Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международная торговля по-прежнему ассоциируется у нас с бо-роздящими океаны танкерами нефти и миллионами контейнеров с произведенными в Китае товарами. О торговле услугами если и вспоминают, то в последнюю очередь. И если посмотреть на цифры официальной статистики, то такой взгляд, казалось бы, имеет право на жизнь. По данным ООН, на услуги приходится меньше четверти всей мировой торговли, что резко контрастирует с до-лей услуг в ВВП. В России услуги отвечают практически за две трети всего ВВП, а в развитых странах, таких как США, их доля доходит до 80%. Традиционно из этого делался вывод, что боль-шая часть услуг относится к неторгуемым товарам и их вклад в международную торговлю весьма ограничен.
Но более детальный анализ показывает, что такой вывод неверен. По мере технологического развития именно экспорт нематериаль-ных услуг, а не перемещение физических товаров становится ос-новой мировой торговли. А недооценка роли услуг связана с осо-бенностями статистического учета. Недавнее исследование Гло-бального института McKinsey показывает, как сильно недооценен вклад услуг в мировую торговлю по сравнению с торговлей това-рами. В последнее десятилетие скорость роста международной торговли услугами в 60 раз превышала скорость роста торговли товарами, и уже в 2017 г. услуги отвечали более чем за полови-ну всей добавленной стоимости в глобальных торговых цепочках.
Причина недооценки доли услуг в мировой торговле в том, что далеко не вся такая торговля непосредственно отражается в ста-тистике. Прежде всего, имеет смысл фокусироваться не на общем объеме торговли, а на добавленной стоимости, так как именно она важна для экономического развития, – а это $5,1 трлн. При-мерами «официально признанной» торговли услугами могут быть аутсорсинг разработки IT-приложений в другие страны или предо-ставление финансовых услуг зарубежным фирмам.
Но это лишь меньшая часть айсберга. Еще $4,3 трлн приходится на торговлю услугами, включенными в цену товаров. Это, напри-мер, стоимость услуг НИОКР и маркетинга в торговле фармпрепа-ратами. Само по себе физическое производство большинства таких препаратов составляет ничтожную долю в их цене, которая опре-деляется прежде всего вложениями в разработку и брендирование новых лекарств. Поэтому каждый раз, когда фармкомпании продают свою продукцию в другие страны, львиная доля добавленной стои-мости приходится как раз на услуги исследователей и маркетоло-гов, а не на физические таблетки.
Еще $3,2 трлн приходится на трансграничную торговлю «бесплат-ными» цифровыми услугами, такими как, например, поиск в Google, общение в Facebook или получение информации из «Вики-педии». Их учет – головная боль статистиков всего мира, так как в ВВП все товары и услуги учитываются по своей рыночной денежной стоимости, а значит, с точки зрения статистики бес-платные сервисы не представляют никакой ценности. Но в между-народной торговле эта проблема встает в полный рост, так как оказывается, что бесплатные услуги отвечают почти за четверть всей торговли услугами с точки зрения добавленной стоимости.
Еще $0,8 трлн добавленной стоимости приходится на нематериаль-ные активы, предоставляемые зарубежным «дочкам» транснацио-нальных компаний, такие как роялти за использование торговых марок.
И если учесть все эти составляющие, то общая добавленная стои-мость услуг в мировой торговле составляет $13,4 трлн. Это больше, чем добавленная стоимость товаров – $13 трлн. С учетом значительной разницы в скорости роста, можно ожидать, что уже в ближайшие годы именно торговля услугами будет основой всей мировой торговли.
Более того, эти расчеты дают основания полагать что и в целом слухи о смерти глобализации могут оказаться преувеличенными. Наблюдаемое сокращение международной торговли может быть лишь следствием перехода от хорошо наблюдаемой статистиками торгов-ли товарами к гораздо более сложно измеряемой (но не менее важной) торговле услугами. Кроме того, эти тренды могут также существенно снизить эффективность вводимых правительствами торговых барьеров, так как «проницаемость» границ для услуг гораздо больше, чем для товаров. Запретить экспорт яблок про-ще, чем остановить поток информации, идущий через интернет. Так что в конечном итоге эффект от разворачивающихся на наших глазах торговых войн в XXI в. может оказаться гораздо меньше, чем того хотели бы некоторые политики.
