Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России в настоящее время, психологические знания недостаточно востребованы непосредственно в практической деятельности по раскрытию преступлений, хотя в зарубежных странах полицейский психолог уже давно перестал восприниматься как нечто экзотическое, а специальные психологические методы широко используются в оперативно-розыскной деятельности.
В криминалистике существует самостоятельный раздел, посвященный организации раскрытия и расследования преступлений. Он включает в себя комплекс криминалистических рекомендаций по методике расследования преступлений, осуществлению взаимодействия следователя с другими правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, подразделениями судебных экспертиз и иными организациями, а также ряду мероприятий, направленных на достижение своевременного и эффективного результата работы по раскрытию и расследованию преступлений.
Решая сложные задачи по раскрытию и расследованию преступлений работники органов внутренних дел (в особенности сотрудники следственных подразделений) сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, мотивов, взаимоотношений, позиций и других психологических особенностей.
При выполнении своих функций следователь зачастую вступает в психологически обостренные отношения с частью граждан, особенно с теми, кто встал на путь конфликта с законом либо обладает деформированным правосознанием. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий следователя. Умение разобраться во всей гамме психологических оттенков и зависимостей своей работы характеризует уровень профессионального мастерства следователя.
Идеи об использовании специальных психологических знаний следователями, о необходимости и возможности учета ими закономерностей проявления человеческой психики подозреваемых (обвиняемых) в практике расследования преступлений для повышения эффективности следственных действий не являются новыми.
Еще в XIX столетии в трудах выдающихся ученых В. М. Бехтерева, Л. Е. Владимирова, М. Н. Гернета, Г. Гросса, А. Ф. Кони, В. Д. Спасовича, А. У. Фрезе и других были систематизированы представления о путях использования психологических знаний в судебной деятельности.
В их работах была заложена мысль о том, что юридическая (судебная) психология востребуется судебной практикой, так как способна психологическими средствами обеспечить ее потребности.
Объектом исследования является использование знания психологии при раскрытии и расследовании преступлений.
Предметом исследования являются различные виды деятельности в процессе расследования преступлений.
Цель курсовой работы – рассмотреть психологические знания, используемые для расследования преступлений.
Задачи:
- определить процессуальные формы специальных знаний
- рассмотреть применение специальных психологических знаний.
- проанализировать психологию осмотра места происшествия.
- выявить использование психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Психологические аспекты расследования преступлений
1.1. Процессуальные формы специальных знаний
По своим целям и задачам оперативно-розыскная психология (ОРП) является прикладной, практически ориентированной отраслью психологического знания. Ее систему можно представить структурой состоящей из двух основных разделов.
Раздел первый ОРП, именуемый «общей» частью, представляет собой исходные теоретические положения, комплексно характеризующие ее, как особую самостоятельную отрасль научного знания. Она посвящена исследованию основных идей, терминов, понятий, принципов, определений и теоретических концепций, которые распространяются на оба ее направления и позволяют решать специфические правовые, организационные, методические и тактические задачи оперативно-розыскной и служебной деятельности. По этой причине «общая» часть ОРП, как правило, на уровне теории изучает и раскрывает лишь психологические механизмы и закономерности присущие негласной деятельности [15].
К базовым психологическим знаниям «общей» части оперативно-розыскной психологии, например, относятся знания о психологии личности преступника и механизмах преступной деятельности. Основное требование к таким знаниям - их конструктивность в раскрытии субъективной стороны состава преступления. Таким образом, «общая» часть ОРП не содержит фактических данных, раскрывающих государственную тайну и для ее использования специалистами-психологами нет необходимости в форме допуска к государственной тайне.
Содержание второго раздела ОРП как науки - «специальной» ее части - основано на анализе практической деятельности оперативных подразделений по раскрытию и расследованию конкретных преступлений происходящих в реальном времени. Здесь психологические знания и специальные методы ОРП применяются и рассматриваются в структурно-содержательном механизме оперативно-розыскной методики и тактики применения негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Многие авторы разграничивают понятия «расследование преступлений» и «раскрытие преступлений», поскольку в криминалистической литературе не определена оценка характера связи между этими понятиями. Так, Е. С. Апаршева и А. В. Новикова в своей работе отмечают, что проблема заключается в отсутствии в теории и практике общепринятого понятия «раскрытие преступлений» и единого понимания охватываемого им вида деятельности правоохранительных органов [1, с. 124].
Необходимо отметить, что в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации не дается дефиниции «раскрытие преступлений», хотя данный термин встречается в некоторых его статьях. В свою очередь, в УПК РФ существует целый раздел VIII, посвященный только вопросам предварительного расследования. При соотношении расследования и раскрытия преступлений важно исходить из положений уголовно-процессуального законодательства, так как раскрытие преступлений неизбежно связано с их расследованием.
В последние годы наблюдаются качественные изменения в структуре современной преступности, в частности, усиливается степень организованности и опасности посягательств, укрепляется техническая оснащенность преступников, что не может не влиять на эффективность раскрытия и расследования преступлений.
