Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Типы лидерства
В контексте различных теорий лидерства исследователями также разрабатывались классификации типов лидерства, которые дают нам понять, насколько многообразно это понятие и в каких состояниях оно может проявляться. Охарактеризуем некоторые их них.
1. Аутентичный тип лидерства.
Впервые понятие аутентичности было разработано в гуманистической психологии и психотерапии, где аутентичность понимается как «степень соответствия собственным ценностям, своему характеру и духу, несмотря на давление внешних обстоятельств, вынуждающих действовать вопреки себе». Аутентичная личность обладает такими характеристиками, как взаимосвязанное и согласованное проявление основных психологических процессов и механизмов, способность демонстрировать свои действительные эмоции и поведение, а также отказ от социальных ролей в процессе общения. В контексте лидерства понятие аутентичности первоначально было сфокусировано на отрицательных аспектах отсутствия аутентичности. Это означало, что неаутентичный лидер пластичен, подстраивается под социально-ролевые ожидания, чересчур привержен стереотипам в отношении роли лидера. В настоящий же период времени исследователи концентрируются на позитивных характеристиках аутентичного лидера и характеризуют его, как того, кто осознаёт свои недостатки, достоинства, принципы и ценности. Лидеры такого типа реализуют свои принципы в чётко определённой последовательности и не подвергаются давлению извне, что делает их привлекательными для окружающих [3, с.75].
Исследователи У. Гарднер, Б. Аволио, Ф. Лютенс, Д. Мэй и Ф. Валумба предложили модель аутентичного лидерства, которая раскрывает его как динамический процесс (Рисунок 1). На формирование аутентичности лидера влияют, как организационные (средовые) факторы, так и предпосылки, в которые входит осознание индивидом какого-либо значимого события, повлиявшего на становление аутентичности. Согласно данной модели аутентичное лидерство приводит к появлению аутентичных последователей и определённым организационным результатам [28].
Таким образом, выделим ключевые характеристики аутентичного лидера: стремление к взаимовыгодному сотрудничеству, учёт интересов всех сторон взаимодействия, стремление к решению не только личных проблем, но и проблем окружающих, неподверженность влиянию общественных стереотипов. Можно также сказать, что аутентичный лидер выступает сначала лидером для самого себя, а затем уже лидером для других.
2. Трансформационный тип лидерства.
Термин трансформационное лидерство был разработан Б. Басом и Б. Бернсом, которые описывают трансформационного лидера через формулу четырёх «I» [29]:
1) Индивидуальный подход (Individualized consideration).
Такой подход предполагает реализацию лидерства через развитие людей и говорит о том, что лидер, прежде всего, опирается не только на свои личные интересы, но и знает потребности своих коллег и обеспечивает условия для того, чтобы они получали удовлетворение от выполнения конкретных задач. Сами же сотрудники или члены команды должны стремиться развивать свои профессиональные навыки и проявлять инициативу.
2) Интеллектуальная стимуляция (Intellectual stimulation).
Данная составляющая трасформационного лидерства включает в себя стимулирование мышления людей. Лидер не самолично определяет инструкции для выполнения заданий, а побуждает и поощряет членов команды к поиску творческих путей решения поставленной задачи. Таким образом у членов команды развиваются уверенность в себе и стремление к саморазвитию, поскольку лидер обязан выслушивать любые идеи и обсуждать их.
3) Мотивация, основанная на вдохновении (Inspirational motivation).
Третья «I» означает лидерство путем воодушевления членов команды.
Лидеру необходимо так доносить миссию выполняемой командой деятельности, чтобы у неё складывалась ясная картина будущего, которая является достижимой и оптимистичной.
4) Идеализированное влияние (Idealized influence).
Данная характеристика говорит о том, что лидер должен быть примером для подражания. Для этого ему необходимо постоянно работать над собой, стремиться к саморазвитию, создавать видение будущего и миссию, ставить высокие цели. Также лидер должен быть решительным в достижении поставленный цели и заслуживать уважение и доверие, проявляя свои лидерские качества.
Таким образом, влияние трансформационного лидера на своих последователей также можно описать через 4 характеристики:
• лидер ставит такие задачи, которые успешно выполняются;
• лидер организует такую среду и эмоциональный климат, в котором члены команды способны почувствовать эффективность и значимость выполняемой ими работы;
• лидер с помощью применения убеждающей коммуникации доносит до своих последователей важность достижения цели;
• лидер демонстрирует собственную успешность своим последователям, что вдохновляет и мотивирует их [33, с.15].
3. Харизматический тип лидерства.
Данный тип лидера основан на форме влияния на других через формирование благосклонности путём личной привлекательности. Исследователь М. Гатнер выделил 6 признаков харизматического лидера [24]:
1. Дар заряжать своей энергией окружающих;
2. Умение воздействовать на людей;
3. Привлекательная внешность;
4. Уверенность в себе;
5. Ораторские способности.