Глава 1 Мировой рынок услуг и его особенности
1.1 Сущность и развитие современной системы
международных экономических отношений
Обратимся к стимулированию экспорта услуг из России: эта стра-тегия может оказаться выигрышной не только потому, что следует за мировыми трендами. Она также может позволить в более полной мере использовать один из самых ценных российских ресурсов – человеческий капитал, который, несмотря на все усилия послед-них лет, все еще остается одним из конкурентных преимуществ России на мировом рынке. Ведь для развития страны гораздо по-лезнее экспортировать продукт работы наших программистов, чем самих программистов. Не говоря уж о том, что такой подход мо-жет помочь добиться того, над чем так долго и так безуспешно трудились наши чиновники, – диверсификации экономики. Так что, похоже, мы чуть ли не в первый раз слышим что-то, что действи-тельно напоминает экономическую стратегию, отличную от идеи просто залить все государственными деньгами. Не хотелось бы упустить этот шанс.
Субъекты мировой экономики представлены в таблице 1.1.
Система МЭО включает международный обмен товарами, услугами, факторами производства (рабочей силой и капиталом), валютно-финансовую сферу, сферу научно-технического и производственно-го сотрудничества.
МЭО проявляются в разных формах, которые между собой взаимо-связаны. Формы международных экономических отношений следую-щие:
- международная торговля товарами;
- международная торговля услугами;
- международный информационный обмен;
- международная специализация и кооперация производства;
- международное движение рабочей силы;
- международное научно-техническое сотрудничество и обмен научнотехническими результатами;
- международное движение капитала, международных валютно-кредитные и финансовые отношения;
- деятельность международных экономических организаций и сотрудничество в решении глобальных проблем.
Становление и развитие МЭО обусловлено наличием ряда объектив-ных предпосылок на национальном и международном уровнях.
Предпосылки развития МЭО на национальном уровне:
- переход от натурального типа хозяйствования к товарному производству;
- реализация товарно-денежных отношений в целях максимиза-ции прибыли;
- развитие производительных сил в ходе промышленной револю-ции, давших возможность перейти к массовому производству това-ров сверх внутренних национальных потребностей.
Предпосылки развития МЭО на международном уровне:
- неравномерность распределения естественных и приобретен-ных факторов производства между странами, являющихся основой международного разделения труда;
- уяснение экономических преимуществ от мирохозяйственных связей для роста благосостояния нации в целом;
- создание инфраструктуры внешнеэкономических связей (же-лезных дорог, средств связи, транспорта и т. п.) на базе науч-но-технического прогресса.
Факторами формирования международных экономических отношений: научно-технический прогресс, интернационализация хозяйственной жизни, транснационализация, глобализация, глобальные проблемы человечества, экономическая интеграция, либерализация внешне-экономической политики, создание и постоянное совершенствова-ние системы мирового и регионального регулирования МЭО, форми-рование всемирной инфраструктуры МЭО, политические факторы.
В настоящее время мировая экономика находится в состоянии бо-лее глубоких перемен, чем даже в период промышленной революции конца XVIII
- начала XIX в. Это связано с одновременным воздействием фундаментальных факторов, определяющих четыре современные тен-денции развития международных экономических отношений:
- кардинальный сдвиг центра экономической активности в сто-рону развивающихся стран и рынков, таких как Китай;
- ускоренное распространение и экономическое влияние техно-логий;
- стремительное старение населения Земли;
- рост взаимозависимости мира благодаря потокам торговли, капитала, людей и информации.
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений - это совокупность добровольно принимаемых на себя различными странами обязательств и общих правил действия в сфере международных экономических отношений.
