Фрагмент для ознакомления
2
Так, в 1921 г. было подписано соглашение между Бельгией и Люксембургом об экономическом союзе, направленном на применение единого тарифа и гармонизацию таможенного законодательства двух государств.
В последующем, 3 ноября 1923 года была принята Конвенция об упрощении таможенных формальностей, (заключена в г. Женеве, Швейцария).
12 сентября 1947 г. правительства 13 стран в рамках Комитета по европейскому экономическому сотрудничеству в совместной Декларации предусмотрели создание в Европе одного или несколько таможенных союзов.
В соответствии с Декларацией в г. Брюсселе была организована рабочая группа по созданию таможенного союза.
В 1948 г. были образованы Экономический и Таможенный комитеты с постоянным бюро по тарифам. Основное внимание Таможенного комитета было сосредоточено на создание единой тарифной номенклатуры.
Результатом этой работы в г. Брюсселе 15 декабря 1950 г. стало принятие двух Конвенций:
– «О номенклатуре для классификаций таможенных тарифов», (англ. Convention on Nomenclature for the classification of goods in Customs tariffs);
– «Об оценке товарных единиц в таможенных целях», (англ. Convention on the Valuation of Goods for Customs Purposes (BDV)).
Тогда же была подписана Конвенция:
– «О создании Совета таможенного сотрудничества»,43 (англ. Convention establishing a Customs Co-operation Council) (далее – «Конвенция о создании СТС»), вступившей в силу 4 ноября 1952 г.
26 января 1953 года состоялась инаугурационная церемония («Инаугурационная Сессия») при участии 17 членов – основателей СТС (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания).
В 1983 году СТС определил 26 января в качестве профессионального праздника – «Международный день таможенника», приурочив это к 30 летней годовщине со дня проведения первого заседания.
Среди актов международного права второго типа, которые являются источниками таможенного права Евросоюза, можно выделить следующие: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, подписанная в Киото в 1973 г. (Киотская конвенция), Таможенная конвенция о карнете АТА4 для временного ввоза товарных единиц 1961 г. (Конвенция АТА), Стамбульская конвенция о временном ввозе 1990 г. и др.
Ряд международных договоров стран-участниц регулируют территориальные аспекты действия таможенного права Евросоюза, в частности, Парижская конвенция 1963 г. о таможенном регулировании в отношении Монако, Договор между Швейцарской конфедерацией и ФРГ 1964 г. и др.
Система источников таможенного права ЕС основана на принципе приоритета права Сообщества во всех вопросах, которые относятся к функционированию и созданию таможенного союза государств-участников. На сегодняшний день национальное таможенное законодательство государств-участников Евросоюза осуществляет регулирование по «остаточному» принципу, то есть только вне пределов правоотношений, которые регулируют акты Сообществ. Как правило, национальные законы устанавливают структуру и организацию органов таможни и вопросы ответственности за правонарушения в таможенной сфере. Помимо этого, некоторые нормы Таможенного кодекса Евросоюза и иных актов Сообщества содержат отсылки к национальному праву стран-участниц в вопросах, которые не требуют регламентации на уровне права Евросоюза (Примеры – таможенные режимы отказа и уничтожения товарных единиц, процедура обжалования решений органов таможни и др.).
Базовым документом, который регламентирует таможенное сотрудничество между США и ЕС, является Соглашение между Европейским сообществом и США о таможенном сотрудничестве и взаимном административном содействии 1997 года (далее – Соглашение 1997 года). Соглашение носит типовой характер и содержит примерно одинаковый набор норм, что и аналогичные соглашения, которые регламентируют таможенное сотрудничество ЕС с Китаем, Японией, Канадой, Индией и иными странами.
Меры в сфере облегчения мировой торговли должны быть сопровождены адекватными мерами по обеспечению ее безопасности, что является также одним из ключевых направлений таможенного сотрудничества США и Евросоюза.
Нормативной правовой базой данного сотрудничества является вступившее в силу 22 апреля 2004 г. Соглашение между Европейским сообществом и США об интенсификации и расширении сферы действия Соглашения 1997 года для включения в нее вопросов, которые относятся к безопасности контейнеров (далее – Соглашение 2004 года).
Правовой предпосылкой заключения Соглашения 2004 года стала ст. 3 Соглашения 1997 года, согласно которой стороны по взаимному согласию могут дополнить или углубить таможенное сотрудничество согласно законодательству сторон путем заключения отдельного соглашения. Этим соглашением явилось Соглашение 2004 года.
Соглашение 2004 года направлено на усиление сотрудничества для обеспечения безопасности международных перевозок, в первую очередь, морским транспортом. Акцент на безопасности морских перевозок с использованием контейнеров сделан в связи с тем, что США и ЕС являются крупными транспортными узлами международных морских перевозок. В связи с этим безопасность таких перевозок является одним из важных условий безопасности не только США и ЕС, но и в целом мирового сообщества.
Соглашение 2004 года направлено на внедрение в практику таможенного контроля Инициативы по Безопасности Контейнеров, которая разработана США для снижения рисков террористической угрозы. Содержание инициативы состоит в предварительной оценке с использованием системы управления рисками (СУР) контейнеров, которые подлежат отправке в ЕС или США из морских портов. Оценка проходит до погрузки контейнера на судно. По ее итогам отбирают контейнеры, в отношении которых проводят дополнительные контрольные мероприятия, в том числе, путем сканирования.
