Фрагмент для ознакомления
2
направлен на поддержку дипломатических усилий, направленных на то, чтобы заставить режим Милошевича вывести войска из Косово, сотрудничать в прекращении насилия и содействовать возвращению беженцев в свои дома. В последний момент, после дальнейших дипломатических инициатив, включая визиты в Белград Генерального секретаря НАТО Соланы, американских посланников Холбрука и Хилла, председателя Военного комитета НАТО генерала Науманна и Верховного Главнокомандующего союзниками в Европе генерала Кларка, президент Милошевич согласился подчиниться, и авиаудары были отменены.
В резолюции 1199 Совета Безопасности ООН (СБ ООН), в частности, выражалась глубокая озабоченность чрезмерным применением силы сербскими силами безопасности и Югославской Армией и содержался призыв к прекращению огня обеими сторонами конфликта. В соответствии с духом резолюции Совета Безопасности ООН были установлены ограничения на численность сербских сил в Косово и на масштабы их операций после отдельного соглашения с генералами Науманом и Кларком .
Кроме того, было решено, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создаст контрольную миссию в Косово (КВМ) для наблюдения за соблюдением требований на местах и что НАТО создаст миссию воздушного наблюдения. Создание этих двух миссий было одобрено резолюцией 1203 Совета Безопасности ООН. Несколько стран, не входящих в НАТО, которые участвуют в партнерстве во имя мира (ПРМ), согласились внести свой вклад в миссию наблюдения, организованную НАТО.
В поддержку ОБСЕ альянс создал специальную военно-оперативную группу для оказания помощи в экстренной эвакуации членов КВМ, если возобновление конфликта поставит их под угрозу. Эта оперативная группа была развернута в Бывшей Югославской Республике Македонии под общим руководством Верховного главнокомандующего НАТО в Европе.
Несмотря на эти шаги, ситуация в Косово вновь обострилась в начале 1999 года после ряда провокационных актов с обеих сторон и применения чрезмерной и непропорциональной силы сербской армией и специальной полицией. Некоторые из этих инцидентов были нейтрализованы благодаря посредническим усилиям верификаторов ОБСЕ, но в середине января ситуация еще больше ухудшилась после эскалации сербского наступления против косовских албанцев .
Были возобновлены международные усилия, направленные на придание нового политического импульса поиску мирного урегулирования конфликта. Контактная группа из шести стран, учрежденная Лондонской конференцией 1992 года по бывшей Югославии, провела свое заседание 29 января. Было решено созвать срочные переговоры между сторонами конфликта при международном посредничестве.
НАТО поддержало и усилило усилия контактной группы, договорившись 30 января о применении авиаударов в случае необходимости и сделав предупреждение обеим сторонам конфликта. Эти согласованные инициативы увенчались проведением первоначальных переговоров в Рамбуйе близ Парижа с 6 по 23 февраля, а затем второго раунда в Париже с 15 по 18 марта. В конце второго раунда переговоров делегация косовских албанцев подписала предложенное мирное соглашение, однако переговоры были прерваны без подписания сербской делегацией.
Сразу же после этого сербские военные и полицейские силы усилили интенсивность своих операций против этнических албанцев в Косово, перебросив в этот регион дополнительные войска и современные танки, что явилось явным нарушением Октябрьского соглашения. Десятки тысяч людей начали покидать свои дома перед лицом этого систематического наступления.
20 марта Контрольная миссия ОБСЕ в Косово была выведена из региона, столкнувшись с препятствиями со стороны сербских сил в такой степени, что они больше не могли продолжать выполнять свою задачу. Затем посол США Холбрук вылетел в Белград в последней попытке убедить президента Милошевича прекратить нападения на косовских албанцев или столкнуться с неминуемыми воздушными ударами НАТО.
Милошевич отказался подчиниться, и 23 марта был отдан приказ начать воздушные удары (операция союзных сил).
10 июня 1999 года, после семидесятисемидневной воздушной кампании, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана объявил, что он дал указание генералу Уэсли Кларку, Верховному Главнокомандующему НАТО в Европе, временно приостановить воздушные операции НАТО против Югославии. Это решение было принято после консультаций с Североатлантическим советом и подтверждения генералом Кларком того, что начался полный вывод югославских сил из Косово.
Вывод войск осуществлялся в соответствии с военно-техническим соглашением, заключенным между НАТО и Союзной Республикой Югославией вечером 9 июня. Соглашение было подписано генерал-лейтенантом сэром Майклом Джексоном от имени НАТО, а также генерал-полковником югославской армии Светозаром Марьяновичем и генерал-лейтенантом Министерства внутренних дел Обрадом Стевановичем от имени правительств Союзной Республики Югославии и Республики Сербии. Этот вывод также соответствовал достигнутому 3 июня соглашению между Союзной Республикой Югославией и Европейским Союзом и российскими специальными посланниками президентом Финляндии Ахтисаари и бывшим премьер-министром России Виктором Черномырдиным.
Генеральный секретарь НАТО объявил, что он направил письмо генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Кофи Аннану и председателю Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, информируя их об этих событиях. Генеральный секретарь НАТО призвал все стороны конфликта воспользоваться возможностью для установления мира и призвал их выполнить свои обязательства по заключенным в настоящее время соглашениям и всем соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН.
Отдавая должное генералу Кларку и силам, которые внесли свой вклад в операцию «Союзные силы», а также сплоченности и решимости всех союзников, генеральный секретарь заявил, что НАТО готово выполнить свою новую миссию по возвращению людей в свои дома и построению прочного и справедливого мира в Косово .
