Фрагмент для ознакомления
2
имеет право на смерть, что он свободен на правовых основаниях распоряжаться своей личной собственностью, но не как не жизнью .
В-третьих, очевидно, что, раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других .
Многие теоретические и практические споры могут быть разрешены в случае отказа от использования термина «пассивная эвтаназия», в котором искусственно соединены права пациентов на выбор способа лечения и отказ от лечения .
Поэтому, скорее всего, более взвешенной является нейтральная позиция государства в решении вопроса о возможности пассивной эвтаназии, когда государство, признавая жизнь естественным правом, неправомочно ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству . Кроме того, эвтаназия должна быть обеспечена обязанностями государства о предоставлении информации пациенту о его здоровье, помощи психотерапевта, безболезненности его кончины .
Понятно, что в настоящий период социально-экономического развития страны вряд ли можно легализовать данный подход, учитывая достаточно сложные морально-этические аспекты данной проблемы и общее "самочувствие" общества в реализации и соблюдении личных неотъемлемых благ и свобод. На данном этапе в любом случае ограничение регулирования вопросов эвтаназии всего-навсего лишь одной-единственной нормой ни в коей мере не вносит ясность и определенность как в действия тяжело больного пациента, так и медицинского персонала. Фактически решение этого принципиального вопроса отдается на уровень правоприменительной практики и уголовно-правовой квалификации деяний, связанных со смертью пациентов в медицинских учреждениях.
Таким образом, Принятие идеи эвтаназии требует серьезной переориентации морального сознания общества. Суть этой перестройки, предполагающей нравственное допущение эвтаназии, заключается в открытом отстаивании ряда принципов.
Во-первых, убеждение, будто медик всегда, в любой ситуации обязан что-то предпринять, чтобы продлить насколько возможно жизнь человека, не должно оставаться единственной нравственной оценкой.
Во-вторых, теория безусловного превосходства биологической выживаемости над другими ценностями должна уступить место доктрине качества жизни, в соответствии с которой быть человеком в подлинном смысле этого слова более ценно, чем быть просто живым.
В-третьих, если невозможно разорвать связь между страданием и человеческим бытием, превратившимся в сплошную боль, иначе как через прекращение этого бытия, то при соблюдении определенных условий (наличии просьбы больного, должном контроле и т.п.) следует пойти на такой крайний шаг.
Вопрос о том, должны ли мы позволить, чтобы пациентам предлагалась активная помощь в умирании, порождает множество сложных медико-этических и юридических проблем.
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭВТАНАЗИИ И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ УБИЙСТВА
В российской уголовно-правовой науке традиционным является положение, согласно которому объективным критерием построения Особенной части УК РФ был родовой объект, т.е. объект, единый для группы однородных преступлений, нормы об ответственности за которые объединяются, как правило, в одной главе. Родовым объектом для преступлений против личности являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность индивидуума, охраняющие права, свободы, законные интересы человека и гражданина.
Этот объект состоит из отдельных слагающих, отраженных в главах названного раздела, среди которых собственное содержание имеют общественные отношения, обеспечивающие нормальное существование человека. Охраняемые нормами гл. 16 УК РФ отношения представляются видовым объектом, под которым следует понимать совокупность качественно однородных по своему содержанию отношений, охраняемых одним комплексом уголовно-правовых норм, объединенных в одну главу уголовного кодекса.
Относительно содержания видового объекта убийства, то таким объектом должны быть признаны жизнь и здоровье другого человека.
Моментом смерти человека является момент смерти его мозга, или его биологической смерти (необратимой гибели человека). Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером).
Со смертью человека прекращается уголовно-правовая охрана его жизни, и, следовательно, нельзя говорить об убийстве, когда лицо производит выстрел в человека, уже умершего, с целью лишения его жизни. Как известно, обязательным элементом состава преступления является объективная сторона преступления. Как отмечается в юридической литературе, объективная сторона преступления – это внешний признак общественно-опасного посягательства, причиняющего вред общественным отношениям в определенное время, в определенном месте и в определенных условиях.
Все виды убийства проявляются в лишении человека жизни, без наступления смерти потерпевшего данное преступление не может быть признано оконченным (материальный состав). Убийство может совершаться как путем действия, так и путем бездействия. В большинстве случаев убийство совершается путем активного поведения-действия, которое нарушает функции или анатомическую целостность жизненно важных органов человека.
Следующим звеном в объективной стороне преступления является преступный результат, который порождают преступные действия (бездействие). Преступный результат (общественно опасные последствия) убийства заключаются в причинении смерти потерпевшему.
Третий обязательный признак объективной стороны убийства – это причинная связь между преступными действиями и наступившим общественно опасным последствием.
Причинно-следственная взаимосвязь выражается в том, что деяние (причина) прямо и непосредственно порождает (причинная связь) смерть человека (следствие). От указанной причины (деяния) необходимо отличать причину смерти в медицинском ее понимании. Как убийство деяния виновного могут рассматриваться только в том случае, если они явились прямой непосредственной причиной наступления смерти. Это означает, что смерть должна наступить именно от тех смертоносных факторов, которыми виновный воздействовал на другого человека. Такая связь между действием и последствием достаточно очевидна в случаях, подобных наступлению смерти в результате, например, выстрела или удара ножом в сердце.
Однако причинение смерти при убийстве может быть вызвано не непосредственно самими действиями виновного, а действием иных сил, тем не менее, находящихся во взаимосвязи с действиями виновного лица. В таких случаях установление причинной связи представляет особую сложность, поскольку воздействие на потерпевшего носит опосредованный характер, например, когда для причинения смерти используются технические устройства, действия самого