Фрагмент для ознакомления
2
прыжкового спорта. Очень важно оптимальное сочетание силы с другими необходимыми для спортсмена качествами [14]. Вначале с помощью силовых упражнений развивают последовательно всю мускулатуру и слабые мышцы, затем – отдельные мышечные группы, которые имеют наиболее важное значение.
Силовые упражнения должны чередоваться с упражнениями на расслабление, растягивание. Развивать и поддерживать силовые показатели прыгунов с трамплина на лыжах необходимо в течение всего года. Для развития силы и силовой выносливости весьма полезными являются круговая тренировка, а также другие методы тренировки, применяемые в усложненных условиях передвижения [5].
Быстроту движений определяют функциональные возможности организма: уровень развития силовых качеств, гибкость, умение быстро и своевременно расслаблять определенные мышцы. Быстрота движений должна совершенствоваться при достижении определенного уровня скоростно-силовой подготовленности. Опыт работы тренеров В.М. Зациорского, О.М. Боженинова, И.М. Бутина [5, 14] показывает, что в процессе силовой подготовки, направленной на повышение скорости движения, необходимо решать две основные задачи: 1) повышать уровень максимальной (изометрической) мышечной силы; 2) воспитывать способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений (динамической силы).
При развитии быстроты наиболее эффективен повторный метод тренировки с продолжительным отдыхом. Упражнения для развития быстроты в тренировочном цикле целесообразно выполнять после дня отдыха. Перед упражнениями на развитие быстроты на каждом занятии необходимовыполнять задания, связанные с совершенствованием техники, упражнения для развития отдельных групп мышц. С целью развития быстроты можно использовать ряд методических приемов: выполнение двигательных действий в облегченных условиях (лидирование, бег под уклон, подвески и т.п.), чередование выполняемых в облегченных и затрудненных условиях упражнений, выполнение упражнений с включением различных сигналов (звуковых, световых и др.), использование различных тренажеров и приспособлений. Быстроту необходимо развивать с помощью специальных упражнений, упражнений для отдельных групп мышц и целостных упражнений. Упражнения выполняют с предельной интенсивностью, кратковременно [5].
Специфическими для прыгунов с трамплина являются скоростно-силовые качества. Для развития быстроты движения отталкивания в подростковом возрасте необходимо использовать определенные упражнения с использованием качелей или тележки на наклонной плоскости с изменяемым углом наклона, которые обеспечивают точное дозирование величины нагрузки в зависимости от тренировочных задач.
Сохранение в тренировочном занятии на трамплине качества силы и быстроты движения обусловлено уровнем развития качества выносливости. Наиболее благоприятным периодом для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. В несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты происходит с 11 до 14 лет. К этому возрасту фактически стабилизируются результаты показателей быстроты простой реакции и максимальной частоты движений.
До 13-14-летнего возраста половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.) [5].
В физической подготовке и спорте для выполнения движений с большей и предельной амплитудой необходима гибкость. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств как быстрота реакции и скорости движений, сила, выносливость, увеличивать энергозатраты и снижать экономичность работы организма, приводить к серьезным травмам мышц и связок.
Большая амплитуда движений достигается в пассивных упражнениях на гибкость, чем в активных упражнениях. Разницу между показателями активной и пассивной гибкости называют резервной напряженностью или “запасом гибкости”.
К снижению гибкости может привести систематическое или используемое на отдельных этапах подготовки применение силовых упражнений, если тренировочный процесс не включает в себя упражнения на растягивание.
В возрасте от 11-14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем качество гибкости приобретает устойчивую тенденцию к снижению. Координационные способности, которые характеризует точность управления силовыми, пространственными и временными параметрами, обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной афферентации (передачи импульсов от рабочих центров к нервным), имеют выраженные возрастные особенности. В период от 11 до 13-14 лет улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений, увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий [14].
1.3. Морфофункциональные особенности детей 11-12 лет
Для подросткового возраста характерны существенные отличия в развитии тела у девочек и мальчиков. Так у девочек в 11 - 12 лет отмечается максимальный темп роста в длину. В этот период происходит быстрое изменение пропорций тела, приближение их к параметрам взрослого человека.