Основной задачей межгосударственного регулирования международ-ных экономических отношений является разработка условий между-народного сотрудничества, правовых норм, на основании которых страны строят свои взаимоотношения и предоставляют друг другу определенные льготы в сфере экономического сотрудничества.
Основными объектами межгосударственного регулирования выступа-ют различные формы МЭО.
Субъекты межгосударственного регулирования: национальные госу-дарственные органы, смешанные государственно-монополистические организации, которые оказывают государственное и правовое воз-действие на указанные объекты, международные межправитель-ственные организации.
Межгосударственное регулирование международных экономических отношений осуществляется в рамках различных международных со-глашений (двусторонних, многосторонних, международных), конфе-ренций, союзов, ассоциаций, переговоров, встреч на правитель-ственном уровне, форумов и дипломатии.
1.2 Понятие рынка и причины его появления
Рынок - это абстрактное экономическое понятие, описывающее об-щественный институт, сводящий продавцов и покупателей товара или услуги., который может принимать различные формы их отно-шений. Рынок представляет собой совокупность процессов обмена (обращения), в которой осуществляется связь между участниками общественного производства (производителей и потребителей) в форме купли-продажи.
Определения понятия рынок
Рынок – система экономических отношений, которая связана с производством, потреблением, обращением и распределением эко-номических благ.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / А. И. Погорлецкий [и др.] ; под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 499 с.
2. Мировая экономика и международные экономические отноше-ния. Практикум : учебное пособие для академического бакалаври-ата / М. А. Губина, A.Г. Коваль, З. С. Подоба, С. Ф. Сутырин. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 306 с.
3. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для студентов бакалавриата - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 448 с.
4. А Р. Таймасов, З. М. Муратова, К. Н. Юсупов. Мировая эко-номика и международные экономические отношения : учебное посо-бие / под ред. А, Р. Таймасова. - М. : Юрайт, 2018. - 286 с.
5. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В. К. Поспелова. - М. : Инфра-М, 2017. - 369 с.
6. Федякина, Л. Н. Международные экономические отношения в 2 ч. Часть 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для ака-демического бакалавриата : -. [Электронный ресурс]. Юрайт, электронная библиотека, 2018
- Режим доступа: biblio- online.ru/search?query=федякина+международные+экономические+отношения - Дата доступа: 28.03.2020.
7. Федякина, Л. Н. Международные экономические отношения в 2 ч. Часть 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для ака-демического бакалавриата : - М. : Юрайт, 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: biblioonПne.m/search?query=федякина+международные+экономические+отношения - Дата доступа: 28.03.2020
Дополнительная литература
8. Киреев, А. Международная макроэкономика. Учебник / А. Ки-реев. - М. : Инфра-М, 2014. - 592 с.
9. Макроэкономика: учебник для вузов. / Под ред. Д. Ю. Миро-польской, Т. Г. Бродской. - СПб. : Питер, 2014. С. 368, с. 332
10. Мантусов, В. Б. Мировая торговля в системе МЭО : учеб. пособие
B. Б. Мантусов. - М. : Юнити, 2018. - 176 с.
11. Мантусов, В. Б. Ценообразование в международной торговле : учеб. Пособие / В. Б. Мантусов. - М. : Юнити, 2016. - 80 с.
12. Международная экономика: учеб. пособие / Н. В. Черченко [и др.]; под ред. Н. В. Черченко - Минск: РИВШ, 2012. - 270 с.
13. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / под ред. Л. Н. Красавиной. 4 изд. пер. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 543 с.
14. Шевченко, Б.И. Международный бизнес / Б.И. Шевченко. - М. : Кнорус, 2017. - 566 с.
15. Шимко, П. Д. Мировая экономика и международные экономиче-ские отношения : учебник и практикум для бакалавриата и маги-стратуры / П. Д. Шимко; под ред. проф. И. А. Максимцева. - М. : Юрайт, 2017. - 392 с.
. - М. : Юрайт, 2017. - 392 с.