Также качество предварительного расследования, как справедливо отмечает Е. П. Ищенко, зависит от объективных и субъективных факторов, например, уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, криминалистической сложности процедуры расследования, численности кадрового состава следственного и оперативного аппарата и т.д. Он подчеркивает, что грамотно расследовать преступления может только высококвалифицированный следователь, обладающий профессиональными знаниями [4, с. 121].
Ошибки, допущенные в ходе предварительного расследования, влекут за собой негативные, порой неустранимые, последствия в дальнейшей работе следователя. Под следственными ошибками в данном случае подразумеваются незаконные и необоснованные решения следователей и дознавателей, повлекшие за собой увеличение сроков предварительного расследования, в результате чего утрачиваются доказательства и виновные лица уходят от уголовной ответственности.
Тем не менее, объективность раскрытия и расследования преступлений зависит не только от профессиональных навыков следователя (дознавателя), но и от недостаточного использования специальных знаний при производстве расследования [3, с. 12]. Под специальными знаниями принято понимать теоретические знания и практические навыки в определенной области, которые приобретены в результате профессиональной подготовки.
Отметим, что специальные знания подразделяются на различные формы. Так, М. В. Вольская выделяет традиционные и нетрадиционные формы [3, с. 37], Б. В. Асаенок - абсолютно применяемые и относительно применяемые формы [2, с. 14]. Однако в криминалистике принято выделять две основные формы: процессуальные и не процессуальные.
В деятельности следователя (дознавателя) наиболее часто используются процессуальные формы специальных знаний, к которым относятся: использование знаний из определенных областей науки, техники и ремесла; привлечение специалиста, эксперта, переводчика, психолога и психиатра для участия в проведении следственных действий и т.п.
Нередко следователь (дознаватель) при расследовании преступлений прибегает к помощи психолога и психиатра. Отметим, что в УПК РФ отсутствует понятие «психиатр», а понятие «психолог» указано лишь в нескольких уголовно-процессуальных нормах. Отсутствие помощи указанных специалистов способствует возникновению определенных проблем при раскрытии и расследовании преступлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апаршева, Е. С. Разграничение понятий «расследование преступления» и «раскрытие преступления» / Е. С. Апаршева, А. В. Новикова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 27-2. - С. 124-128.
2. Асаенок, Б. В. Правовая форма использования специальных знаний: криминалистический взгляд / Б. В. Аксаенок // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2018. - Т. 12. - № 5. - С. 11-15.
3. Вольская, М. В. Правовой аспект использования нетрадиционных форм специальных знаний: перспектива в будущее или «утопическая» реальность // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра : сб. науч. тр. / М. В. Вольская. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. - С. 35-38.
4. Ищенко, Е. П. К проблеме качества предварительного расследования преступлений / Е. П. Ищенко // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2017. - № 5. - С. 120-134.
5. Колмаков, П. А. Проблемы правового регулирования принудительных мер медицинского характера / П. А. Колмаков. - Сыктывкар : Сыктывкарский университет, 2011. - 187 с.
6. Кондрашина, И. А. Допрос под гипнозом / И. А. Кондрашина, А. З. Миннегалимова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 3. - С. 196-198.
7. Крюкова Н. И., Косолапова Н. В. Криминалистика. Учебное пособие. М: Юстиция, 2019. 256 с.
8. Кучерук, С. А. Тактика и взаимодействие органов следствия и дознания как основа деятельности при раскрытии и расследовании преступлений в особо сложных условиях: дис. ... канд. юрид. наук / Кучерук С. А. - Краснодар, 2002. - 218 с.
9. Музыченко, П. Б. Роль судебной медицины и психиатрии в раскрытии и расследовании преступлений / П. Б. Музыченко, О. В. Антонова // Современные проблемы уголовного права и процесса: сб. науч. тр. - Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2017. - С. 75-80.
10. Сажаев, А. М. Психологические особенности осмотра места происшествия / А. М. Са-жаев // Вестник академии Следственного комитета Российской Федерации. - 2016. - № 4.-С. 149-152.
11. Токарев, А. А. Возможности СМИ по предупреждению коррупции в системе оценки и сертификации квалификации в области юриспруденции / А. А. Токарев // Юридическое образование и наука. - 2012. - № 2. - С. 27-29.
12. Чуфаровский, Ю. В. Юридическая психология : учеб. пособие / Ю. В. Чуфаровский. - Москва : Право и Закон, 2007. - 320 с.
13. Шапошников А. Ю. Практическая криминалистика. Учебник. СПб: Питер, 2017. 384 с.
14. Шейфер, С. А. Следственные действия - правомерны ли новые трактовки? / С. А. Шей-фер // Lex Russica. - 2015. - № 10. - С. 115-127.
15. Яблоков Н. П. Криминалистика в вопросах и ответах. Учебное пособие. М: Норма, Инфра-М, 2017. 288 с.