Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Российская экономика в современных экономических условиях находится на этапе сложных международно-политических преобразований. Современный этап общеэкономических изменений представляет собой структурную, институциональную перестройку не только национального хозяйства, но также и возобновление экономического потенциала, роста и всестороннего развития. Необходимым условием достижения указанной цели должно стать стимуляция и оживление инвестиционной деятельности, обеспечение технического, технологического и организационно-экономического реконструкции и реновации производства.
Актуальность темы заключается в том, что будущие возможности развития инвестиционной политики регионов страны будут складываться, в целом, исходя из пути экономического развития, инвестиционного плана региона, в том числе от качества и величины поступающих внутренних и иностранных инвестиций.
Для написания работы были использованы источники и материалы Федеральной службы государственной статистики, ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)».
Цель работы – проанализировать инвестиции и их роль в формировании экономики Республики САХА Якутия.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть инвестиции как инструмент формирования экономики региона,
- ознакомиться с регулированием инвестиционных процессов;
- провести анализ структуры и динамики инвестиций в Республике САХА Якутия,
- выявить проблемы и ограничения инвестирования в республике,
- предложить пути улучшения привлечения инвестиций в формирование экономики в Республике САХА Якутия.
Предмет исследования – инвестиционная политика.
Объектом выступает инвестиционный сектор Республики САХА Якутия.
Теоретическая база исследования включает такие работы, как Анисимова А.В. «Инвестиционная деятельность», Гаврилова О.В. «Инвестиции в инновации России и их влияние на развитие экономики», Ильинская Е.М. «Инвестиционная деятельность». Эмпирической базой выступили материалы Федеральной службы государственной статистики, ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)».
Хронология исследования включила в себя изучение теоретических основ инвестиционной деятельности, анализ инвестиционной политики в республике Саха и разработку проекта по улучшению инвестиционных процессов.
Практическая значимость заключается в разработке мер по улучшению инвестиционных процессов в республике Саха.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1.Теоретические аспекты и задачи регулирования инвестиционной политики
1.1.Понятие и сущность государственной инвестиционной политики
Термин инвестиций происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать. Инвестиции – это вложения капитала для его возможного увеличения .
В более широком понимании инвестиции – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые помещаются в объекты предпринимательской деятельности для получения доходов и достижения социальных эффектов.
В Федеральном законе от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дается следующее понятие инвестициям: «… денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) достижения иного полезного эффекта» .
Усиление инвестиционной деятельности является основой для обеспечения экономической стабильности его развития, для его устойчивого экономического роста за счет обновления изношенных фондов реальных секторов экономики, привлечения капитала в экономическую систему региона.
Процессы создания новых предприятий, внедрения и использования передового оборудования, организации современных технологических процессов обеспечивают переход на качественно новые уровни воспроизводства предметов и средств труда и взаимодействия в процессе производства.
Участниками инвестиционной деятельности осуществляется вложение капиталов в создание и функционирование различных предприятий региона путем роста масштаба производства, объема выпускаемой продукции и ее реализации на соответствующем товарном рынке, пополнения различного вида ресурсов.
Место инвестиций в процессе общественного воспроизводства региона представлено на рисунке 1.
Существует взаимозависимость между уровнем инвестирования в экономику и динамикой ее развития. Количество привлеченных средств меняет уровень и объемы производства, число рабочих мест и их качество в различных отраслях.
С вливанием инвестиций компании в регионе могут эффективно использовать собственные ресурсы.
Экономический механизм инвестиционного процесса является модифицированной частью экономического механизма народного хозяйства в целом. Он представляет собой экономический механизм национальной экономики, действующий в сфере инноваций и инвестиций и, как следует, обладающий определенными особенностями, модификациями, уточнениями, дополнениями и т.п.
Следует заметить, что потребности в инвестиционных ресурсах могут появиться на любых стадиях инвестиционных процессов – либо после формирования инновационных идей, либо на этапах их внедрения в производство.
В это же время возникают вопросы об источниках инвестиционных ресурсов.
Государственные ресурсы или ресурсы регионов включают в себя средства государственного и местного бюджета региона, средства государственных организаций, субсидии.
Государственное и правовое регулирование инвестиционной деятельности региона осуществляется федеральными и региональными органами управления. В Российской Федерации государственное регулирование инвестиционной деятельности региона основывается на следующей законодательной базе:
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. № 39-ФЗ;
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ.
Формы государственного регулирования инвестиционных процессов в регионах представлены на рисунке 4.
Каждый из представленных на рисунке 4 блоков включает в себя определенные меры государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе.
Таким образом, инвестиционный процесс в регионе важен для любой экономики. Для его реализации нужны ресурсы, которые подразделяются на внешние и внутренние источники.
1.2.Основные задачи реализации инвестиционной политики
В настоящее время имеющиеся различия в социально-экономическом развитии регионов требует необходимости формирования сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности региона.
Органы местного самоуправления должны стимулировать и урегулировать инвестиционные процессы, сформировать благоприятные условия для привлечения необходимых инвестиций в промышленность регионов.
