Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Очерк считают «королем» художественно-публицистических жанров, но с точки зрения его под-готовки он является одним из самых трудоемких. И это на самом деле так, потому что журна-лист написать хороший очерк может только в том случае, если он с уверенностью владеет раз-личными методами отображения реальности, которые существуют в его профессии. Например, при подготовке очерка мало найти подходящие предмете выступления, провести успешный сбор материалов, провести их анализ. Важно еще и соответствующим образом подойти к пере-осмыслению информации и ее воплощению в такой форме, которая будет признана, действи-тельно очерковой, именно данный аспект указывает на актуальность исследования.
Целью данной работы являются стилистические особенности очерка как жанра публицистики (на примере современных интернет-изданий).
Объектом данной работы является жанр очерка в интернет-журналистике, а предметом – непо-средственно, стилистические особенности жанра очерка в современных интернет-СМИ.
Для достижения поставленной цели, в данной работе решаются следующие задачи:
- изучить историю жанра очерка и его виды;
- изучить стилистические особенности жанра очерка;
- описать жанровые особенности очерка в интернет-изданиях (на примере интернет-изданий: Интернет-портал «Русский репортер», Интернет-портал «Новая Газета», Интернет-газета «Ин-гушетия»;
- описать стилистику описания личности героев очерков в современных интернет-изданиях;
- проанализировать особенности очерка как публицистического жанра на материале региональ-ных интернет-изданий.
Среди возможных методов исследования по причине характера нашего исследования, был вы-бран метод контент-анализа.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Появление жанра очерка и его виды
1.1 Стилистические особенности жанра очерка
Очерк — одна из разновидностей малой формы эпической литературы — рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Отличия зависят от особенностей пробле-матики очерка. Это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и люди.[1]
Граница между этими двумя формами не всегда очевидна, так же, как и граница между различа-емыми по затронутой тематике видами очерков: лирико-философские, путевые, нравоописа-тельные, мемуарные, этнографические и другие. Широко существует традиция объединения очерков в циклы, связанные не единым сюжетом, а общностью проблематики. «Понятие «очерк» в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как «очерка» является глагол «очерчивать» [11, с. 249].
Сейчас трудно определить, насколько точно данное мнение. Однако то, что публикации, кото-рые Горький называл «очерком», появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомнения не вызывает.
Среди родоначальников отечественного очерка исследователи называют имена В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»), Н.В. Успен-ского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этого жанра прославили совет-скую журналистику, например, А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и многие другие.
В «Литературной энциклопедии» под ред. А.Н. Николюкина (Москва, 2001) о жанре очерка гово-рится следующее:
«Очерк - эпирический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие очерк от других эпирических жанров весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, используя средства художественной изобразительности, и в связи с этим приближается к рассказу. От рассказа и повести, выделяющихся последователь-ностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отча-сти преодолеваемые слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжа-тость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов сло-весного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад, и поучение» [13, с. 707-708].
Еще одно интересное определение очерка дается в «Стилистическом энциклопедическом сло-варе русского языка» под редакцией М.Н. Кожиной:
«Очерк - художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретночувственно-го представления факта и проблемы. Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, например, проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк - это произ-ведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются ав-тором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы геро-ев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логиче-ских элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определя-ется тем, какой тип композиции избран очеркистом.
Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист ис-пользует «я» героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего использу-ется авторское «я», при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журна-листов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается пе-ред читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.
Различные сочетания типов композиции, типов повествователя, тональности и способов обще-ния с читателем создают большое разнообразие очерковых форм. О видах очерка, исторических аспектах их происхождения и особенностях работы журналиста над ними следует поговорить подробнее.
Среди видов очерков в печатной публицистике встречается путевой очерк.
