Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в целях высокоэффективного государственного регулирования экономики в мире существенная роль отводится таможенному механизму. Данный механизм включает в себя таможенные сборы и пошлины, различные налоги, взимаемые в связи с ввозом в государство или вывозом за границу различной продукции, многообразные таможенные процедуры, систему запретов, а также ограничений на перемещение продукции через границы.
С помощью современного таможенного механизма сегодня создаются оптимальные условия конкуренции различной иностранной продукции с отечественными товарами, а это оказывает существенное влияние на активное развитие внутреннего производства, стимулирует расширение экспортных возможностей государства. Таможенные платежи – это важнейший регулятор участия государства во всей системе современных внешнеэкономических связей. Они по большей части определяют место государства в международном разделении труда, а также обеспечивают значительную часть доходов страны.
Опыт различных развитых государств говорит о том, что высокоэффективная система современных таможенных платежей – это важный фактор экономического развития, необходимое условие существования достаточно сильного государства. Таким образом, можно сказать, что изучение таможенных платежей в системе таможенного регулирования Российской Федерации представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной курсовой работы.
Степень разработанности проблемы. Отдельные вопросы в области таможенных платежей, такие как виды таможенных платежей, их назначение, механизмы взимания и др., находятся в центре внимания А.В. Ашмарина, О.Ю. Бакаевой, А.А. Журавлева, Е.П. Коваленко, А.Р. Кондратюк, О.Б. Сокольниковой, М.М. Шумилова и др. исследователей.
Значительная часть научных трудов посвящена рассмотрению отдельных видов таможенных платежей. К ним можно отнести работы А.А. Демичева, А.С. Логиновой и др. Вопросам финансово–правового регулирования уплаты таможенных платежей в РФ уделяет внимание в своей работе А.И. Ашмарин.
Труд А.А. Артемьева посвящен вопросу совершенствования администрирования таможенных платежей. Тем не менее, вопросы о правовой природе таможенной пошлины, основ ее исчисления, совершенствования технологии уплаты до сих пор остаются открытыми, не в полной мере изученными и представляют значительный интерес для дальнейших исследований.
Объектом курсовой работы являются таможенные платежи.
Предметом курсовой работы являются виды таможенных платежей и их значение.
Целью курсовой работы - разработать рекомендации по улучшению системы уплаты таможенных платежей.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть понятие таможенного регулирования;
– изучить сущность таможенных платежей и их значение;
– выделить особенности расчета таможенных платежей;
– определить понятие и сущность контроля таможенных платежей;
– рассмотреть проблемы определения величины таможенных платежей;
– выявить перспективы совершенствования таможенных платежей.
Методологической основой исследования стали комплексный анализ и системный подход к изучению различных аспектов взимания таможенных платежей.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Основы таможенного регулирования в Российской Федерации
Таможенное регулирование в России – это управление внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), осуществляемое с целью пополнения бюджета и для защиты отечественного производителя. Его целью является экономическая безопасность и достижение стабильного экономического роста. У России, как члена Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), общее с ним таможенное пространство .
Поэтому юридической основой таможенного регулирования в России является Таможенный Кодекс ЕАЭС и Федеральный закон о таможенном регулировании 289 . Эти законодательства гармонизированы между собой и позволяют полностью регламентировать все нюансы таможенного регулирования. Более того именно вопросы таможенного регулирования подтолкнули страны объединиться в таможенный союз. Таможенное регулирование ВЭД в России осуществляют таможенные органы.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России.
Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.
Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.
Таможенное тарифное регулирование ВЭД применяется для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции и для пополнения бюджета с помощью ставок таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.
Основным инструментом тарифного регулирования является тариф. Методы его применения устанавливаются законодательством. Таможенный тариф – это ставки таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС. Размер ставок устанавливается законодательно, в соответствии с принятой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
В отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются таможенные преференции. Преференции предусмотрены при торговле со странами, входящими в ЗСТ. Кроме определения ставок таможенных пошлин на товары, устанавливается порядок их применения: определение таможенной стоимости товара, страны происхождения товара .
Нетарифное регулирование служит для защиты отечественных производителей от зарубежной конкуренции, при резко возросшем импорте товаров, а также при ввозе импортных товаров по заниженным, демпинговым ценам. Меры нетарифного регулирования используются для контроля вывоза продукции, например, для ограничения вывоза товаров для стимулирования обрабатывающей промышленности.
Эти меры применяют для поддержания баланса между спросом и предложением, а также для стабилизации цен на товары ограничительными и запретительными методами. Меры нетарифного регулирования используются, чтобы оградить рынок от некачественных товаров, не соответствующих требованиям безопасности.
Нетарифное регулирование – это совокупность мер по управлению ввозом товаров (импорт) и вывозом товаров (экспортом), включающее в себя разрешительные и запретительные, ограничительные меры .
Меры технического регулирования – это меры по ограничению ввоза в страну некачественных товаров, не соответствующих регламентам: национальному и союзному. Разрешается ввоз только тех товаров, на которые оформлен подтверждающий документ: декларация или сертификат соответствия.
