Фрагмент для ознакомления
2
практика». По своей направленности эти журналы преимущественно информационного и методического характера, но вполне соответствуют своему главному предназначению - служить делу формирования правовой культуры, повышения профессиональных знаний и мастерства прокуроров.
1.2. Прокурорский надзор и его организация в системе органов прокуратуры
Закон о прокуратуре предусматривает следующие виды прокурорского надзора:
- надзор за исполнением законов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Предмет надзора и полномочия прокурора в этой области перечислены в ст. ст. 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре.
На основании п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в частности, вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- возбуждать производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегать о недопустимости нарушения закона.
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. За их неисполнение предусмотрена административная ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).
В рамках прокурорского надзора прокурор по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона (ч. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре).
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ст. 6 Закона о прокуратуре).
Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ в ст. 21 Закона о прокуратуре внесены изменения, согласно которым прокуроров обязали проведение проверки сопровождать составлением специального документа - решения о проведении проверки. Во исполнение Федерального закона от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ Генеральный прокурор РФ издал Приказ от 17 марта 2017 г. N 172, которым утверждены типовые формы трех документов - решения о проведении проверки, решения о расширении предмета проверки и акта проверки, в ходе которой не выявлено нарушений закона. В то же время разъяснений порядка применения новых положений Закона о прокуратуре и утвержденных типовых форм Приказ N 172 не содержал.
Пытаясь организовать единообразную правоприменительную практику на своей территории, «прокуроры некоторых субъектов Федерации разработали рекомендации по вынесению решений о проведении проверки и сформулировали некоторые правила по их составлению. Однако позиции региональных прокуратур в рассматриваемой сфере значительно отличаются друг от друга». Один из наиболее важных неразрешенных вопросов, касающихся вынесения решения о проведении проверки, - правильное определение случаев, когда вынесение такого решения обязательно, так как от этого зависит признание правомерными действий прокурора в случае их обжалования проверяемым лицом.
До внесения упомянутых изменений в Закон о прокуратуре формулировка «прокурорская проверка» активно использовалась прокурорскими работниками при оформлении различного рода документов (запросов во всевозможные органы и организации), при рассмотрении обращений, при выполнении поручений вышестоящих прокуратур и т.д. Сегодня, с учетом требования выносить решение о проведении проверки, прокуроры стали осторожнее употреблять это словосочетание, избегая его в случае проведения мероприятий, для производства которых соответствующее решение не выносилось. Такая позиция представляется верной. Коль законодатель обязал прокуроров проводить проверки с соблюдением определенных процедур, то и не каждое действие прокурора будет относиться к проверочному. В связи с этим необходимо четко понимать, какие действия являются проведением проверки, а какие - иными надзорными действиями прокурора.
Вынесение решения о проведении проверки, согласно ст. ст. 21 и 26 Закона о прокуратуре, обязательно только для проведения проверок исполнения законов и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре сказано, что «проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки». Из приведенной нормы следует, что проверка проводится только на основании полученной информации о тех или иных уже допущенных нарушениях. Пункт 6 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 определяет, что в качестве источников информации о нарушениях надлежит понимать обращения граждан, должностных лиц, сообщения средств массовой информации и т.п., а также другие материалы о допущенных правонарушениях, материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики.
Таким образом, если прокурор проводит мониторинг сайтов сети Интернет, не обладая конкретной информацией о наличии там каких-либо нарушений, то такую деятельность уместнее отнести к информационно-аналитической работе, к получению информации о состоянии законности в той или иной сфере. В этом случае вынесения решения о проведении проверки не требуется. Ситуация будет несколько иной, если прокурору поступили от граждан, контролирующих органов, иных лиц сведения о наличии на некоторых сайтах какой-либо запрещенной и/или опасной информации. В этом случае у прокурора появилась информация о нарушениях закона либо несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, что является основанием для проведения проверки.
Вместе с тем возникает вопрос: всегда ли для проверки такой информации необходимо выносить решение о проведении проверки? Полагаем, нет. В приведенном примере прокурору достаточно зайти на упомянутые в полученной информации сайты для того, чтобы подтвердить или опровергнуть имеющиеся сведения. Наличие возможности подтверждать или опровергать информацию о нарушениях законов без проведения проверки предполагает и законодатель в уже процитированном п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре.
Однако не вполне ясно, какие способы подтверждения или опровержения имеющейся информации будут допустимы без вынесения решения о проведении проверки. Для органов государственного контроля такие способы предусмотрены в законе. Так, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ) предусматривает проведение «предварительной проверки». Согласно ч. 3.2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ в ходе предварительной проверки контролирующий орган может запрашивать дополнительные сведения и материалы у лиц, сообщивших о нарушениях; исследовать документы, касающиеся юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении самого органа контроля; при необходимости проводить мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с проверяемым лицом.
Таким образом, для органов государственного и муниципального контроля законодателем четко обозначен перечень тех мероприятий, которые можно проводить без соблюдения установленных процедур.
Несмотря на то что в Законе о прокуратуре подобного перечня нет, определенные выводы можно сделать на основании анализа Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П, которое и послужило основанием для внесения рассматриваемых изменений в Закон о прокуратуре.
Так, в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 2-П сказано, что проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов должно проводиться с одновременным вынесением соответствующего решения, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности организации и ее
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249.
7. Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 13.03.2017, N 11, ст. 1536.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.
10. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
11. Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» Собрание законодательства РФ», 22.04.1996, N 17, ст. 1958.
12. Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, N 3, 2008.
14. Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» // Законность, N 12, 2011.
15. Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» // Российская газета, N 13, 25.01.2006.
16. О прогнозировании и планировании социально-экономического развития Чеченской Республики: Закон Чеченской Республики от 26.07.2011 N 26-РЗ // Доступ из СПС «КонсультантРегион».
17. Закон СССР от 30.11.1979 N 1162-Х «О прокуратуре СССР» // Свод законов СССР, т. 10, с. 41, 1990 г. Утратил силу.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П // Собрание законодательства РФ, 02.03.2015, N 9, ст. 1389.
19. Азаров В.А., Константинов В.В. Понятие укрытия сотрудниками органов внутренних дел преступлений от учета // Научный вестник Омской Академии МВД России. 2013. N 4 (51). С. 20.
20. Амирбеков К.И. Невозможность подтверждения или опровержения информации о фактах нарушения законов как основание проведения прокурорской проверки исполнения законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. N 2. С. 63.
21. Головащук Е.М. Процессуальное противодействие укрытию преступлений органами внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2003. С. 48.
22. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018. С. 16.
23. Карпышева Ю.О. Отграничение проверки от иных надзорных мероприятий прокурора // Законность. 2019. N 2. С. 20.
24. Петрова Л.И., Манакова С.Г. Право законодательной инициативы прокурора // Законность. 2009. N 12. С. 3 - 8.
25. Правоохранительные и судебные органы России: учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева и др.; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. 434 с.
26. Прушинский Д.И., Тугутов Б.А. Роль прокуратуры в борьбе с укрытием преступлений // Законность. 2019. N 5. С. 17.
27. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: учебник для вузов. 4-е изд. // СПС КонсультантПлюс. 2015.