Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На основании стратегических документов реформирования системы контрольно-надзорной деятельности, содержащих ключевые идеи и представления о желаемом состоянии контрольно-надзорной деятельности, выделить основные положения, которые позволят усовершенствовать систему принципов государственного контроля (надзора).
Рассмотрение действующих принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере государственного контроля (надзора) позволяет сделать выводы о том, как реализуются действующие принципы на практике, насколько они эффективны и актуальны, в каких ситуациях они срабатывают, а в каких остаются на уровне идей. Здесь важно своевременно увидеть динамику их развития, уровень их приоритетности и актуальности.
Теоретическую основу исследования составляют труды ряда исследователей: политологов, социологов, юристов и экономистов. Среди таких ученых, необходимо выделить таких как Т. С. Гавриленко, С. Ю. Наумова, В. В. Гулина, А. А. Джагаряна, С. В. Кабышева, В. Д. Мазаева, К. А. Минибаева, А. Д. Моисеева, Г. В. Скрипкина и др.
В теории данный вопрос считается дискуссионным. Одни авторы, такие как А.С. Автомонов, Д.В. Бадовский, А.Д. Богатуров рассматривают подобное мероприятие как необходимое в случае, когда органы власти не способны обеспечить решение тех или иных вопросов. В этом случае решение таких вопросов должны брать на себя другие органы. Другие авторы, например, Н.Л. Пешин, считают, что использование подобной процедуры служит механизмом неправомерного изъятия у органов местного самоуправления их полномочий.
Цель работы – анализ контроля в системе государственного управления.
Задачи работы:
– изучить механизм контроля и его сущность;
– обосновать необходимость законодательного разграничения контрольных функций органов государственной власти;
– проанализировать действующую практику контрольных мероприятий;
– вскрыть проблемы осуществления контроля;
– наметить пути решения выявленных проблем.
Объект исследования – система государственного управления.
Предмет исследования – место контроля в системе государственного управления.
1. Теоретические основы государственного контроля
1.1. Сущность государственного контроля
Все страны мира образуют системы государственного контроля, которые функционируют в разных областях жизнедеятельности общества. Все системы государственного контроля характеризуются следующими общими признаками:
строгая регламентация порядка реализации государственного контроля;
независимость органов государственного контроля;
четкое определение объекта и субъекта государственного контроля;
единая правовая регламентация механизмов государственного контроля;
открытость и прозрачность контрольной деятельности органов государственной власти.
Особенности управления на государственном уровне проявляются в целях, способах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, ответственности и системах стимулов. Реализация каждой функции управления на государственном уровне обладает соответствующей спецификой.
Выделяя государственный контроль и оценку результатов государственной деятельности необходимо отметить, что деятельность осуществляется специальными структурными единицами и государственными служащими. Контроль на государственной службе носит более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.
Особенности государственного контроля реализации управленческих решений особенно явно выражаются в принципах и требованиях, которые предъявляются к реализации функции контроля в органах государственного управления [1].
Контроль основывается на единых общих и частных принципах контроля реализации распорядительных документов органов государственного управления. Из каждого принципа государственного контроля вытекает определенное требование, которому необходимо следовать при осуществлении государственного контроля в органах государственного управления. Среди принципов контроля в органах государственного и муниципального управления можно выделить следующие [2]:
1. Принцип массовости контроля, из которого вытекает требование привлечения к контролю органов государственного управления в особых случаях широких слоев населения;
2. Принцип контроля, который подразумевает, что функция контроля и надзора реализуется повсеместно. Данный принцип создает требование реализации функции контроля государственных и муниципальных органов во всех сферах их функционирования;
3. Принцип всесторонности контроля, предполагающий осуществление данной функции с учетом всей полноты требований к ним, что означает охват и проверку всех особенностей подконтрольного объекта государственного управления;
4. Принцип реальности контроля, основывающийся на реализации требований проведения действительного контроля, основанного на фактах;
5. Принцип объективности контроля, понимание которого лежит в беспристрастной оценке результатов контроля государственных органов управления, не терпящей субъективизма в отношении к объекту государственного контроля;
6. Принцип результативности контроля, который заключается в важности получения конкретного результата контрольной деятельности органов управления, выраженного в количественных и качественных показателях.
В органах государственного управления реализуется предварительный, текущий и заключительный контроль [4].
Предварительный контроль применяется в трех главных областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный государственный контроль исполнения реализуется в период разработки постановлений и распоряжений и последующего выведения утвержденных документов на контроль.
Текущий государственный контроль исполнения осуществляется непосредственно в ходе осуществления деятельности. Как правило, его объектом выступает выполнение государственными служащими распорядительных документов, а сам он традиционно является прерогативой их непосредственного начальника и контрольных органов.
