Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, денежные средства, которые получает Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук направлены только на обеспечение текущей деятельности. Проведем анализ полученных денежных средств в таблице 4. (Приложение 1,2,3)
Таблица 4 – Анализ источников финансирования деятельности Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук за 2017-2019 годы
Содержание 2017 год 2018 год 2019 год Абсолютный прирост,+/– Относительный рост, в %
2017/ 2016 2018/ 2017 2017 год к 2016 году 2018 год к 2017 году
Доходы от собственности 32743,46 36857,88 30903,15 4114,43 -5954,73 112,57 83,84
Доходы от оказания платных услуг (работ) 27325,86 29470,66 38091,59 2144,80 8620,93 107,85 129,25
Безвозмездные поступления 0,00 0,00 4250,30 0,00 4250,30 0,00 0,00
Прочие доходы 4,16 892,92 -5786,03 888,76 -6678,94 21 486,60 -647,99
Итого: 60073,48 67221,46 67459,01 7147,99 237,55 111,90 100,35
Данные таблицы наглядно показывают увеличение поступлений денежных средств по доходам от собственности в 2017 году и резкое их сокращение в 2018, так в 2017 году средства увеличились в размере +4114,43 тыс.руб. или на +12,57%, а к концу 2018 года на -5954,73 тыс.руб. или на -16,16%. Доходы от оказания платных услуг (работ) не показывают колебаний, а только положительную динамику на протяжении всех периодов так в 2017 году произошло увеличение на +2144,80 тыс.руб. или на +7,85%, а в 2018 году +8620,93 тыс.руб. или на +29,25%. Безвозмездные поступления отмечены лишь в 2019 году в размере +4250,30 тыс.руб. Наглядно динамика источников финансирования Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук» за 2017-2019 годы представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика источников финансирования Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук» за 2017-2019 годы
Еще одним потоком денежных средств на которое хотелось бы обратить внимание — это прочие доходы, они показывают неравнозначную динамику, так в 20178 году наблюдается увеличение на +888,76 тыс.руб. и их снижение к концу 2018 года. Так к концу 2018 года они сократились на -6678,94 тыс.руб.
2.3 Проблемы и пути развития финансирования науки в современных условиях
В настоящее время, согласно Глобальному инновационному индексу (GII), Россия находится на 46-м месте (2018 и 2019 гг.), а согласно Инновационному индексу Блумберга – 2019 (BII) – на 27-м месте в мире. GII фиксирует относительно последовательный подъем страны с 68-го места в 2008 г. (лучший результат – 43-е место в 2016 г.). Утрата Россией прежних позиций особенно ярко проявляется на фоне подъема Китая. Если в 2016 г. Китай, находился на 21-м месте в мире, а Россия – на 12-м, то в 2019 г. Китай переместился на 16-е, а Россия – на 27-е место в мире .
2019 год не устранил ряд системных проблем российской науки, хотя в некоторых областях начал формироваться базис для положительных изменений.
Российская наука по-прежнему почти на 70% финансируется из государственного бюджета – это беспрецедентно высокий уровень в сравнении со странами, имеющими развитую науку, и со странами, проводящими политику по наращиванию научной базы (например, входящими в БРИКС). Участие бизнеса в финансировании исследований и разработок остается скромным (менее трети суммарных внутренних расходов на ИР), хотя по абсолютным размерам есть тенденция роста. Бюджетные ассигнования на науку растут опережающими темпами в условиях низкого спроса на ее коммерческие приложения. При этом в самом российском бизнес-секторе расходы на исследования и разработок в значительной мере (почти на 60%) покрываются государством. Это в несколько раз больше, чем в развитых и быстрорастущих странах. В итоге при увеличивающемся государственном финансировании науки доля расходов на исследования и разработок в ВВП страны остается на низком уровне, близком к 1%. Соответственно, очевиден дефицит механизмов вовлечения бизнес-сектора в финансирование (софинансирование) исследований и разработок, по крайней мере, для сокращения масштабов замещения частных средств государственными.
Характерно, что после кризиса 2008 г. в большинстве развитых стран именно бизнес стал активно наращивать расходы на исследования и разработок, а прирост государственного финансирования происходил более низкими темпами. В России этого не произошло: бизнес остается слабым источником поддержки исследований и разработок.
