Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья – это главный институт воспитания ребенка, поскольку в ней он находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье закладываются характер и личность ребенка.
Семья является тем микросоциумом, самосуществование которого обеспечивает как нормальное функционирование индивидов, входящих в него, так и является образованием, которое создает в процессе своего существования ситуации, которые могут привести к неадаптивному поведению.
В этой части работы будет рассмотрено, как специфический образ жизни семьи с одним родителем отражается на воспитательном процессе. Как влияет неполная семья на развитие мальчиков и девочек, в ней воспитывающихся. Будут рассмотрены черты характера ребенка из семьи с одним родителем и особенности его общения с окружающими.
Потребность в эмоциональном контакте в первую очередь удовлетворяется при общении с близкими людьми в семье. Но чрезмерная занятость одинокой матери на работе не дает возможность уделять достаточное количество внимания детям, удовлетворять их потребность в эмоциональном контакте с близким людьми, взаимодействовать с ними. Ребенок, таким образом, лишается близкого взрослого [11].
Взрослые, у которых в детстве не было тесного эмоционального контакта с родителями, часто испытывают мучительное чувство одиночества.
Исследованию психологических основ образа я ребенка посвящены работы Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, П.Я. Гальпериной, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, С. Костюка, Ф.И. Фрадкина и их последователей.
Объект исследования: особенности представлений о себе.
Предмет исследования - особенности образа-Я младших школьников из полных и неполных семей.
Цель исследования выявление и научное обоснование особенностей образа-Я младших школьников из полных и неполных семей.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме развития детей младших школьного возраста из неполных семей.
2. Рассмотреть особенности развития представлений о себе в онтогенезе
3. Проанализировать особенности представлений о себе у детей из неполных семей
4. Провести анализ коррекционно-педагогической работы по формированию представлений о себе у детей из неполных семей
1 глава. Теоретический анализ исследований «образа-Я» младших школьников по психологической литературе
1.1 Развитие представлений о себе в онтогенезе
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.
Первым шагом в понимании социальной природы «я» было признание того, что наряду с биологическим, телесным «я», образ «я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми.
К. Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая складывается из системы восприятия и оценки человеком своих собственных черт. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений индивида о самом себе. «Я-концепция» - это определенная система, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.
По мнению К. Роджерса, сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я-концепцией», согласно К. Роджерсу, развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида. Вместе с тем потребность в позитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.
Другой исследователь Роберт Берне рассматривал «я-концепцию» как совокупность установок «на себя», выделяя при этом ее составляющие:
- когнитивную составляющую установки - убеждения;
-эмоционально-оценочную - эмоциональное отношение к этому убеждению;
- поведенческую составляющую - соответствующие реакции, которые, в частности, могут выражаться в поведении.
Применительно к «я-концепции» эти 3 элемента установки могут конкретизироваться следующим образом:
- образ «я» - представление о себе;
- самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуществлением;
- потенциальные поведенческие реакции, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться образом «я» и самооценкой.
В экспериментальном исследовании М.Е. Котовой, осуществленным под руководством Н.И. Непомнящей, было установлено, что объективно содержательная сторона ценности - это значимое для ребенка содержание (сфера деятельности, отношений), через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.
Эти позиции авторов всецело работают на ценностную парадигму образования. Они послужили основой для разработки содержания представлений о себе, усвоение которого позволит ребенку осмыслить собственную ценность, уникальность и неповторимость.
Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.
1.2. Особенности развития образа я у младших школьников
Проблема «образа Я» применительно к аномальным детям нам видится еще более актуальной. При нормальном психическом развитии ребенка и благоприятных воспитательных воздействиях «образ Я» формируется стихийно. При аномальном психическом развитии (интеллектуальных и личностных нарушениях) и зачастую неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях стихийное формирование полноценного «образа Я» затруднительно, а чаще всего, невозможно. Следовательно, проблематично становление субъектности. Единой целью всех коррекционно-развивающих мероприятий с аномальными детьми и подростками являются адаптация их к жизни и интеграция в обществе, достичь которых без развития субъектности личности нельзя.