В долгосрочной перспективе реализуемая инвестиционная политика должна способствовать понижению социально-экономической дифференциации регионов, самостоятельное развитие. Для этого необходимо не только предоставить депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, но и осуществить инвестиции в их реальный сектор экономики, сформировать условия для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи к поддержке конкурентоспособных производств региона. Кроме этого, формирование «региональных полюсов роста» могли бы стать основными факторами экономического роста региона.
Целями рациональной инвестиционной политики являются:
1.Формирование благоприятного делового климата;
2.Стимулирование предпринимательства;
3.Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
4.Способствование беспрепятственной реализации проектов, представляющих ценность для интенсивного экономического развития региона;
5.Минимизация рискованности бизнеса;
6.Создание максимально упрощённых условий для вхождения в экономику региона инвесторов из-за рубежа.
Реализуя фискальную политику, страна должна решить важную задачу, а именно, как обеспечить налоговые платежи в бюджет, в достаточном количестве и одновременно привлечь инвесторов лояльной налоговой политикой.
Управление учётной ставкой, массой денег и кредитованием отображается в денежно-кредитной политике. Главной целью влияния на эти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с последними изменениями и дополнениями) // Информ.-правов. система «Гарант».
2. Абакумова К.Н. Инновации и инвестиции: проблемы сфер влияния // Научный альманах. 2015. № 12-1 (14). С. 22-28.
3. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2015. – 247 с.
4. Алферова Л.В., Пыхов С.И., Позднякова Ж.С. Триада успешного бизнеса: исследования, инновации, инвестиции // Управление в современных системах. 2015. № 1 (5). С. 33-35.
5. Анисимова А.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / А.В. Анисимова – М.: КноРус, 2014. – 448 с.
6. Богатова Е.В. Инновационная экономика: монография. – М.: Русайн, 2014. – 88 с.
7. Валынкин Р.А., Ткаченко Ю.Г. Внедрение инновационных направлений развития в экономику России // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-3. С. 79-80.
8. Версан В.Г. Инновационная экономика в условиях ограниченных ресурсов // Стандарты и качество. 2016. № 5. С. 14-19.
9. Гаврилова О.В. Инвестиции в инновации России и их влияние на развитие экономики // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2015. № 2 (14). С. 17-23.
Гитман Л.Дж., Джон М.Д. Основы инвестирования: пер. с анг./ М.: Дело. 2014. - 108 с.
10. Елкина О.С. Проблемы инвестиций в инновации // Сибирский торгово-экономический журнал. 2016. № 4 (25). С. 35-40.
Ильинская Е.М. Инвестиционная деятельность. – СПб.: Финансы и статистика 2014. – 320 с.
11. Исаев Р.А. Инновационная экономика: проблемы управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 9. С. 137-141.
12. Кабачевская Е.А. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 41. – С. 110–115.
13. Карась А.А., Иванченко Л.А. Инновационная экономика как перспектива социального и экономического развития России // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2014. Т. 2. № 10. С. 309-310.
14. Кирсанов М.Ю. Экономическое развитие и инновационная экономика: совершенствование государственного и муниципального управления // Научное мнение. 2015. № 2-3. С. 150-153.
15. Кравец А.В. Инновационная экономика России: проблемы и перспективы экономического роста // Креативная экономика. 2016. Т. 10. № 1. С. 21-34.
16. Кузнецов А.С., Дьяченко Ю.К. Инновационная экономика как приоритетное направление развития России // APRIORI. Cерия: Гуманитарныенауки. 2015. № 3. С. 35.
17. Липина С.А., Липина А.В. Инновационная экономика 21 века: мировой опыт и практика // Успехи современной науки и образования. 2016. № 1. С. 11-13.
18. Максимов И.Ю., Ярославова А.В. Экономическое развитие и инновационная экономика Российской Федерации // В сборнике: Наука ЮУрГУ 67-я научная конференция. 2015. С. 748-752.
19. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2014. – 382 с.
20. Медакова М.М. Теория инвестиций, инноваций, оптимального управления // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 4. С. 33-40.
21. Паздерина В.А., Катаева Т.А. Систематизация подходов к пониманию сущности оценки эффективности инвестиций в инновации // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-2 (65-2). С. 968-972.
22. Седаш Т.Н., Тютюкина Е.Б. Три «И» в развитии экономики России: инвестиции, индустриализация, инновации // Инновации. 2014. № 12 (194). С. 51-58.
23. Столяр Т.В. Инновационная экономика и подходы к ее формированию в Российской Федерации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 229-233.
24. Терешкина Н.Е. Инновационная стратегия в системе управления национальной экономикой // Маркетинг и менеджмент инноваций. 2014. № 2. С. 151-161.
25. Чукреева К.Н. Инновационная экономика: содержание и основные направления развития // Молодежь и наука. 2014. № 1. С. 19.
26. Юрченко Т.В. Инвестиции в инновации - антикризисная стратегия // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 9. С. 29-37.
27. Инновации в России [Электронный ресурс]. Доступ через http://innovation.gov.ru/ru
28. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.innoros.ru/news/regions
29. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.gks.ru/
30. ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. Доступ через https://investyakutia.com/pages/3