Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речевого потенциала дошкольников в условиях современногообразования является чрезвычайно актуальным вопросом, поскольку жизнь ребенка вдошкольном учреждении постоянно наполнено общением с воспитателем исверстниками. Кроме того, воспитанникам постоянно нужно реализовывать своюфантазию, свои когнитивные и творческие способности. Именно поэтому поиск путейрешение данного вопроса стоит очень остро и волнует исследователей,ученых и педагогов-практиков.
Период дошкольного детства – это самая благоприятная пора дляразвития личности ребенка, его творческого и речевого потенциала.
Базовый компонент дошкольного образования, в частности, направляет усилияпедагогов на своевременное поддержание достижений индивидуального своеобразиянеповторимого жизненного пути ребенка
Речь является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает с раннего возраста и которая, в свою очередь, помогает ему познать окружающий мир. Если до двух лет ребенок употреблял 300 слов, то, при условии умелого педагогического воздействия, до трех лет словарь расширяется до 1000 и более слов. Расширяя под руководством взрослого свой жизненный опыт, ребенок учится устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами внешнего мира, понимает и сам ставит много разнообразных вопросов. Ребенок начинает употреблять распространенные предложения, почти не употребляет «облегченных» слов.
На основе жизненного опыта, умения внимательно рассматривать, а также благодаря развитию памяти у него появляются сложные обобщения и ребенок начинает понимать и употреблять такие слова, как «игрушки», «посуда», «одежда» и выражать словами результаты своих наблюдений. Но воспринимать окружающее со всей полнотой ребенок этого возраста сможет только с помощью взрослого, который не только называет предметы и явления окружающего мира, но и объясняет их. Благодаря языку взрослого, ребенок учится выделять из множества впечатлений то, на что надо обратить внимание и осмыслить его.
Проблемы психологии речевой деятельности детей дошкольного возраста интересовали и интересуют многих ученых. Значительный вклад в развитие данной темы сделали такие ученые: В. С. Мухина, Л. С. Выготский, О. Р. Лурия,О. Л. Леонтьев и многие другие.
Цель: выявить взаимосвязь между развитием речи и коммуникативной деятельностью дошкольников.
Объект исследования: речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: взаимосвязь между развитием речи и коммуникативной деятельностью дошкольников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы раскрыть особенности речевого развития дошкольников.
2. Исследовать взаимосвязь между развитием речи и коммуникативной деятельностью дошкольников
3. Выделить факторы развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между развитием речи и развитием коммуникативной деятельности детей.
Методы исследования: теоретический - анализ литературных источников, практический - наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы. Объем работы: 27 страниц печатного текста. Список использованной литературы содержит 21 источник.
ГЛАВА 1. Психология речевой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Современные подходы к развитию речи у детей
Язык – неисчерпаемое богатство, которым природа одарила человека, его можно приумножить, а можно и незаметно растерять. Поэтому перед нами всегда стоит задача: привить ребенку любовь к слову, научить его четко, красиво и метко высказываться, отстаивать собственное мнение. То есть, первоочередной задачей развития речи детей на этапе дошкольного детства является воспитание языковой личности, такой, которую характеризует достаточный уровень речевой-коммуникативной компетентности, которая свободно и творчески использует речь в различных ситуациях жизнедеятельности.
Базовый компонент дошкольного образования, государственная Базовая программа развития опираются на идеи модернизации дошкольного образования, которые направлены на создание благоприятных условий для развития, самореализации каждого ребенка. Что же это за условия, что должен учитывать педагог для успешной реализации идей программы речевого развития? Прежде всего, новый речевой материал, незнакомый информация должны подаваться ребенку с учетом его потребностей, намерений, интересов.Мастерство педагога в том и состоит, чтобы увидеть настроение, желания, состояние питомца. Глубокое понимание конкретной ситуации поможет воспитателю выяснить, хочет ли ребенок сейчас заниматься тем, что запланировано взрослым, уместными ли в эту минуту будут беседа, чтение стихотворения, разговор, не нарушат ли они сосредоточенности ребенка, своевременным ли влияние на его эмоции [16, с.11]. Стоит при неуспешной или недостаточно успешной деятельности показать малышу, в чем заключается проблема, как можно преодолеть трудности через языковое вправление, нарисовать реальную картину успеха.
Не стоит до конца раскрывать перед детьми все особенности речевого материала. Лучше, когда дошкольники самостоятельно или вместе с взрослым будут искать элементы новизны, непохожести-сходства, вариативности. Детям импонирует позиция исследователей, открывателей. Однако элементы новизны стоит сочетать с приобретенным опытом, знакомой информацией, поэтому связь с пейзажами за окном, с объектами наблюдения на прогулке с изученным накануне стихом пусть дети найдут самостоятельно или при тактичной помощи взрослого.
Ставить и решать речевые задачи в любой деятельности, которой интересуются дети, вне рамок определенного во времени организованного занятия. Например, изготовление дидактического материала, как правило, инициирует или берет на себя воспитатель. Интерес воспитанников к работе взрослого, при доверительном к нему отношении, проявляется в заинтересованных взглядах. Дети подходят ближе, внимательно рассматривают принесенные материалы, задают вопросы. Это и есть точка отсчета активности ребенка, спровоцированная элементом развивающей среды и не ограничена традиционными рамками. Не стоит активно призывать детей к совместной работе, игре, а тем более, отвлекать их внимание от свободной, самостоятельно выбранной деятельности, лучше – заинтересовать их [5, с.44].
