Фрагмент для ознакомления
2
плата за УПТХ зачастую кратно превосходит размер нотариального тарифа. Такой дисбаланс в формировании конечной платы за нотариальное действие долгие годы дискредитировал нотариусов в глазах общественности и сформировал ложное представление об УПТХ как о незначительных и навязанных клиентам услугах.
Принятый 3 августа 2018 г. Федеральный закон N 338-ФЗ стал одним из важных шагов на пути к решению этой проблемы. Он конкретизировал понятие УПТХ, включив в него обширный перечень работ нотариуса, начиная от правового анализа представленных документов и юридической консультации и заканчивая обеспечением надлежащих условий для хранения бумаг и депонированного имущества. Объективно вопрос о правовой и технической работе нотариуса есть вопрос о существовании нотариата, а следовательно, и об обеспечении надежной защиты прав и законных интересов граждан. Эта идея получила законодательное подтверждение.
Следующим шагом законодателя, по мнению ФНП, должно стать приведение нотариальных тарифов в соответствие с нынешними экономическими реалиями.
Это позволит устранить дисбаланс между их значениями и размером платы за УПТХ, сделает расчет стоимости той или иной нотариальной услуги понятным и логичным для ее получателя. При этом реформа не должна вызвать дополнительное финансовое обременение для граждан. Повышение тарифов в случаях, когда это оправданно, будет сопровождаться снижением размера платы за УПТХ.
Внимание нотариата как социально ответственного института по-прежнему будет направлено на развитие системы льгот. Помимо установленных законом льгот на оплату нотариального тарифа, ФНП по собственной инициативе утвердила льготы по оплате УПТХ для ветеранов и инвалидов ВОВ, инвалидов I группы, детей-инвалидов и некоторых других категорий лиц. В ближайшем будущем планируется дополнить перечень льготных категорий заявителей в том числе малоимущими и многодетными семьями. Отдельные инициативы в этом направлении реализуются непосредственно нотариальными палатами субъектов РФ.
Статус нотариусов в науке в настоящее время все чаще и чаще обсуждается, так как этот статус имеет ряд отличительных особенностей и совокупность прав и обязанностей, а также комплекс различных ограничений, необходимых для получения этого статуса. Позиция опирается на ряд признаков, по которым нотариус имеет особый статус среди юридических профессий:
1) прежде всего, нотариус работает в области доказательственного права;
2) деятельность нотариуса осуществлена в бесспорной форме;
3) имеется особая процедура для получения статуса нотариуса, а именно необходимо прохождение стажировки и сдача экзамена;
4) нотариуса можно также охарактеризовать как того, кто обладает знаниями российского законодательства;
5) и последний признак - это наличие психологических навыков для эффективной работы с людьми.
Когда классифицируется систему правоохранительных органов, необходимо четко разграничивать и определять место и деятельность нотариата. В своей деятельности нотариат выполняет главные задачи в области юриспруденции для защиты прав физических лиц: защита права собственности, предупреждение правонарушений, защита свободы граждан.
Актуальность деятельности нотариата особенно проявляется в сделках с недвижимостью. Основные правонарушения затрагивают данное направление. В этой связи рекомендуется привлечение нотариусов в решение данного вопроса.
Таким образом, необходимо вносить изменения на законодательном уровне в части сделок с недвижимостью. Особенно это актуально в связи с изменениями в работе российского нотариата, когда в начале 2019 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Если говорить о сопровождении сделок с недвижимостью, то нотариусам с 1 февраля 2019 г. вменяются новые обязанности. Самое важное - после удостоверения сделки нотариус в тот же день будет обязан отправить в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) заполненную форму на регистрацию прав и согласованный сторонами договор. Все это - в электронном виде. Именно договор является основным правоустанавливающим документом. Удостоверенные нотариально документы на бумажных и электронных носителях имеют равнозначную юридическую силу.
Необходимо отметить, что возможность подачи документов через нотариуса существовала и ранее, однако такая услуга предоставлялась по волеизъявлению сторон сделки. Также нотариусы будут представлять документы на регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, которая возникнет из прав на наследство.
В целях эффективной работы нотариусов были созданы технические условия для быстрой проверки нотариусами недвижимого имущества - предмета сделки. Согласно Положению о единой информационной системе нотариата у нотариусов есть доступ к базе данных Росреестра, поэтому получить запрашиваемую выписку из Единого государственного реестра недвижимости можно оперативно при условии работы информационной системы.
Теоретически нововведение предполагает существенную экономию времени сторон: например, люди не будут стоять в очередях в Росреестр и МФЦ. Расходы по оплате тарифа нотариуса за данную услугу на стороны сделки не возлагаются. Приобретатель оплачивает государственную пошлину за регистрацию.
Сегодня прямой обязанности у нотариуса представлять документ на регистрацию в электронной форме нет. Он может это делать по просьбе лиц, к нему обратившихся, но не обязан.
И здесь присутствуют определенные сложности. Так, техническая работа Росреестра грозит перманентными сбоями, поскольку сейчас происходит модернизация программного обеспечения Росреестра. Существует риск столкнуться с угрозой срыва обязательств, предписанных законодательными поправками. Ведь вслед за заменой программного обеспечения на федеральном уровне придет черед регионов. В первую очередь Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской области.