10 июня Совет Безопасности ООН принял резолюцию (СБ ООН 1244), в которой приветствовал принятие Союзной Республикой Югославией принципов политического урегулирования косовского кризиса, включая немедленное прекращение насилия и быстрый вывод ее военных, полицейских и военизированных формирований. В этой резолюции, принятой 14 голосами «за» и ни одним голосом «против» при одном воздержавшемся (Китай), было объявлено о решении Совета Безопасности развернуть в Косово под эгидой Организации Объединенных Наций международные гражданские силы и силы безопасности.
Действуя в соответствии с Главой VII Устава ООН, Совет Безопасности также постановил, что политическое урегулирование кризиса будет основываться на общих принципах, принятых 6 мая министрами иностранных дел Группы семи промышленно развитых стран и Российской Федерации - группы 8, а также на принципах, содержащихся в документе, представленном в Белграде президентом Финляндии и специальным представителем Российской Федерации, который был принят Правительством Федеративной Республики 3 июня. Оба документа были включены в качестве приложений к резолюции.
Эти принципы включали, в частности, немедленное и поддающееся проверке прекращение насилия и репрессий в Косово; вывод военных, полицейских и военизированных сил Федеративной Республики; развертывание эффективных международных присутствий и сил безопасности при существенном участии НАТО в присутствии сил безопасности и Объединенном командовании и контроле; создание временной администрации; безопасное и свободное возвращение всех беженцев; политический процесс, предусматривающий существенное самоуправление, а также демилитаризацию освободительной армии Косово (ОАК) и комплексный подход к экономическому развитию кризисного региона.
Совет Безопасности уполномочил государства-члены и соответствующие международные организации создать международное присутствие безопасности и постановил, что его обязанности будут включать сдерживание возобновления военных действий, демилитаризацию ОАК и создание безопасных условий для возвращения беженцев, в которых международное гражданское присутствие могло бы действовать. Совет Безопасности также уполномочил Генерального секретаря ООН учредить международное гражданское присутствие и просил его назначить специального представителя для контроля за его осуществлением .
После принятия резолюции 1244 СБ ООН генерал Джексон, действуя по указанию Североатлантического альянса, немедленно приступил к подготовке быстрого развертывания сил безопасности, санкционированного Советом Безопасности Организации Объединенных Наций.
Первые элементы вошли в Косово 12 июня. Как было согласовано в военно-техническом соглашении, развертывание сил безопасности (СДК)
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
I. Источники
1.1.Личные источники
1) Козырев А.В. Преображение. М.: Международные отношения, 1995. С. 120.
Преступления НАТО в Югославии. Документальные свидетельства. – Белград – 1999.
2) Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему / Борис Ельцин. – М. : РОССПЭН, 2008. – 191 с. - Источник:http://www.yeltsincenter.ru/en/node/65
1.2.Периодическая печать
1) Брагин Ю. Распад Югославии: Предпосылки трагедии // Международная жизнь. 1995. № 4-5. С. 74-78.
2) Кучинс.Э. Проблемы становления американо-российскихотношений. // TheNewYorkTimes, 2001. – 12.02.
3) Договоры СНВ-1 и СНВ-2. Справка.// РИА Новости. – 2008. – 17 декабря.
1.2. Международные соглашения и договоры
1) Основополагающий акт «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического договора». 27 мая 1997 г.Источник: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm
II . Литература
1) Отечественная литература
2) Байков, А. А. и др., под ред. Завьяловой Е. Б. Основы экономической политологии; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. Экономической политики и государственно-частного партнерства, ––М. : МГИМО-Университет, 2015. –– 412, [1] с. 181-257 –– (Учебники МГИМО
3) Бобров, А.К. Сравнительный анализ внешнеполитических стратегий России и США // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. Т. 49. № 9. С. 37-52.
4) Гуськова Е.Ю,. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. — Москва: Индрик, 2013. — 304 с.
5) Душкова Н.А. Россия в контексте мировой истории: учебное пособие. Воронеж, изд-во ВГТУ, 2000
6) История отечественного государства и права. Часть вторая. Под редакцией д.ю.н., заслуженного профессора МГУ О.И. Чистякова. - издание третье, перераб. и дополнен. С. 155 // Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru
7) Исаев, И.А. История политических и правовых учений России: Учебник / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 432 c.
8) Искендеров, С.А. Влияние институтов президентства и личностей глав государств России и США на отношения двух стран // Социально-политические науки. 2018. № 4. С. 10-15.
9) Мальков, В.Л. Россия и США в XX веке. Новый концептуальный подход // Московский журнал международного права. 2018. № 3. С. 65-71.
10) Покровский, М.Н. Внешняя политика России в XX веке. Популярный очерк / М.Н. Покровский. - Москва: Мир, 2011. - 506 c.
11) Пшизова, С. Н. Политология: Лексикон. Под ред. А.И.Соловьева / Под ред. А. И. Соловьев. — Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) Москва, 2007. — С. 215–226.
12) Разживин, Ю.А. Неофициальная дипломатия лидеров мировых держав как барометр состояния межгосударственных отношений и миропорядка // Дипломатическая служба. 2019. № 3. С. 61-70.
13) Ратьковский, И.С. Новейшая история России. 1914-2011: Учебное пособие для бакалавров / И.С. Ратьковский. - М.: Юрайт, 2013. - 541 c.
2. Зарубежная литература
14) Benjamin S. Lambeth. Natos Air War for Kosovo: A Strategic and Operational Assessment, Issue 1365. — Rand Corporation, 2001. — 276 p
15) Stephen T. Hosmer. The Conflict Over Kosovo. Why Milosevic Decided to Settle When He Did. — RAND Corporation, 2003. — 188 p