Происходит усиленный рост трубчатых, длинных костей конечностей и позвонков. При этом рост костей в ширину незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки могут замедлять рост трубчатых костей. В межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения, а окостенение запястья и пястных костей заканчивается. Позвоночный столб по-прежнему остается очень подвижным.
Мышечная система в этом возрасте развивается довольно быстро, что особенно выражено в развитии сухожилий, мышц, суставно-связочного аппарата.
Существенным изменениям подвергается сердечно-сосудистая система. Особенно заметно увеличивается масса желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. У девочек наибольшие размеры прибавки сердца отмечаются в возрасте 12-14 лет. Изменяется микроструктура миокарда, прежде всего размеры ядер мышечных волокон. По структурным показателям сердце подростка практически не отличается от сердца взрослого человека.
Легочная артерия шире аорты, а к 11-12 годам устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что приводит к повышению сосудистого тонуса как предпосылке роста артериального давления. По своим темпам рост сердца перегоняет в этом возрасте рост всего тела; масса сердца подростка увеличивается более чем в 2 раза, вес тела - в 1,5 раза. Увеличение мощности сердца превосходит возможности его работы, что может привести к значительному повышению кровяного давления. Поэтому подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких сильных движений.
Наиболее пригодны для данного возраста физические упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе.
Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Почти в два раза увеличивается объём лёгких, растёт показатель ЖЕЛ, значительно повышается МОД. В этом возрасте увеличивается показатель эритроцитов, гемоглобина в крови, приближаясь к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста максимальное потребление крови (МПК) увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18%.
При физических нагрузках экономичность кислородных режимов подростков ещё значительно ниже, чем у взрослых, но выше чем у детей младшего возраста. В тоже время ликвидация кислородного долга у подростка происходит с высокой интенсивностью.
Наиболее интенсивно в возрасте 11-12 лет среди физических способностей развиваются скоростные и координационные способности, способность к овладению технически сложными формами движений.
Благоприятными периодами для развития способности выполнять движения в максимальном темпе являются периоды - 7-9 лет и 10-11 лет у девочек и 7-9 лет у мальчиков; для развития гибкости - 7-10 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков; для развития выносливости – 8-10 лет у мальчиков, 7-9 лет у девочек, для увеличения времени двигательной реакции – 10-11 лет у девочек и 11-12 лет у мальчиков.
К 11-12-летнему возрасту развитие двигательной функции в основном завершается. Уровень развития координационных способностей в этот период достигает примерно 75% от общего прироста результатов за весь подростковый период. Улучшение результатов двигательных действий с возрастом обеспечивается повышением точности сенсомоторной координации и программирования моторных актов. Возрастные периоды характеризуются разными темпами развития сенсомоторных функций. В 11-12 лет у мальчиков происходит интенсивное улучшение регуляции точности моторных актов, достигают оптимального уровня временные показатели простых двигательных реакций, уменьшается скрытый период сложных реакций.
Улучшение прогнозирования начала предстоящего действия происходит в возрасте 7 - 12 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биомеханика современного прыжка на лыжах с трамплина. По материалам FIS // Сборник статей. – М.: Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России. 2001. – 57 с.
2. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев: «Олимпийская литература», 2005. – с.130.
3. Былеева, Л.В. Практический материал: Учебное пособие / Л.В. Былеева.-- М.: Подвижные игры. - 2005. – с.43.
4. Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст]./. Г.В.Васильев. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.
5. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 264с.
6. Железняк, Ю.Д. Портнова, Ю.М, Савин, В.П. Лексаков, А.В, Техника, тактика обучения [Текст]./. Ю.Д Железняка, Ю.М. Портнова., В.П Савин, А.В Лексаков, - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 520 с.
7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200с.
8. Залетаев И.П. Общеразвивающие упражнения / И.П. Залетаев. - М.: Физкультура и спорт. - 2002. – с. 241.
