Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ СТАТИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 6
§1.1 Цели обучения элементам статистики в курсе математики основной школы………………………………………………………………………………...6
§1.2. Из истории введения стохастической линии в школьный курс математики.7
§1.3. Анализ статей и учебной литературы, посвященных введению и апробации элементов статистики в школьном курсе математики 10
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТАМ СТАТИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ 16
§2.1. Система упражнений и задач по обучению школьников элементам статистики 16
§2.2. Методика преподавания элементов статистики в школе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Статистика играет огромную роль как в науке и прикладной деятельности, так и в повседневной жизни. Как следствие, возникает необходимость включения элементов статистики в школьный курс математики. В 60-е годы появилось множество методических работ по введению теории вероятности и математической статистики в школьный курс обучения. Однако уже в 70-годы эти темы пришлось полностью исключить из обязательной программы, в виду неподготовленности школы к их восприятию. В 80-х годах отдельные элементы статистики были включены в программы математического образования профильных классов. А в следующее десятилетие элементы теории вероятностей и математической статистики вошли в обязательную программу школьного курса математики [1, c.12-19].
В последние годы произошли положительные сдвиги в сфере внедрения стохастической линии в рамках школьного образования. Соответствующая содержательная линия вошла в утвержденный стандарт базового и полного среднего образования. Современная концепция школьного образования ориентирована на учет индивидуальности учащегося, его интересов и склонностей. Этот фактор вызвал изменения в требованиях к математической подготовке ученика, возникла необходимость внедрения интерактивных методик преподавания математики. Развитие у учащихся вероятностной интуиции и статистического мышления стало насущной задачей, так как важно не только обучение математике, но и формирование личности посредством математики [3, c. 3-14].
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты основного общего образования [26] ориентированы, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника, владеющего математическими рассуждениями, умениями решать задачи; применяющего математические знания в повседневной жизни. Согласно ФГОС, изучение учащимися алгебры должно отражать формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях. Важно и развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах и графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.
Степень разработанности тематики. В теории и методике обучения математики вопросам методики обучения учащихся теме «Теория вероятности и статистика» в курсе алгебры основной школы посвящены исследования таких авторов, как Е.А. Бунимовича, В.А. Булычева [2], Ю.Н. Тюрина [22-25], И.Р. Высоцкого [6], С.В. Щербатых [27], и др.
Проблема исследования. Актуальность темы исследования обусловлена сложившимся к настоящему времени противоречием между необходимостью обучения учащихся элементам статистики в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и фактическим состоянием методики ее обучения учащихся в курсе алгебры основной школы. Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей обучения учащихся элементам статистики в курсе алгебры основной школы.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что для более эффективного обучения детей элементам статистики, необходимо иметь специально разработанную методику ее преподавания.
Объект исследования – методика преподавания элементов статистики.
Предмет исследования – методика преподавания элементов статистики в школьном курсе.
Цель исследования – изучить методику преподавания элементов статистики в школьном курсе.
Задачи исследования:
1.Раскрыть цели обучения элементам статистики в школьном курсе алгебры основной школы.
2.Рассмотреть исторические аспекты введения стохастической линии в школьный курс математики.
3.Выполнить анализ статей и учебной литературы, посвященных введению и апробации стохастической линии в школьном курсе математики.
4.Раскрыть методику изучения элементов математической статистики.
Методы исследования: анализ учебно-методической литературы, работ по истории математики, школьных программ, методических пособий, учебников и учебных пособий, изучение опыта работы отечественной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся теме «Элементы статистики» в курсе алгебры основной школы.
Практическая значимость исследования. Значимость составляют методические рекомендации обучения теме «Элементы статистики» учащихся 5-9-х классов, которые могут быть использованы учителями математики основной школы и студентами педагогических направлений.