Подготовить атрибуты к игре – драматизации по известным детям сказкой, развернута книга с яркими иллюстрациями, узнаваемый по характерным признакам, хотя еще и не завершен, персонаж. При его изготовлении у воспитателя возникли определенные трудности, что обязательно вызывает у детей желание помочь ему, присоединиться к совместной работе. Параллельно с этим переводимые фрагменты сказки, обсуждаются поступки персонажей, вспоминается их внешний вид, делаются первые попытки воспроизведения диалогов, и все это вместе работает на реализацию задач, которые ставил педагог на фоне практической деятельности (изготовление атрибутов): перевод сказки, подготовка к игре-драматизации. И происходило это непринужденно, не в регламентированное время, не при фронтальной организации детей, когда интересы всех в полной мере не совпадают. Взрослый должен удовлетворить желание ребенка участвовать в совместной деятельности, параллельно реализуя речевые, познавательные, развивающие педагогические задачи [6, с.53].
Работая с дошкольниками, нужно избегать доминирования словесных методов и приемов, которые присущи авторитарному стилю (объяснение, чтение, рассказывание, указания, словесный образец, повторение, категорическая оценка и т. д.).За личностно-ориентированного подхода однотипные указания, поучения, особенно для всей группы детей, не имеют права на существование.Не стоит злоупотреблять длинными монологами в форме описаний, рассказов, объяснений. Реализуя конкретные, определенные программой задачи речевого развития детей, находить возможность совместить эту работу со свободной речевой деятельностью, с практически-двигательной активностью дошкольников.
Реализуя задачи коммуникативно-речевого развития ребенка, взрослый должен всячески побуждать его к активности, сознательно ограничивая свое участие уместными, лаконичными высказываниями. Поэтому нужно построить педагогический процесс так, чтобы ребенок не только прислушался к воспитателю, но и высказывал свое мнение, стремился его доказать, убедительно аргументировать, не боясь ни собственной ошибки, ни критики взрослого.Хорошо, когда параллельно высказываются разные мнения, даже безосновательные или неапробированные. Не спешитьбрать на себя роль эксперта. Дать ребенку возможность всеми доступными вербальными и невербальными способами прийти к согласованности с партнером по общению. Не бояться конфликтных ситуаций, ведь избежать их в жизни невозможно. Пусть дети набираются из них социально-коммуникативного опыта, учатся доброжелательности, толерантности. Именно в таких спорных ситуациях и происходит становление коммуникативной компетентности.
Занятие как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять подобающее ему место.Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными. Дошкольники способны самостоятельно выбрать в развивающей среде вид
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аматьева, О. П. Что влияет на выразительность речи? Обучение детей старшего дошкольного возраста интонационной и жестико-мимической выразительности речи[Текст] / О. П. Аматьева// Детский сад. – 2014. - №19. – С.8-12.
2. Арутюнова, А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Арутюнова// Дошкольное воспитание. – 2017. - № 9. – С. 58-65.
3. Богуш, А. М. Речевое развитие детей от рождения до семи лет: монография [Текст] / А. М. Богуш. – К.: Слово, 2014. – 376 с.
4. Богуш, А. М.Оптимизация речевой работы с детьми в развивающей среде дошкольного учебного заведения[Текст] / А.Богуш,Н.Гавриш // Дошкольное воспитание. – 2012. №10. – С. 5-9.
5. Богуш, А. М. Речевой компонент дошкольного образования[Текст] / А. М. Богуш. –М.: Высь, 2011. – 176 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
7. Вашуленко, М. Речевое развитие дошкольников – залог их последующей успешности[Текст] / М.Вашуленко //Детский сад. – 2018. - №20. – С.20-24.
8. Гончаренко, А. Современные подходы к развитию речи детей [Текст] / А. Гончаренко // Дошкольное воспитание. – 2017. - №7. – С.14-16.
9. Гончаренко, А. Чтобы ребенок заговорил[Текст] /А. Гончаренко // Дошкольное воспитание. – 2015. - №3. – С.22.
10. Елагина, Н.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослыми у детей раннего возраста [Текст] / Н.Г.Елагина. – М.: Просвещение,2017. –113 с.
11. Колодич, О. Б. Современные подходы к изучению речевой деятельности [Текст] / О. Б. Колодич// Педагогика и психология. – 2016. - №4. – С.17-22.
12. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М.Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: у-Фактория, 2014. – 224 с.
13. Кричковская,Т. Д. Психология детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие[Текст] / Т. Д. Кричковская. – Нежин: НДПУ, 2011. – 189 с.
14. Программа развития детей от пренатального периода до трех лет [Текст].– М.: ИНФРА-М, 2014. – 160 с.
15. Пироженко Т. О. коммуникативно-речевое развитиедошкольника[Текст] / Т.О. Пироженко. –М.: Путешественник, 2010. – 152 с.
16. Пенькова, Е. Развитие речи у детей [Текст] / Е. Пенькова// Психолог. – 2015. -№42. – С.10-14.
17. Психология дошкольника: Хрестоматия. Учебное пособие для студ. пед. заведений[Текст] / Сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Академия, 2017. – 263 с.
18. Самохвалова, А. Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция:уч. - метод. пособие [Текст] / А. Г. Самохвалова –СПб.: Язык, 2011. – 150 с.
19. Смольникова, Г. Учим детей общаться [Текст] / Г.Смольникова// Дошкольное воспитание. – 2019. - №9. – С. 14-16.
20. Стрюк, К. Еще раз о развитии речи: Приоритетные направления развития речевой деятельности дошкольников [Текст] / К.Стрюк// Детский сад. – 2017. - №47. – С.26-27.
21. Фрадкина, М. И. Возникновение речи у ребенка [Текст] / М. И. Фрадкина. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 2015. – 124 с.