Наконец, законодательные поправки разрешают при отказе электронных каналов представлять в регистрирующий орган документы на бумаге не позднее двух рабочих дней. На практике это означает, что гражданам все равно не нужно будет обращаться в МФЦ для подачи документов в Росреестр.
Таким образом, нововведение станет закономерным продолжением установленного правового регулирования в отношении регистрации сделок, что также соответствует целям создания цифровой экономики, повышения межведомственного взаимодействия и электронного документооборота.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что имеют место противоречия среди ученых по вопросу распределения обязанностей по заверению сделок с недвижимым имуществом. Брачный договор, договор дарения, завещание, договор на долгосрочную аренду, доверенность разной формы и многое другое находится в ведение нотариата. Согласно высказываниям М.З. Шварц про обязательное удостоверение нотариальной формы недвижимого имущества можно отметить, что работа нотариата - это работа над сбором материалов с доказательной базой, то есть речь идет о нотариально удостоверенной сделке.
Ряд экспертов в области нотариата предлагают сделки с недвижимостью прописать в законе с целью удостоверения на законодательном уровне самой процедуры сделки. На законодательном уровне необходимо утвердить нотариальные процедуры по недвижимости: правовую оценку, процедуру проведения сделки, связанной с недвижимым имуществом, оказание консультационных услуг населению по сделкам, связанным с недвижимым имуществом, обязательства по сделке с недвижимым имуществом, определение волеизъявления гражданина на совершение сделки. Как отмечает Б.А. Борзенко, вышеперечисленные действия будут способствовать повышению доказательственной силы нотариального акта. При решении данного вопроса необходимо будет внести изменения в законодательство Российской Федерации на всех уровнях. Необходимо повысить ответственность нотариусов для минимизации ошибок при удостоверении сделок с недвижимостью.
Применение электронного документооборота будет способствовать положительному результату обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, так как с его помощью сокращается время сбора необходимых документов для регистрации сделки.
Таким образом, с 2019 г. нотариусы частично переняли функцию государственных регистраторов и теперь обязаны подавать заявления на регистрацию. Для повышения статуса нотариата, доступности и надежности нотариальной формы защиты гражданских прав и свобод необходимо предпринять ряд мер: расширить функции нотариата, ввести нотариальное соглашение для досудебного решения вопросов, органам юстиции
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
7. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) // Ведомости СНД и ВС РФ, 11.03.1993, N 10, ст. 357.
8. Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5131.
9. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29 (часть I), ст. 4344.
10. Федеральный закон от 03.08.2018 N 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.08.2018, N 32 (Часть II), ст. 5131.
11. Положение о единой информационной системе нотариата. Утв. Правлением ФНП, протокол от 23.07.2018 N 09/18 // СПС «КонсультантПлюс».
12. Приказ Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. N 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (с изм. и доп. от 05.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс».
13. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.08.2017, N 32, ст. 5138. Утратил силу.
14. Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 мая 2017 г. по делу N 33-5523/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Решение Пильнинского районного суда Нижегородской области N 2-46/2017 2-46/2017~М-10/2017 М-10/2017 от 17 марта 2017 г. по делу N 2-46/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Решение Калужского районного суда N 2-6440/1/2015 2-6440/2015 2-6440/2015~М-5222/2015 М-5222/2015 от 29 октября 2015 г. по делу N 2-6440/1/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Актуальные вопросы нотариальной деятельности: Материалы семинара с представителями и методистами нотариальных палат субъектов Российской Федерации. М., 2010. (Сер.: Библиотека Нотариального вестника.)
18. Аносов М. Нотариат в «цифре»: передовые технологии не смогут заменить нотариуса-человека // ЭЖ-Юрист. 2018. N 24(1025).
19. Бегичев А.В. Обеспечение доказательств нотариусами: теория и практика. М.: Логос, 2011. 396 с.
20. Богатырев В.Н. Особенности механизма реализации конституционно-правовых принципов при оказании нотариальных услуг // Ленинградский юридический журнал. 2014. N 2. С. 149.
21. Борзенко Б.А. Перспективы развития законодательства о нотариате в сфере удостоверения сделок с недвижимостью // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012. С. 98.
22. Борисова Е.А. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации. М., 2016.
23. Гасанов З.У. Основные особенности нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2019. N 2. С. 10.
24. Дроздова Е.А., Радченко Е.П. К вопросам о работе российского нотариата // Нотариус. 2019. N 7. С. 7.
25. Корман В.К. Информационные технологии в деятельности нотариата в Российской Федерации // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. N 13(48).
26. Куликов В. Документы на экране. Нотариусы перешли на «цифру» // Российская газета. 2018. 3 января.
27. Римское частное право: Учебник / В.А. Краснокутский, И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский и др.; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2004. С. 276.
28. Соловьев Д.Ю. Исторические аспекты развития нотариата // Нотариус. 2019. N 8. С. 46.
29. Ушаков А.А. Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (постатейный). М., 2016. С. 98.
30. Черемных И.Г. Становление независимого нотариата России как института по осуществлению правоохранительной деятельности: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 39.
31. Шварц М.З. Размышления о содержании и пределах доказательственного значения нотариального акта (на примере нотариально удостоверенных сделок) // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012. С. 102.
32. Ярков В.В. Нотариат и нотариальное право России: выбор модели развития // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований. М., 2012.
33. Dr. Eamonn G. Hall. The CyberNotary: A New Breed of Lawyer // Law Society of Ireland Gazette. March 1998.