраты (включая социальные расходы, в том числе и по «решениям вопроса»).
Таким образом, себестоимость представляет собой комплексное понятие, которое характеризует и связано с затратами компании, которые она несет в процессе производства продукции. Ее минимизация является условием максимизации получаемой прибыли.
1.2.Виды себестоимости
Различают себестоимость производственную и полную. Производственная себестоимость — это полная стоимость изготовления продукта или услуги. Полная себестоимость – включает затраты бизнеса не только на выпуск продукта или услуги и организацию производственного процесса, плюс затраты и на реализацию продукта или услуги.
Важно, что очень часто под себестоимость подразумевают исключительно расходы на производство одной единицы продукции, максимум к общей сумме добавляют общие расходы. Что в корне неправильно, фактически это только одна из частей полной себестоимости и в конечном итоге в общую сумму необходимо включать и расходы, связанные с организацией бизнес процесса. Именно поэтому существует два основных типа себестоимости [11, c.56]:
Полная себестоимость (средняя) — это полный перечень расходов, включая расходы связанные с организации самого бизнеса, покупкой оборудования. Для удобства и получения читаемого анализа, общие расходы, связанные с созданием самого бизнеса, включая внесение оборотных средств, стартового капитала, прочее разбивают на расчетный период окупаемости и равными частями добавляют к общепроизводственным расходам, как собственно и амортизацию основных средств. Таким образом, формируется средняя себестоимость единицы продукции.
Рисунок 3 - Основные виды себестоимости [18]
Приведем пример расчета полной себестоимости.
Стартовые расходы на открытие бизнеса составляют 1 000 000 рублей, включая основные средства и оборотные средства (условно полный период окупаемости в бизнес-плане указан 60 месяцев). Итого 16 667 рублей в месяц.
Общие расходы (зарплата директора, уборщицы, налоги, аренда здания, услуги юриста, прочее) составляют 150 000 рублей в месяц.
За месяц произведено 1000 единиц кожаных ремней. Общие расходы именно на производство составили 500 000 рублей (стоимость кожи, электроэнергия, зарплата рабочим).
Итого полная себестоимость будет составлять — 16667+150000+500000 / 1000 (единиц продукции) = 667 рублей за один кожаный ремень (расчеты условные).
Такие расчеты используют для определения порога безубыточности производства, плюс максимизации прибыли. Фактически есть два основных элемента полной себестоимости - это общие производственные расходы, плюс амортизация и стартовый капитал и второй элемент сама себестоимость производства (сколько денег потратим, если произведем единицу). Так первая категория напрямую не связана с объемами производства (вернее крайне эластична). По большому счету продавец в магазине может продать как одну единицу продукции, так и 100.
Приведем пример расчета предельной себестоимости.
Здесь методика расчета меняется:
1 месяц произведено 1000 ремней -16667+150000+500000 / 1000 = 667 рублей
2 месяц произведено 1500 ремней -666667+16667+150000+750000/2500 =633 рубля
3 месяц произведено 1200 ремней 1583334+16667+150000+600000/3700 = 635 рубля
Как видим, предельная себестоимость напрямую зависит от количества выпускаемой продукции и показывает насколько эффективно наращивать производство в перспективе. Средняя себестоимость отражает текущую конъюнктуру производства, торговли или предоставления услуг.
Существует огромное количество разных видов себестоимости, фактически ее вид зависит от желания собственника проконтролировать тот или иной участок работы, основная классификация выгляди так [4, c.103]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асаул А.Н. Управление затратами в строительстве. – СПб.: СПбГАСУ, 2017. – 299 с.
2. Горячкин П.В. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года. - Новгород, 2015. – 402 с.
3. Достовалов А.В. Гранд-Смета. Методическое пособие по использованию. – М.: Дашков и К, 2016. – 154 с.
4. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2015. – 320 с.
5. Летчфорд А.Н. Исполнительная документация в строительстве. - СПб.: Экономика, 2015. – 173 с.
6. Носенко И.Ю. Сметное дело в строительстве. – М.: Дашков и К, 2018. – 410 с.
7. Основы ценообразования и сметного нормирования в строительстве: Учебное пособие / Бузырев В.В., Суворова А.П. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 349 с.
8. Рой А.Н. Сметное дело. – М.: Инфра-М, 2016. – 504 с.
9. Симанович В.М. Особенности определения затрат в локальных сметах. – М.: Дашков и К, 2015. – 385 с.
10. Синявский И.А. Проектно-сметное дело. – М.: Инфра-М, 2016. – 392 с.
11. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2016. – 92 с.
12. Шипулина Н.П. Пособие по составлению сметных расчетов– М.: Инфра-М, 2017. – 404 с.
Интернет документы
13. сметный портал [Электронный ресурс]. URL: http://cmet4uk.ru/
14. форум сметчиков [Электронный ресурс]. URL: http://forum.smeta.ru/
15. сметное дело [Электронный ресурс]. URL: http://smetnoedelo.ru
16. ценообразование в строительстве [Электронный ресурс]. URL: http://smedelo.ru
17. сметное дело [Электронный ресурс]. URL: http://smetnoe.ru/
18. Институциональная экономика [Электронный ресурс]. URL: http://institutiones.com
19. Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru
20. материалы компании ИН Каменщиков