Следующая проблема – это несбалансированность возрастной структуры исследователей. Сложилось два «полюса» – молодые (до 39 лет), и их число сильно выросло за последние годы, и пожилые (старше 60 лет). Среднее поколение ученых в возрасте 40–59 лет, которое считается наиболее продуктивным, остается небольшим (в настоящее время – меньше трети общей численности исследователей), и его удельный вес падает. Структура научных кадров считается эффективной (т.е. такой, когда достигаются наилучшие научные результаты как по количеству, так и по качеству), если молодое и старшее поколения составляют около 20% каждое, а 60% – это исследователи среднего возраста
Вторая серьезная кадровая проблема – низкая мобильность российских исследователей, как внутренняя, так и внешняя, что влияет на качество научных результатов
Материальная база науки – еще один параметр, который качественно мало изменился в последние годы. Научные приборы и оборудование обновляются уже не один год, правда, основной фокус государственной поддержки был сосредоточен на университетах, а не на научных институтах. В каждом из секторов науки есть элитные организации, которые получают больше ресурсов. При этом элитность не всегда обусловлена результатами, она может быть связана с наличием формальных статусов и рядом других факторов. Однако, помимо обновления, есть проблема эффективной эксплуатации оборудования, а ей уделяется значительно меньше внимания. В результате, пока оборудование используется недостаточно эффективно, нет полноценных центров коллективного использования. Есть недозагруженное современное оборудование, так как оно закупалось не системно либо под решение единичных задач. Есть дублирующие друг друга уникальные установки. Таким образом, вопрос оптимальной загрузки научного оборудования стоит не менее остро, чем его обновления.
Следующий проблемный аспект – качество научных результатов. Краткая история применения в России мер по повышению результативности
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – М., 1996. – № 35. – Ст. 4137. 44. Федеральный закон от 27.09.2013 № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Официальный сайт Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/. (дата обращения 25.03.2020)
2. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2018 г. № 1652 «Об утверждении Правил взаимодействия федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» и Министерства науки и высшего образования РФ при осуществлении ими отдельных полномочий в соответствии с Федеральным законом «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации// Официальный сайт Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/. (дата обращения 25.03.2020)
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Президент России. Документы. – М., 2020. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (Дата обращения: 25.03.2020.)
4. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 26.02.2019) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // // Официальный сайт Консультант-Плюс http://www.consultant.ru/. (дата обращения 25.03.2020).
5. Аракелян К.Э., Акулинин Ф.В., Зенин А.Е., Кравцова Ю.А. Проблемы развития научных исследований в России // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018 - Т. 149 - С. 941
6. Борисова А. Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки // РБК. – 2019. – 13.02. – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/society/13/02/2019/5c5d93b79a794721cbd2c821 (Дата обращения: 25.03.2020.)
7. Богачева О. В., Смородинов О. В. Актуальные вопросы организации государственного финансирования НИОКР // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 2. С. 37–50.
8. Борщевский Г. А. Совершенствование подходов к оценке государственных программ Российской Федерации // Экономический журнал ВШЭ. 2020. Т. 22. № 1. С. 110–134.
9. Дежина И.Г. Оценка мер государственной политики России в области науки // ЭКО. 2012. № 2. С. 108120.
10. Диденко Н.И. Проблемы финансирования науки в ЕС и в России: сходство и различие // Финансы и бизнес. 2018 - № 1 - С. 8086.
11. Механик А. РАН становится главным научным экспертом // Эксперт. 28.01.2019. № 5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://expert.ru/expert/2019/05/ran-stanovitsya-glavnyim-nauchnyim-ekspertom/
12. Миндели Л.Э., Черных С.И. Расходы на науку: мифы и реальность // Общество и экономика. – М., 2020. – № 2. – С. 104–115.
13. Нестеров С. Инновации в цифре: В Санкт-Петербурге создается крупнейший в стране инновационный центр // Российская газета - Спецвыпуск № 236(7994) [Электронный ресурс] Режим доступа:https://rg.ru/2019/10/20/reg-szfo/v-sankt-peterburge-sozdaetsia-krupnejshij-v-strane-innovacionnyj-centr.html
14. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации) Учебник/ под ред. Д.э.н., проф. И.А.Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2017. – С. 60-61.
15. Путин заявил, что России нужен технологический прорыв. ТАСС, 26.04.2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/5161633
16. Слепнева Т.А. Направления и формы финансирования научно-инновационной деятельности в РФ // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2018- № 5 (19). С. 207-210.
17. Старых В.А. Открытая информационнообразовательная среда национального уровня – основа ифраструктурной инвариантности // Иннов: электронный научный журнал, 2019 - №1 (10). [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.innov.ru/science/tech/otkrytayainformatsionnoobrazovate/
18. Статистика науки и образования. Вып. 6: Затраты и источники финансирования научных исследований и разработок. Инф.-стат. материал. – М.: ФГБУН НИИ РИНКЦЭ, 2020. – 200 с.
19. Статистический бюллютень «Наука и инновации в Санкт-Петербурге 2017. Режим достпа https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%9F%D0%BE%D1%81%20%D0%B2%D0%B0%D1%80--%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%A1%D0%9F%D0%B117.pdf
20. Статистический бюллютень «Наука и инновации в Санкт-Петербурге 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://petrostat.gks.ru/storage/mediabank/%D0%B1%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%A1%D0%9F%D0%B118.pdf
21. Global Innovation Index 2019: Creating Healthy Lives – The Future of Medical Innovation / Cornell University, INSEAD, World Intellectual Property Organization. – Ithaca; Fontainebleau; Geneva, 2019. – 451 p. – Mode of access: https:// www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/gii-full-report-2019.pdf
22. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// https://gks.ru/
23. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bus.gov.ru/pub/agency/218895/annual-balances-f0503737/3860491