9. Зебзеев В.В. Биомеханические и аэродинамические особенности техники прыжка в фазах полета и отталкивания / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Наука и спорт: современные тенденции. – 2016. – № 1 (10). – С. 42-49.
10. Зебзеев, В.В. Морфология как инновационный подход в оценке техники прыжка на лыжах с трамплина / В.В. Зебзеев, О.С. Зданович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 1 (131). – с. 91-95.
11. Злыднев, А.А. Техника отталкивания на столе отрыва трамплина квалифицированными лыжниками-двоеборцами в подготовительном периоде / А.А. Злыднев, Г.Г. Захаров, А.В. Артошин. – СПб.: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Юкки 100-лет. Вчера, сегодня, завтра». - 2011. - с. 17-23.
12. Йошт, Б. Техника прыжков на лыжах с трамплина : учебное пособие / Б. Йошт ; Факультет спорта Университета Любляны. – Любляна : [б. и.], 2015. –122 с.
13. Королев, Г.И. Управление системой подготовки в спорте / Г.И. Королев. - М.: Мир атлетов. - 2005. – с. 58.
14. Кузнецов, В.А. Специальная физическая подготовка прыгунов на лыжах с трамплина / В.А. Кузнецов. – Чусовой: ОАО “Чусовская типография”, 2009.-43 с.
15. Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: изд. центр ВЛАДОС. 2002. - 176 с.
16. Курысь, С.Н. Основы силовой подготовки юношей / С.Н. Курысь. - М.: Советский спорт. - 2004. – с.87.
17. Лыжный спорт: Учебник для вузов. / В.В. Фарбей, Г.В. Скорохватова, Вад. В. Фарбей и др.; Под общ. ред. В.В. Фарбея, Г.В. Скорохватовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 527 с.
18. Лях, В.Н. Координационные способности учащихся: диагностика и развитие / В.Н. Лях. - М.: ТВТ Дивизион. - 2006. – с. 320.
19. Масальгин, Н.А. Зависимость между взрывной силой мышц и длиной прыжка на лыжах с трамплина у лыжников двоеборцев в различные периоды тренировки / Н.А. Масальгин, А.А. Жиляков, А.Г. Фалалаев // Теория и практика физической культуры. – 1993. – с. 40-41.
20. Методика разработки комплексных целевых программ подготовки региональных сборных команд квалифицированных спортсменов на четырехлетний цикл подготовки (на примере лыжников-двоеборцев РФ) / Г.А. Сергеев, А.А. Злыднев, А.А. Яковлев [и др.] ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : [б.и.], 2013. – 132 с.
21. Осинцев, В.В. Лыжная подготовка в школе / В.В. Осинцев. - М.: Метод. пособие. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2001. - с. 86.
22. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт. - 2005. - с. 105.
23. Попова, А.И. Актуальные проблемы спортивной подготовки квалифицированы прыгунов на лыжах с трамплина / А.И. Попова, Р.Б. Пашкин // Экология. Здоровье. Спорт: сб. трудов конференции. – Чита.: [б. и.]. - 2015. - с. 329-333.
24. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е издание, испр. – М.: Советский спорт, 2010. 464с.
25. Тихонов, В.Н. Геометрия масс тела спортсмена и оптимизация его технической подготовки в видах спорта с заданной кинематикой : дис. … докт. пед. наук / Тихонов В.Н. - Малаховка. - 2004. – 395 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 6-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 193 с.
27. Хуснуллина, Р.И. Влияние вестибулярной нагрузки на сердечнососудистую систему и двигательные реакции детей и подростков, занимающихся прыжками на лыжах с трамплина: дис. … канд. биол. наук: 03.00.13 / Хуснуллина Р. И. – Казань. - 2008. - 139 с. 19. Режим доступа: http://spbkor1.ru/fileadmin/assets/docs/Programmy_DOD/Tramplin_DOD.pdf 20. Режим доступа: http://www.skijumpingrus.ru/data/files/16/posobie_dlya_trenerov.pdf
28. Чукардин, Г.Б. Лыжный спорт. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Учебное пособие / Г.Б. Чукардин, Н.И. Семенов / СПбТАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. - 120 с.