Структура работы. Работа состоит введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ СТАТИСТИКИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
§1.1. Цели обучения элементам статистики в курсе математики основной школы
Одним из мотивирующих факторов введения элементов статистики и в курс средней школы является их связь с реальными жизненными ситуациями. Вероятностный характер каких-либо событий и явлений во многом определяет поведение человека, следовательно, возникает необходимость формирования соответствующих практических ориентиров, а также развития у учащихся, как общей вероятностной интуицией, так и конкретными способами оценки данных. Учащимся необходимо уметь извлекать, анализировать и обрабатывать разнообразную, а иногда противоречивую информацию, принимать обоснованные решения в ситуациях со случайными исходами, оценивать шансы на успех и степень риска.
Необходимость формирования вероятностного мышления у учащихся обусловлена и тем, что весь комплекс социально-экономических наук развивается на вероятностно-статистической основе. Изучение вероятностно –статистической линии благоприятно влияет на развитие интеллектуальных способностей учащихся, способствует развитию интереса к предмету, а также усиливает прикладной аспект курса математики [27, c. 154-163].
Основной целью обучения стохастической линии в 5-9 классах средней школы является развитие стохастического мышления и повышении уровня математической культуры у учащихся, а также формирование представлений об элементах комбинаторики, статистики и теории вероятностей как средства описания процессов и явлений реального мира. Значимость обучения стохастической линии определяется обширным внедрением прикладной математики в различные сферы деятельности человека. Методы и результаты стохастики используются не только в естественных и технических науках, но и в таких науках, как экономика, демография, социология, археология, лингвистика, и многих других [25, c. 12-34].
В настоящее время, без верных представлений о случайных событиях и их вероятностях невозможна продуктивная деятельность человека в какой-либо сфере жизни [20, c. 1946-1950]. Установление учащимися, под компетентным руководством учителя, разносторонних связей стохастики с различными науками, такими как естествознание, а также с техническими и гуманитарными дисциплинами, является одним из средств достижения поставленной цели. Введение элементов статистики в курс математики является одним из важнейших аспектов модернизации содержания образования, так как роль вероятностно-статистических знаний и навыков в современном мире повышается. Без применения элементов статистики сегодня не мыслится принятие любого сколь-либо значимого решения по самым разнообразным проблемам в социокультурной и научно-производственной сферах [18, c. 111-126].
§1.2. Из истории введения стохастической линии в школьный курс математики
Начиная с первой половины XIX века, в России было сделано несколько попыток введения элементов статистики в школьный курс математики. Элементы статистики периодически на короткий срок вводились в школьный курс математики. Появлялись даже учебники, содержащие элементы теории вероятностей и статистики. В Санкт-Петербурге был издан первый в России учебник по теории вероятностей "Основы математической теории вероятностей" в 1846 году В.Я. Буняковским [16, c. 12-28].
В 1902 г. для средних учебных заведений была опубликована программа теории вероятностей, составленная П.С.Флоровым, а в 1907 г. - разработанная Брандтом. На съездах директоров и попечительских советов коммерческих училищ, состоявшихся в 1901-1902 гг., было предложено ввести преподавание политической арифметики, куда должны были войти теория сложных процентов, теория соединений и теория вероятностей. Попытки введения элементов статистики и теории вероятностей в школьную математику предпринимались в России и после революции 1917 года-создается единая трудовая школа с тремя ступенями образования, объединенными единой программой. Третья ступень предполагала разделение на три направления: гуманитарное, естественно-математическое, техническое.
Программа технического направления содержала разделы основ теории вероятностей (сумма и произведение вероятностей, математическое ожидание). На двух других направлениях также изучались основы элементов статистики, но большее внимание уделялось обработке статистических данных. В 1925 г. элементы теории вероятностей были включены для школ II ступени в учебник "Арифметика" в качестве эксперимента, но впоследствии, в течение длительного периода в средних школах изучались лишь элементы комбинаторики [1, c.12-19].
Попытка ввести элементы теории вероятностей в период реформ 60-70 гг. на формально-логическом уровне, также не удалась. Материал оказался сложным для восприятия учащимися, методика подачи материала была не отработана и не способствовала развитию логического мышления и вероятностной интуиции учащихся. Законы жёсткой детерминации, на изучение которых целиком ориентировано школьное образование, лишь односторонне раскрывают сущность окружающего мира. Случайный характер многих событий и явлений действительности оказывается за пределами внимания наших школьников
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баландина, И. А. Стохастическая линия в средней школе: Начнем с анализа / И. Баландина // Математика. – 2019. – №14. –С. 12-19.