Важно отметить, что любая структура, которая кажется на первый взгляд идеальна имеет свои слабые места и недостатки. Программы, которые выглядят красиво на бумаге и эффективно используются в другом месте и в другое время, могут и не оправдать всех надежд, которые возлагаются на нее руководством. Важным аспектом неопределенности любой системы выступают люди, которые являются исполнителями распорядительных документов руководства.
Требуется большое количество времени для правильного и достоверного прогноза реакции работников, которые будут исполнять новые инструкции и команды, возложение на них дополнительные права и обязанности, несмотря на множественные успехи в понимании механизма поведения людей в процессе их трудовой деятельности.
Своевременно не устраненные ошибки и недочеты, которые возникают при исследовании и оценке ситуации внутри администрации, неразрывно связываются с ошибками в анализе будущих условий внешней среды и поведения людей. Вероятность данного взаимодействия в администрации достаточно велика из-за высокой степени взаимосвязи и взаимозависимости различных подразделений.
Контроль должен обладать стратегическим характером, другими словами, поддерживать цели и задачи той государственной структуры, или организации, в интересах которых он осуществляется. Одна из ключевых задач контроля состоит в обеспечении оптимальности принимаемых управленческих решений, реализации задуманных планов, а также нацеленности на высокие практические результаты [5].
При рассмотрении управления как способа обеспечить эффективное функционирование администрации в разрезе открытой системы с продуктивной обратной связью, т.е. как системы, которая обеспечивает выходные характеристики на определенном уровне, не принимая во внимание влияние внешних и внутренних факторов, влияющих на результат, то становится ясно, что эффективное управление выходит далеко за рамки обычного стремления создать и поддерживать устойчивость какой-либо системы и необходимым образом реагировать на появляющиеся проблемы. Крайне важно гибко откликаться на существующие условия внешней среды и улучшая управленческую деятельность, первоначально заняв активную позицию, для эффективной работы в долгосрочной перспективе.
Эффективный контроль обеспечивает:
1. Стимулирование творческого подхода к трудовой деятельности. Творческая деятельность включает в себя постановку целей управления, средств и способов их реализации. Суть творческого подхода заключается, первоначально, в том, чтобы отыскать все новое и ранее не использованное в сфере управления и при участии всех членов организации искать направления и пути решения возникающих управленческих проблем, тем самым ориентируя их на достижение отдаленных целей и планомерно организованные действия. Комплекс трудовой и творческой деятельности существенно увеличивает потенциальные возможности руководителя и всех сотрудников. Тем не менее необходимо помнить, что творчество основывается на смысловые разработки проблем организации с их последующим исследованием. Именно поэтому контроль позволяет выделить из множества проблем именно те, которым больше всего требуется концептуальная проработка.
2. Совершенствование организационной структуры.
Анализ и оценка процесса государственного управления приводят к результатам о соответствии структуры органов государственной власти задачам, которые они решают в процессе их деятельности. Структура организации как метод взаимодействия и взаимосвязи компонентов, образующих ее, а именно подразделений, сотрудников, сил и т.п., требует относительной самостоятельности и устойчивости подразделений, которые реализуют различные функции и полномочия. Изменение внешних условий, формирование новых задач определяет необходимость и целесообразность изменения структуры государственных органов управления и их подразделений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
3. Федеративный договор от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»
6. Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Республике Мордовия на 2012 – 2017 годы: Распоряжение Правительства РМ от 17.12.2012 № 735-Р // Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы Консультант-Плюс.
7. Васильев В.И. Местное самоуправление и государственная власть. – 2015. – №11 – С. 44-49.
8. Гавриленко Т.Ю. Государственное регулирование факторов экономического роста: монография / Т.Ю. Гавриленко [и др.]. - М.: Русайнс, 2016. - С. 16.
9. Джагарян А.А. Становление местного самоуправления в Крыму: проблемы конституционализации / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян // Вестник Саратовской юридической академии, 2015. - № 5 (106). - С. 49-56.
10. Ерошкин А.К. Система управления муниципальной собственностью в РФ // Молодой ученый, 2016. - №11. - С. 733-736.
11. Зайковский В.Н., Лепехин И.А. О месте антикоррупционной деятельности в структуре вопросов местного значения // Безопасность бизнеса. 2017. № 1. С. 52.
12. Зинченко Е.Ю. Разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления / Е.Ю. Зинченко // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 2 С. 15.17.
13. Моисеев А.Д. Муниципальное управление: учебное пособие / А.Д. Моисеев, Л.В. Московцева, А.С. Шурупова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 215 с.
14. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов [и др.]. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2016.
15. Пешин Н.Л. К вопросу о допустимости перераспределения полномочий между органами государственной и органами местного самоуправления / Н.Л. Пешин // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. №2. С. 44-48.
16. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления / Г.Ф. Скрипкин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 328 с.