Программным документом, который определяет ключевые направлении взаимодействия США и ЕС, является Совместная стратегия обеспечения прав интеллектуальной собственности, которая была одобрена на Саммите ЕС США 21 июня 2006 г. Эта стратегия направлена на увеличение степени эффективности защиты прав интеллектуальной собственности в третьих государствах, снижение объемов мировой торговли контрафактной продукцией, усиление частного государственного партнерства для защиты прав интеллектуальной собственности.
Из изложенного можно сделать вывод, что важной предпосылкой интенсивного таможенного сотрудничества США и ЕС является эффективная нормативная правовая база, которая кроме закрепленных направлений содержит правовой механизм, который позволяет развивать ее по актуальным для сторон направлениям без кардинального пересмотра всей базы.
Помимо этого, отметим, что нормативная правовая база, а также основанное на ней таможенное сотрудничество говорят об атмосфере взаимного доверия, транспарентности в сфере таможенного администрирования, конструктивного партнерства и готовности двигаться к поставленным целям вместе. Об этом говорят, в частности, нормы Соглашения 1997 года, которые предусматривают совместную работу над подготовкой актов в его развитие, взаимное признание УЭО, а также решение США не настаивать на 100% сканировании контейнеров, которое принято во многом с учетом мнения Европейской Комиссии.
Недостаток данного подхода при осуществлении таможенного сотрудничества ЕС и России стал причиной возникновения конфликтных ситуаций, к примеру, в связи с ликвидацией или реорганизацией органов таможни, проведением усиленных контрольных мероприятий в отношении отдельных поставщиков или товарных единиц, или в связи с решением органов таможни РФ отменить использование книжки МДП при осуществлении транзитных операций по территории РФ.
Представляется, что отрицательные последствия от реализации РФ указанных и иных мер таможенного администрирования могли бы быть исключены или значительно снижены при условии использования в рамках таможенного сотрудничества ЕС и России доверительного и конструктивного диалога при выработке мер регулирования, которое имеет место в отношениях США и ЕС.
2.2 Нормативное регулирование таможенного сотрудничества в ЕАЭС
29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) был подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Данный документ вступил в силу 1 января 2015 г.
2 января 2015 г. в ЕАЭС официально вступила Армения. По соглашению между Вьетнамом и ЕАЭС подготовлен договор о его вступлении в зону свободной торговли ЕАЭС. Соглашение подписано 29 мая в Астане. 21 июля Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС, а в августе 2015 г. была завершена процедура вступления Киргизии в ЕАЭС.
Перечисленное выше приводит к следующей мысли: как сделать сотрудничество выгодным и качественным для каждой стороны (а их (государств) сейчас шесть, и предполагается расширение ЕАЭС в течение 2-3 лет до 12 участников).
Без продуманной правовой системы внутри Союза достичь этого нельзя. Поэтому уже созданы институты права, которые по различным отношениям предложили нормативные акты, которые приняты на уровне руководства ЕАЭС. Более всего принято и находится в проектах нормативных актов по таможенному регулированию.
Непосредственное участие обширного круга представителей государственных органов и бизнеса в составе экспертной и рабочей групп
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». – Дата обращения – 28.04.2020.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., в ред. 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СПС «КонсультантПлюс». . – Дата обращения – 28.04.2020.
3. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ, в ред. от 29.12.2017 № 470-ФЗ // СПС «Гарант» / НПП «Гарант-Сервис». – Дата обращения – 28.04.2020.
4. Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности (вместе с «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных воздействий в ходе аудиторского процесса», «Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудиторского процесса») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.11.2010 N 18934): приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (в ред. от 16.08.2011) // СПС «КонсультантПлюс». . – Дата обращения – 28.04.2020.
5. Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 №2575-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: httр://www.соnsultаnt.ru« – Дата обращения – 28.04.2020.
6. Абакумов Л.Л. Таможенное администрирование и электронное таможенное декларирование // В сборнике: Проблемы и достижения современной науки Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). - 2016. - С. 63-67.
7. Аветисян И.А. Проблемы повышения эффективности государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Проблемы развития территории. – 2015. – №2 (76). – С. 120–134.
8. Агапова А.В. Возможности применения зарубежного опыта проведения таможенного контроля после выпуска товарных единиц в России / А.В. Агапова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экономический менеджмент». – 2016. – №4. – С. 7-12.
9. Адаменко А. А., Рыбянцева М. С. Дифференциация взглядов на систему контроллинга и ее информационное наполнение // Международный бухгалтерский учет. – 2016. - №11. – С.54-62.
10. Александров Д.Л. Совершенствование управления деятельностью органов таможни при предоставлении таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - № 2. - С. 069-075.
11. Алексеев С.И. Сокращение сроков административных процедур при совершении таможенных операций путем перехода на электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Инновации и инвестиции. - 2016. - № 7. - С. 259-263.
12. Алексеева М.В. Правовые вопросы информационной деятельности в системе электронного таможенного декларирования // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2016. - Т. 11. № 2 (11). - С. 35-41.
13. Артамонова М.В. Электронное таможенное декларирование товарных продуктов // Экономика и социум. - 2016. - № 4-1 (13). - С. 443-445.
14. Арустамов Э.А. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. для студ. сред. проф. образования/ Э. А. Арустамов, Р. С. Андреева. - Москва: КноРус, 2011. - 168 с.
15. Богославский Е.А. Значение финансового контроля в системе общего государственного контроля / Е.А. Богославский // Право. – 2016. – №3 – С. 46–49.