2. Бунимович, Е.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев. —М.: Дрофа, 2016. - 160с.
3. Бунимович, Е.А. О теории вероятностей и статистики в школьном курсе / Е.А. Бунимович, В.А. Булычев, Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко // Математика в школе. - 2019. - №7. –С. 3 –14.
4. Виленкин, Н.Я. Математика. 5 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –31-е изд., стер. –М.: Мнемозина, 2013. –280 с.
5. Виленкин, Н.Я. Математика. 6 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. –30-е изд., стер. –М.: Мнемозина, 2013. –288 с.
6. Высоцкий, И.Р. Типичные ошибки в преподавании теории вероятностей и статистики/ И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко //Математика в школе, 2014. - №4. –С. 32-43.
7. Гнеденко, Б.В. Политехнические аспекты преподавания математики в средней школе / Б.В. Гнеденко // На путях обновления школьного курса математики. – М., 2015. –С.154.
8. Горлач, Б.А. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]: учебное пособие / Б.А. Горлач. - СПб.: Лань, 2013. -320 c.
9. Долматова, Т.А. Методический анализ изучения элементов статистики в курсе математики основной школы / Т. А. Долматова, О. С. Истифина. - 2016. - №2(40). - С. 38-44.
10. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. –М.: Дрофа, 2013. –278 с.
11. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. –М.: Дрофа, 2015. –282 с.
12. Дорофеев, Г.В. Алгебра. 9 класс[Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. –М.: Дрофа, 2015. –286 с.
13. Дорофеев, Г.В. Математика. 5 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, И.В. Шарыгин. –М.: Дрофа, 2015. –288 с.
14. Дорофеев, Г.В. Математика. 6 класс[Текст]: учебник для общеобразовательных учебных заведений/Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева. –М.: Дрофа, 2014. –264 с.
15. Мордкович, А.Г. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Доп. параграфы к курсу алгебры 7-9 кл. / А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. -5-е изд. -М.: 2018. -112 с.
16. Нахман, А.Д. Стохастическая линия как инновационная содержательно-методическая линия в курсе математики / А.Д. Нахман // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. – 2019. – №3-4. – С. 12 - 28.
17. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию / М-во образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2015. – 560 с.
18. Седова, Н.С. О сформированности стохастической компетентности учителя математики / Н.С. Седова // Вестник Псковского Государственного Университета. Серия: Естественные и физико-математические науки. – 2010. – №10. –С.111-126.
19. Студенецкая, В.Н. Статистика и теория вероятностей на пороге основной школы / В.Н. Студенецкая, О.М. Фадеева //Математика в школе. -2015. - №6. - С. 64.
20. Тарасевич, А. К. Особенности изучения основ теории вероятностей в школьном курсе математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1946–1950. –URL:http://e-koncept.ru/2016/86416.htm.
21. Ткачева, М.В. Элементы статистики и вероятность [Текст]: учебное пособие для 7-9 классов/ М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова. -2-е изд. -М.: 2015. -112 с.
22. Тюрин, Ю.Н. Преподавание теории вероятностей и статистики в школе/ Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко // Математика в школе. - 2019. - №7. - С. 14-31.
23. Тюрин, Ю.Н. Преподавание теории вероятностей и статистики в школе / Ю.Н Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко// Математика в школе. -2019. – №7. – С. 2 - 6.
24. Тюрин, Ю.Н. Теория вероятностей и статистика [Текст]: методическое пособие для учителя / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. – М: МЦНМО МИОО. –2018. – 52 с.
25. Тюрин, Ю.Н. Теория вероятностей и статистика [Текст]: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений/ Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров, И.Р. Высоцкий, И.В. Ященко. - М.: 2018. -256 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки РФ. –М.: Просвещение, 2010. -50 с. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938-Последнее обновление 06.05.2017.38.
27. Щербатых, С.В. Об опыте обучения элементам комбинаторики, статистики и теории вероятностей в дореволюционной школе России // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2019. - №4. - С.154-163.