В отечественной возрастной и педагогической психологии особое место занимают работы, посвященные изучению «образа Я» у учащихся с нормальным уровнем развития (НУР) (Л.И.Божович, В.С.Мухина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, А.В.Захарова, И.И.Чеснокова и др.). Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включает в себя оценочный аспект самосознания. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Предпосылки для познания самого себя, по мнению отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, М.И.Дъяченко, Л.А.Кандыбович), создаются в процессе понимания человека человеком, взаимопонимания
1.3. Влияние семьи на формирование младших школьников
В современном мире семья как социально-психологическое явление вызывает очень большой интерес. Зачастую молодые люди вступают в брак для того чтобы «у ребенка был отец» Многие социологи указывают на то, что семья создается в большей степени для воспитания детей. И это очень хорошо! Ведь колоссальное влияние на формирование ребенка как личности оказывает именно семья. Но это в теории. А на практике мы видим, что родители проявляют большую заботу о собственном личностном росте, замаскированном под обеспечение финансового благополучия семьи. При этом необходимо отметить, что есть случаи и реального финансового бедствия семьи которое буквально изматывает всех ее членов. Однако это не снимает ответственность с родителей за будущее детей и их воспитание.
Так почему же многие специалисты наперебой твердят о важности семьи в формировании ребенка как личности? Все просто. Ребенок формируется в процессе общения и под влиянием социума. А первый опыт общения он получает именно в семье. И то как он будет проявлять себя в мире, насколько будет успешен в достижении поставленных перед ним жизнью целей зависит от того как выстраивались отношения с мамой, папой, сестрами и братьями.
Итак, важность семьи с точки зрения формирования личности велико в любом возрасте. Однако в данной статье мы рассмотрим младший школьный возраст как наиболее сензитивный (подходящий) для формирования самооценки и эмоционального отделения от матери. Кроме того именно в этом возрасте ребенок становится «зеркалом» семейного неблагополучия. И если у младшего школьника начинают проявляться негативные черты характера (например, капризность, упрямство), то истоки этого явления следует искать в особенностях семейного воспитания. И если изменить отношения между ребенком и родителями, то изменения в поведении ребенка не заставят себя долго ждать.
Существует мнение, что родители оказывают влияние на ребенка (его развитие) исключительно лишь в тот момент, когда организуют учебный процесс. Однако это далеко не так. Как мы увидим далее, особенности взаимоотношений между членами семи как таковые оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Данной проблематикой занимались такие ученые, как Ян Амос Коменский, Петр Францевич Лесгафт, Антон Семенович Макаренко, Иоганн Генрих Песталоцци, Жан Жак Руссо, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Локк и многие другие.
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: Анна Яковлевна Варга, Владимир Викторович Столин, Алла Семеновна Спиваковская и другие.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О.С. Аршатская // Дефектология: научно-методический журнал; Ред. Н.Н. Малофеев, А.Б. Меньков. - 2005. - №2 2005. - с. 46-57.
2. Астапов, В.М. Искаженное психическое развитие / В. М. Астапов // Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994. - С.114-119.
3. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М.: Медицина, 1999.
4. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика. - Донецк, 1999.-117с.
5. Буянов М.И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов. 2001. - 88с.
6. Владимирова Н. Не от мира сего? // Семья и школа. - 2003. - №9. - С.10-11..
7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003.
9. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. - 2004. - №6. - С.44-52.
10. Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. - 2002. - №2. ? 336c.
11. Лебединская К.С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. - М.: Просвещение, 1991.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
13. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь,2007.- 288с.
14. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: Дисс. . канд. псих, наук,- М. 2000. - 124 с.
15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути Помощи. - М.: Теревинф, 2005.-288с.
16. Носкова Н.В. Психология возрастного развития человека: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2004. - 228 с.
17. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
18. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Циркин С.Ю. - 2002. - 446c.
19. Феррари П. Детский аутизм; пер. с фр. О. Власовой. - М.: РОО Образование и здоровье, 2006.-127с.
20. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма // Дефектология. - 2004.- 74c.
21. Щипицина Л.М. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2001. - 368с.
22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
23. Asperger H; tr. and annot. Frith U Autistic psychopathy in childhood // Autism and Asperger syndrome / Frith U. -- Cambridge University Press, 1991. -- P. 37-92. -- ISBN 0-521-38608-X.