Фрагмент для ознакомления
2
представляется подростковый возраст. В этом возрасте более развиты качества как готовность к принятию решения, доброжелательность, умение презентовать себя, быстроту сотрудничества, начиная с младшего подросткового возраста и до старшего подросткового возраста.
Как показывает содержание социально-психологической роли вожака определяется не самим кандидатом на это место, а ведомыми, над которыми ему предстоит властвовать. Качества личности, которые присуще лидеру – это сложные социальные и биологически обусловленные компоненты личности, выбирающие в себя психические процессы, свойства образования, устойчивое состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в природной среде. Значит, лидерские качества – это существенные компоненты личности, которые являются основной для становления как субъекта социальной деятельности.
Лидер – член группы с наивысшим статусом, за которым признается особая роль при принятии групповых решений и организации совместной деятельности; личность способная к самореализации, самосовершенствованию, самостоятельности, самоопределению, саморазвитию, самообладанию, инициативности, обладающая высокой продуктивной работоспособностью, активностью, организаторской проницательностью, ответственностью, силой характера.
Можно классифицировать три группы:
1. по содержанию
2. по сфере проявления активности
3. по направлению деятельности
Наличие, каких лидерских качеств позволяет утверждать, что подросток лидер? Для этого нужно вспомнить, что подростковый возраст – это возраст интенсивного формирования нравственных понятий, представлений, убеждений, нравственных принципов, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении и которые формируются под влиянием окружающей действительности. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребностью сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
В подростковом возрасте характерны развитие чувства товарищества, наличие потребности в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе, как правило, глубокая ее мотивировка, содержательность и устойчивость дружеских отношений. К лидерским качествам можно отнести:
• заинтересованность в жизнедеятельности коллектива – подросток интересуется жизнью и деятельностью своего коллектива, пропускает через себя все успехи и неудачи коллектива, проявляет интерес ко всему, что касается коллектива;
• готовность взять на себя ответственность;
• постоянный самоанализ – подросток анализирует все, проецирует себя через коллектив: совершил и намеривался совершить, закрепляет позитивный опыт, негативный опыт расценивает как урок и выходит на позитивное последействие.
Хороший лидер постоянно занимается своими проблемами своих ведомых, а если до своих руки не доходят, то об этом ни слова.
Способность быть счастливым. Счастье, удовольствие от собственного существования, по сути, можно назвать обобщенной потребностью, определяющий поведение человека. Многие из нас вроде бы имеют все необходимое для этого, тем не менее, удовлетворение не испытывают. И лидер своим поведение должен показывать ведомым, что он не только имеет необходимые блага для счастливой жизни, но и способен успешно их применять по назначению. За человеком, у которого с лица не сходит несчастное выражение, массы не пойдут.
В поведении лидера должен присутствовать драйв; когда всё его поведение показывает высшую степень наслаждения от процесса и хочется присоединиться к нему, к его занятию. Тем самым люди стремятся получить не меньшее удовлетворение от жизни, чем удалось достичь ему. Драйв – это психологическое заражение лидером других на примере своей счастливой жизнью. Твердая уверенность в своей правоте. Раз уж ведомые страдают сомнениями, что, когда и как делать, то лидер их испытывать никак не должен.
Именно его верой в успех коллектив и должен крепнуть. Естественно, лидер тоже имеет право сомневаться в принимаемых решениях, но он не должен показывать этого перед группой. У лучших вожаков данное качество выражается, в так называемой харизмой. Человек, который оказывается в состоянии убедить окружающих в своей предназначенности, вести их за собой, и становится харизматичным лидером.
Системное мышление. Лидеру нужно хотя бы на уровне здравого смысла уметь схватывать большое количество значимых для жизнедеятельности группы элементов и факторов, а также связи между ними. Понимание деловых и психологических взаимоотношений членов коллектива между собой и с окружающим миром неизбежно делает лидера стратегом. В противном случае группа может так и не достигнуть поставленных целей. Психологический интеллект. Так как для лидера главным объектом управления оказывается группа, ему необходимо хорошо понимать ведомых людей.
Правильно распределять обязанности в соответствии со способностью каждого, определить виновника внутреннего конфликта, устранить угрозу раскола группы через удаление из нее потенциальных бунтовщиков – все это вынуждает кандидата в лидеры становиться хорошим психологом хотя бы на житейском уровне. Однако системное мышление и психологический интеллект вожака не следует путать с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития. Для начала надо сказать, что с давних времен люди пытаются ответить на вопрос: «Лидерами рождаются или всё-таки становятся?». Для этого выделили определенный необходимый набор качеств, которыми должен обладать лидер: - ум или интеллектуальные способности - господство или преобладание над другим - уверенность в себе - активность и энергичность - знание дела. Некоторые качества, которые присуще лидеру закладываются на генетическом уровне.
И действительно, если человек не может мыслить стратегически, то чрезвычайно трудно объяснить ему, как это делается. Однако – лидерство – это межличностный процесс, и многим навыкам необходимым для его осуществления, можно научить. Например, умения строить общение, ставить цели и формировать эффективные команды. Тем не менее, надо отметить, что не все эти умения легко поддаются освоению. Еще можно классифицировать: на личные (относящиеся только к нему) и межличностные (особенности его общения с людьми). В личностных качествах можно отнести: постоянные признаки, желание достичь результата и целеустремленность, уверенность, дальновидность, проницательность, энергичность, работоспособность, интуицию и творческий потенциал. Характер современной жизни требует от лидера ясных и обоснованных целей.
Для успеха в деятельности решения должны быть ориентированы на долгосрочное благополучие группы, а для этого надо быть проницательным и иметь хорошую интуицию. Проницательность поможет угадать намерения и желание партнеров, дает возможность представить в уме различные комбинации и варианты развития ситуации. Многочисленные примеры показывают, что на практике вожаками не становятся люди, которые никогда не присматриваются и не прислушиваются к тем, кто идет за ними.
Каждая группа может отличаться от других потребностями, определяемыми социальными и психологическими характеристиками ее членов. Но можно выделить некоторые основные мотивы, объединяющие
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Издательство Московского Университета, 2004. – 195с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб, 2005. – 339 с.
3. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком//Вопросы психологии, 2005. – №3. – 135-140с.
4. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. //Вопросы психологии, 2006. – №4. – 74-82с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 340 с.
6. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства.//Вопросы психологии, 2006.- №1. 87-95с.
7. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование. //Вопросы психологии, 2006. – №3. 64-69с.
8. Буракова М.В. Интерпретация маскулинности-фемининности внешнего облика женщины. – Ростов-на-Дону, 2006. – 246 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2005. – 352с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. – М.: Просвещение, 2003. – 274с.
11. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 2004. – 415 с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 2004. – 276 с.
13. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2006. – 139 с.
14. Клецина И.С. Самореализация личности и гендерные стереотипы. – СПб, 2004. – 202с.
15. Колесов Д.В.; Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М, 2007. – 222с.
16. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 2007. – 212с.
17. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся пед. училищ. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 147с.
18. Петровский В.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 2007.- 117с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 214с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2005. -508с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 2004. – 114с.
22. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 2005. – 32с.