Харизматическое лидерство имеет как негативные, так и положительные характеристики, которые определяются по критерию этичности-неэтичности (Таблица 1). Отрицательные характеристики связаны со злоупотреблением личной власти, а позитивные с властью на благо общества.
Таблица 1. Этическая направленность харизматического лидера
Неэтический харизматический лидер Этический харизматический лидер
Использует власть только в личных целях Использует власть в интересах других
Продвигает только свое личное видение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекает из нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих приказаний Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении - от себя вниз Поощряет открытую и двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен к потребностям и нуждам последователей Учит, развивает и поддерживает последователей, делит свою славу с другими
Полагается на удобные внешние моральные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения общественных интересов
Можно сказать, что харизматическое лидерство в большей степени распространено в политической сфере жизни общества и скорее выполняет функцию расположения к себе, где не всегда возможно определить истинные намерения лидера.
Итак, мы рассмотрели существующие теории и типы лидерства, которые позволяют нам сделать выводы о неоднозначности рассматриваемого феномена и существовании различных установок и подходов к осуществлению функций лидера. Каждый лидер индивидуально расставляет приоритеты: достижение личных целей и только целей организации или же развитие и учёт интересов своих последователей. Однако в контексте образовательного подхода к формированию лидерских способностей более подробного анализа требуют качества, характеризующие лидера.
1.3. Проблема лидерства в детском ученическом коллективе
Проблема лидера и лидерства в ученическом коллективе — одна из самых острых, актуальных в современной школе. Лидер в классе — опора классного руководителя, заместителя директора по воспитательной работе. Лидеры — это ребята, которые самым естественным образом организуют своих сверстников, способствуют утверждению социально значимых ценностей и ориентации. Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив детей невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерство - отношения доминирования и подчинения в системе межличностных отношений в группе.
Без воздействия через лидеров, любой коллектив, в том числе и коллектив обучающихся невозможно настроить на достижение необходимой коллективу цели.
Лидерами не рождаются, лидерами становятся, и развить в ребенке те или иные качества реально.
Поведение лидера на уроках - отправная точка для поведения большинства учеников класса. Если он позволяет себе шутить и не слушать учителя, это принимают остальные. Если он сосредоточен, дисциплинарных проблем в классе меньше, а нарушителей одергивают ровесники.
Полномочия лидера шире, чем у остальных учеников. Лидер озвучивает причины недовольства свои и класса. Он предлагает новое. В спорной ситуации ждут его реакции. Решение лидера принимает весь класс. Он способен взять ответственность за себя и за группу людей. С ним стремятся общаться, на него обращают внимание и его обсуждают [6, с.75].
Необходимо обратить внимание на распределение командных ролей лидеров. В психолого-педагогической литературе выделяют следующие командные роли лидеров в детском коллективе.
1. Приводящий в действие, он же лидер – двигатель работы команды.
2. Оценщик - именно «оценщик» способен вычленить из массы идей, рожденных коллективом в результате «мозгового штурма», те рациональные зерна, работа над которыми способна дать положительные результаты.
3. Коллективист - поддерживает товарищеский климат в коллективе, создает командный дух, помогает устранять разногласия.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - С. 476-493.
2. Алиева, М. А. Я сам строю свою жизнь [Текст] / М. А. Алиева, Т. В. Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина. Под ред. Е. Г. Трошихиной. - СПб: Речь, 2013. - 283с.
3. Альтманн, Г. Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории [Текст] / Г. Х. Альтманн. - М.: Интерэкспорт, 2019. - 272 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева - М.: Аспект-Пресс, 2018. - 373 с.
5. Андрееев, Г. П. К столетию метода проектов [Текст] / Г. П. Андреев, Н. И. Бугаев, О. И. Михалева, Н. Н. Романов // Школьные технологии. - 2015. - №4. - С. 29-30.
6. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст]: учеб. Пособие для высших учебных заведений / Е. В. Андриенко. - М.: Академия, 2011. - 368 с.
7. Аркадьева, А. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / А. В. Аркадьева // Начальная школа: плюс до и после. - 2015. - № 2. - С. 8 - 11.
8. Берн, Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп [Текст] / Э. Берн - Екатеринбург: Литур, 2010. - 433 с.
9. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: Издательство Московского университета, 2012. - 201с.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2012. - 446 с.
11. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания [Текст] / Е. В.Бондаревская // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 17-24.
12. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. [Текст] / Д. Гоулман. - М.: Альпина, 2015. - 301 с.
13. Ершов, А. А. Лидер и авторитет группы [Текст] / А. А. Ершов // Экспериментальная и прикладная психология. 2011. - № 4. - С. 11-16.
