Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе российская экономика является неотъемлемой частью мировой экономической системы, во многом благодаря экспорту энергоресурсов. Экспорт энергоресурсов чрезвычайно важен как для внутренней экономики Российской Федерации, так как за годы экономических реформ он фактически стал единственным надежным источником пополнения государственного бюджета и валютных поступлений в стране, и для ее внешнеторговых партнеров, которые давно рассматривают экономические отношения с Россией через призму энергетической зависимости. В настоящее время представляется совершенно очевидным, что Россия, конечно, должна приложить все усилия для диверсификации своей экономики, но в то же время Россия должна не только сохранить достижения в экспорте энергоносителей, но и попытаться диверсифицировать свой экспорт энергоносителей - как в направление новых стран, а также направление новых товаров.
В настоящее время в научных публикациях отмечается сбалансированный взгляд на роль государства в международном обмене: и у рынка, и у государства есть свои ограничения, и они могут показать свою несостоятельность, поэтому они должны взаимодействовать. Существует также точка зрения, что сегодня экономический потенциал гораздо больше зависит от институциональных параметров, которые в значительной степени формируются под влиянием правительства. Таким образом, в современных условиях, когда глобализация мировых экономических отношений происходит, с одной стороны, и экономические связи локализуются, с другой, процессы развития современной экономики становятся очень сложными, многогранными и неоднозначными, что приводит к конкуренции уровень правительства. В связи с этим правительству необходимо проводить такую внешнеэкономическую политику, которая может помочь национальным экспортерам максимизировать их успех на зарубежных рынках.
Вопросы государственного стимулирования экспорта рассматривались в работах А.О. Солдатовой, А.А. Жаринова, Ю.А. Савинова, А.В. Атаева, Д.Н. Сырцова. Ряд аналитических докладов по теме функционирования экспортно-кредитных агентств были опубликованы под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития. А в работах Д. Лидермана были изучены принципы функционирования и эффективность агентств по продвижению экспорта. В отечественной научной литературе практически отсутствуют комплексные исследования по данной проблематике. Отдельные аспекты затрагиваются в работах И.Э. Точицкой, О.В. Верниковской, П.П. Артемьева. Вместе с тем в научной литературе отсутствуют комплексные исследования теоретических и практических аспектов развития системы государственного стимулирования экспорта несырьевых товаров.
Таким образом, предметом исследования является Либерализация внешней торговли стран.
Цель исследования – разработка рекомендаций по совершенствованию системы государственного стимулирования внешней торговли с учётом опыта зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) изучить опыт внешней торговли в зарубежных странах;
2) оценить состояние системы государственного стимулирования внешней торговли товаров в РФ.
3) дать рекомендации по совершенствованию государственного стимулирования внешней торговли.
Методологическую основу исследования составили методы научного анализа, включая методы исторического и логического подхода, сравнительного анализа и обобщения.
Глава 1. Либерализация внешней торговли как мера экономической политики
1.1 Необходимость либерализации внешней торговли
Примерно с середины 2016 г. основной акцент российской экспортно-импортной политики начал постепенно смещаться со стимулирования импортозамещения на развитие экспорта: был утвержден ряд приоритетных проектов соответствующей направленности — в промышленности, АПК и сфере образования, в четырех отраслях машиностроительного комплекса были утверждены стратегии развития экспорта. Данную трансформацию политики подтвердил и детализировал на среднесрочную перспективу майский указ Президента РФ 2018 г., определивший в качестве одной из задач первостепенной важности расширение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, прежде всего продукции машиностроения и АПК, а также услуг. Разработанный во исполнение соответствующих положений указа национальный проект «Международная кооперация и экспорт» установил дополнительные отраслевые приоритеты развития экспорта, для реализации которых планируется сформировать ряд новых мер государственного стимулирования, обеспечить развитие соответствующего отраслевого регулирования, а также устранить имеющиеся логистические и инфраструктурные ограничения.