«Путешествие из Петербурга в Москву» - один из первых русских реалистических очерков. Воз-никает вполне резонный вопрос: почему его автору была уготована столь суровая судьба? В первую очередь потому, что предметом исследования явилась окружающая действи-тельность, социальные проблемы, жизнь народа. То есть на тот момент произведение автора стало одним из самых злободневных в мире литературной журналистики. Будучи инструментом объективного анализа жизненных явлений и ситуаций, характеров людей и всего общества, очерк не мог не обнажить суровую правду жизни, не затронуть самую острую соци-альную несправедливость того времени - крепостничество. Автор выступил против устоев само-державия, произвола помещиков. Его произведение прозвучало как набат, как призыв к рево-люционному изменению социальной организации общества. В 1790 году, оборудовав домаш-нюю типографию, русский революционер- просветитель А.Н. Радищев отпечатал 650 экземпля-ров своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Не было предела гневу императрицы Екатерины II, прочитавшей необычное для того времени произведение. Автору был вынесен смертный приговор, «милостиво» замененный ссылкой в Сибирь на вечную каторгу. Книга по-шла в огонь [15, с. 188].
У истоков русского очерка стоит еще одно оригинальное и любопытное произведение - «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. В своем произведении автор сосредоточил внима-ние на вопросах культуры, науки, искусства, на сфере духовных интересов. Все это дается путем живого отражения конкретных жизненных эпизодов, событий, явлений, непосредственно через личное восприятие автора. В.Г. Белинский объяснял успех «Писем русского путешественника» среди читающей публики тем, что они легко и приятно, живо и занимательно познакомили рос-сийскую общественность с Западной Европой, населением и общественно-политическими си-стемами разных государств.
Два этих очерка предопределили развитие двух направлений в русской очеркистике на многие годы - вплоть до революции.
А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, а за ними А.С. Пушкин («Путешествие в Азрум»), Ф.Н. Глинка («Письма русского офицера»), А.С. Грибоедов («Загородная поездка») и другие литераторы ши-роко использовали в очерках форму путешествий и писем. Здесь возможно влияние западноев-ропейской очеркистики, изначально принявшей эту форму как каноническую для нового жанра («Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Английские письма» Вольтера и др.). Секрет вы-бора формы прост. Чтобы изучить жизнь, познакомиться с новыми местами и людьми, нужно со-вершить путешествие. А во время путешествия принято писать письма, делиться с близкими и знакомыми впечатлениями. Впоследствии очеркисты отошли от формы писем и путешествий и стали пользоваться ею не так часто.
Предметом портретного очерка всегда бывает человек. Суть публикации данного типа заключа-ется в том, чтобы дать читателям определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное
- показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования [10, с. 250]. Ибо это является исключительно важным моментом в жизни каждого человека.
«Знание «смыслов жизни», которым служат герои публикаций, необходимо читательской ауди-тории для того, чтобы сверить свои цели с целями других людей, что в известной мере помогает ей ориентироваться в этом мире и, возможно, корректировать свои действия, образ жизни и пр. Однако простое сообщение автора о том, что какой-то Дмитрий Михайлович исповедует какие-то ценности, идеалы, вряд ли по- настоящему заинтересовало бы аудиторию. Гораздо интерес-нее и часто важнее, необходимее ей знать - как он отстаивает эти ценности, какие трудности преодолевает, борясь за них? Описание этой борьбы, действий, поступков как раз и называется показом или раскрытием характера героя» [11, с. 320].
Настоящий портретный очерк возникает в результате художественного анализа личности героя, опирающегося на исследования разных ее сторон (нравственной, интеллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результате выявления характера героя. Примером могут служить портретные очер-ки Максима Горького. Найти полноценный портретный очерк на страницах современной рос-сийской прессы довольно непросто.
Большинство портретов известных людей возникают чаще всего в результате относительно краткого изложения их биографий или описаний карьеры и некоторых деловых характеристик.
Предметом отображения проблемного очерка выступает некая проблемная ситуация. Именно за ходом ее развития и следит в своей публикации очеркист. По своей логической конструкции проблемный очерк может быть сходен с таким представителем аналитических жанров, как ста-тья. Причиной такого
Список источников