Другие меры регулирования – это меры, связанные с соблюдением действующего законодательства и обеспечением безопасности использования перемещаемых, ввозимых или вывозимых товаров. Предотвращения угрозы для жизни и здоровья граждан, а также их имущества.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности позволяет успешно решить все поставленные цели: фискальные – пополнение бюджета, так и протекционистские – защита отечественных производителей. Главная цель – это экономическая безопасность и стабильный рост, поддержание баланса между спросом и предложением.
1.2. Цели и функции таможенного регулирования в Российской Федерации
Таможенное регулирование – это государственное управление внешней торговлей, базирующееся на использовании определенных пошлин, правил и процедур. Оно устанавливает порядок, и правила работы органов таможни по обеспечению соблюдения мер таможенно–тарифного регулирования, запретов и ограничений при ввозе товаров в Россию и вывозе из России.
Для Российской Федерации главная цель таможенного регулирования :
– обеспечение интересов ее экономики: стимулирование развития и защита национальной экономики путем реализации торгово–политических задач;
–содействие структурной перестройке;
–эффективное применение механизмов пограничного контроля;
–регулирование товарообмена на территории государства;
–участие в решении задач торгово–политического характера для защиты национального рынка;
–иные цели, определением которых занимается действующее Правительство.
Функции таможенного регулирования в Российской Федерации:
–защита экономических интересов; сохранение экономической безопасности;
–принятие средств таможенного регулирования торгово–экономических отношений; взыскание налоговых сборов, пошлин и других платежей, возникающих при пересечении товаром границы;
–контроль поставок по стратегическим и иным жизненно важным грузам для страны.
В понятие таможенного регулирования входит совокупность отношений, связанных с внутренней и внешней государственной политической
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2016, № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. II) от 26 января 1996 г. № 14–ФЗ (с изменениями 18.03.2019) // Собр. законодательства РФ. – 2019.–№30
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146–ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. № 31,.03.08.1998. Ст. 3824.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289–ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018. № 32 (часть I). Ст. 5082.
7. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе») // Собрание законодательства РФ. 23.09.2013. № 38. Ст. 4823.
8. Абусуфянова З.Т. Таможенные платежи: учебное пособие. Махачкала: АЛЕФ, «ДГТУ», 2019. 152 с.
9. Алексеев П. В. Достижения, проблемы и перспективы валютно–экономической интеграции в регионе СНГ / П. В. Алексеев // Валютное регулирование. Валютный контроль. – 2017. – № 12. – С. 29–37.
10. Антоновская Е.А. Планирование доходной части федерального бюджета РФ // Вестник Чувашского университета. 2016. № 3. С. 109–114.
11. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.
12. Боков, К. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России: монография. / К. Боков. - М.: Проспект, 2017. - 172 с.
13. Боброва А.В. Тенденции и динамика поступления таможенных платежей в бюджеты Российской Федерации // Управление в современных системах. – 2017. – № 3 (14). – С. 35–43.
14. Бовкун Д.В. Взимание таможенных платежей и их роль в формировании доходной части бюджета России // В сборнике: Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум Электронный сборник статей по материалам V студенческой международной научно–практической конференции.. 2018. С. 83–88.
15. Богомолова А.В., Будяк И.С. Роль таможенных платежей в структуре бюджета Российской Федерации // Форум молодых ученых. 2018. № 5–1 (21). С. 569–574.
16. Буваева, Н. Международное таможенное право: учебник. / Н. Буваева. - М.: Юрайт, 2018. - 376 с.
17. Вериш Т. А. Проблемы взимания таможенных платежей с международных почтовых отправлений [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2017. – С. 248–251.
18. Гомон И.В., Скаблова К.В. Анализ поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет от экспорта нефти и нефтепродуктов // Colloquium–journal. 2019. № 8–8 (32). С. 65–66.
19. Джабиев А.П. Таможенные платежи как важнейший инструмент формирования доходной части федерального бюджета России // Финансовая экономика. 2019. № 2. С. 598–602.
20. Дмитриев В.К., Рагозина Н.А. Актуальные вопросы экономико–правового и таможенного регулирования в России и в масштабе евразийского экономического союза // Юридическая наука. 2018. № 5. С. 86–90.
21. Давиденко, Л.Г. Налоги и таможенные платежи: учебное пособие / Л.Г. Давиденко. - СПб: ИЦ Интермедия, 2017. - 199 с.
22. Енькова А.В. Таможенный тариф в системе таможенных платежей: роль в формировании федерального бюджета // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 59–64.
23. Жуковец В. Ю. Таможенное право в вопросах и ответах. Краткий курс: учебное пособие / В. Ю. Жуковец. – М.: Эксмо. – 2017. – С. 98.
24. Каштанова А.И. Определение зависимости поступления таможенных платежей от предоставляемых льгот по их уплате // Велес. – 2017. – № 5–3 (47). – С. 39.
25. Моргун А. В. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей // Молодой ученый. – 2019. – №45. – С. 87–89.
26. Петров А.Д. Место и роль таможенных органов в формировании доходной части федерального бюджета // Вестник современных исследований. 2018. № 12.17 (27). С. 323–325.
27. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 26.03.2020).
28. Шамиловская Д.А. Направления увеличения доходов федерального бюджета в современных экономических условиях // Вектор экономики. 2018. № 6 (24). С. 18–22.