Наблюдаемое в последние годы усиление внимания государства к проблематике экспортно-импортной деятельности — пусть отчасти и вынужденное из-за ухудшения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки, — которое привело к активизации и приоритизации соответствующего направления государственной политики, на наш взгляд, заслуживает положительной оценки. Более того, часто (и, как правило, оправданно) критикуемый этап данной политики, связанный с попытками инициировать во многих отраслях масштабный процесс импортозамещения, был вполне логичен в условиях возникновения существенных санкционных ограничений и угрозы их дальнейшей эскалации. Другое дело, что, несмотря на наличие определенных усилий и попыток по устранению «критических точек» импортозависимости, в целом соответствующая политика государства была все же преимущественно направлена на «фронтальное» сокращение потребляемого импорта, что, однако, далеко не всегда равносильно снижению уровня зависимости от зарубежных поставок.
Произошедший в 2016−2018 гг. «разворот» реализуемой политики в сторону развития экспорта, получившего признание в качестве важного драйвера экономического роста, представляется вполне разумным и оправданным — уже хотя бы в силу относительно скромных объемов многих российских рынков, практически не допускающих возможность формирования исключительно на их основе значимых мировых игроков. Вместе с тем несколько настораживает ставка на наращивание экспорта в основном за счет традиционной продукции, экспортный потенциал которой зачастую представляется как минимум небесспорным.
1.2 Прямые и косвенные инструменты поддержки и развития внешней торговли
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности - это организационные, правовые и экономические меры, направленные на достижение любых целей. Такие цели могут включать: расширение экспорта, сокращение импорта, управление торговым дефицитом и некоторые другие. Если говорить только о политике стимулирования экспорта, то она почти всегда направлена на расширение продаж продукции на внешних рынках и опирается на поддержку национальных производителей.
По сути, инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в целях поддержки и стимулирования экспорта можно объединить в три основные группы:
• макроэкономические инструменты - на уровне денежно-кредитной и валютной политики,
• микроэкономические инструменты - то есть ценовые и неценовые методы адресной поддержки отдельных предприятий и, наконец,
• организационные, технические и политические инструменты поддержки экспортеров.
Группа макроэкономических инструментов опирается на общие принципы официальной денежно-кредитной политики и меры, направленные на управление потоками капитала и инструменты таможенного регулирования. Например, политика слабой национальной валюты более выгодна для экспортеров и менее выгодна для импортеров.
В группу макроэкономических инструментов также входят инструменты тарифного и таможенного регулирования, такие как таможенные тарифы, экспортные и импортные квоты, лицензирование внешнеэкономической деятельности и т. д.
Экспортные квоты используются в тех случаях, когда цены на товар на внутреннем рынке ниже, чем в мире. При неограниченных объемах экспорта дефицит этого продукта может возникнуть на внутреннем рынке. Квота внешней торговли - это количественное или денежное ограничение на экспорт (импорт), вводимое на определенный период времени для отдельных товаров, стран и групп стран.
Лицензирование - выдача разрешений на осуществление внешнеторговых операций своим субъектам осуществляется соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации.
Вторая группа инструментов - это микроэкономические методы адресной поддержки отдельных предприятий. Прямые (ценовые) инструменты поддержки экспорта и политики развития включают в себя:
• государственные субсидии экспортерам;
• льготное государственное кредитование и экспортное страхование;
• налоговые льготы для экспортеров;
• государственная политика по развитию экспортной базы.
Неценовые средства стимулирования экспорта не влияют на цену экспортируемых товаров и в целом характеризуются наличием следующих форм: конкуренция по качеству, лизинг, послепродажное обслуживание и создание организаций, способствующих экспорту.
Наиболее распространенной формой стимулирования экспорта является государственное субсидирование экспортеров. Он направлен на стимулирование экспорта отечественных производителей и повышение ценовой конкурентоспособности их товаров. По сути, субсидия представляет собой денежную выплату, направленную на поддержку национальных