14. Жеребова, Н. С. Неформальное лидерство в малых группах [Текст] // Вопросы социальной психологии. - Липецк: ЛГУ, 2018. С. 12-18.
15. Зубанова, Л. Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. [Текст] // Педагогическая наука и образование. - 2017. - №2. - С. 53-57.
16. Клоусон Д. Лидерство третьего уровня: Взгляд в глубину: / Клоусон Д. - М.:Альпина Паб ишер, 2017. - 519 с. - Режим доступа: http://znanium.com.
17. Коджаспирова, Г. М Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Г. М Коджаспирова. - М.: Академия, 2011. - 76 с.
18. Коротаева, Е. В. Хочу, могу, умею! [Текст] / Е. В. Коротаева. - М.: КСП, 2017. - 224 с.
19. Кретов, Б. И. Типология лидерства [Текст] // Социально - гуманитарные знания. - 2010. - №3. - С. 73-78.
20. Куприянов, Б. В. Детские общественные организации: инвариант и вариативность [Текст] Б. В. Куприянов // Народное образование. 2017. - №7. С. 207-214.
21. Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков [Текст] Д. Лубовский // Воспитание школьников. [Текст] - 2017. - №2. - С.43-46.
22. Макиавелли, Н. Государь [Текст] / Н. Макиавелли - М.: ЭКСМО, 2018. - 69 с.
23. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе [Текст] / Л. И. Маленкова. - М.: Пед. общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 2019. - 300 с.
24. Менегетти, А. Психология лидера [Текст] / А. Менегетти. - М.: Онтопсихология, 2011.- 202 с.
25. Панченко С. И., Киреева А. А. Возьмёмся за руки, друзья! Орлёнок: 2012. с.98.
26. Парыгин, Б. Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностной ориентации личности [Текст] / Б. Д. Парыгин. - М.: Мысль, 1971, - 348 с.
27. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива: Пути и методы изучения [Текст] / Б. Д. Парыгин, В. А. Ядов.- Ленинград: Лениздат, 2012. -192 с.
28. Патрушева Н.Г. Хочу быть лидером! – Чайковский: МАОУ ДОД ДДТ «Искорка», 2017. С.3-87.
29. Пескова, И. В. К вопросу о значении внеурочной деятельности для формирования и реализации лидерских качеств у детей [Текст] / И. В. Пескова // Тр. междунар. науч.-метод. конф., Н.Новгород, 4-5 февраля 2013. - Н.Новгород: ВГИПА, 2013. - С.30.
30. Пескова, И. В. Организаторские умения педагога условие воспитания лидерских качеств детей [Текст] / И. В. Пескова // Тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф., Н.Новгород, 30-31 января 2012 г. - Н.Новгород: ВГИПА, 2012. - С.77-78.
31. Пескова, И. В. Работа с детьми-лидерами (рекомендации педагогам-практикам) [Текст] / И. В. Пескова // Проблемы теории и практики подготовки современного специалиста. - Н.Новгород: НГЛУ, 2013. - С.95-98.
32. Петрусинский В. В. Игры: обучение, тренинги, досуг. – М.: Издательство АСТ, 2016. С. 4-106.
33. Робер, М. А. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малой группе [Текст] / М. А. Робер, Ф. Тильман // Хрестоматия по социальной психологии. - М.: МПА, 2014. - С. 142-155.
34. Рожков, М. И. Использование игровых ситуаций для выявления лидеров в коллективе [Текст] / М. И. Рожков // Воспитание школьников. - 2019.-№ 1.- С. 52.
35. Рыкова Н.В. Условия и место возникновения социальной активности и инициативы в детском общественном объединении – Чайковский: ПГУ, 2014. С.71-73.
36. Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст] / Е. Н. Степанов, Е. Н. Лузина. - М.: Сфера, 2018. - 224 с.
37. Тихомирова, Е. И. Самореализация школьников в коллективе [Текст] Е. И. Тихомирова. Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 144 с.
38. Уманский, А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства [Текст] / автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.пед.наук : 13.00.01 / А. Л. Уманский ; Кострома, 2014. - 318 с.
39. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности [Текст] /Д. И. Фельдштейн. - М.: МПА, 2014. - 156 с.
40. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. - 384 с.
41. Шалунова М. Лидерство / Шалунова М. - М.: Альпина Пабл., 2016. - 224 с.: - Режим доступа: http://znanium.com.
42. Шорохова, Е. В. Коллектив и личность [Текст] / Е. В. Шорохова К. К. Платонов, О. И. Зотова. - М.: Наука, 2015. - 262 с.
43. Эксакусто Т.В. Основы психологии малых групп и управления коллективом: учеб. пособие / Эксакусто Т.В. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. - 209 с.- Режим доступа: http://znanium.com