Фрагмент для ознакомления
2
Относительно правила, распространенного в странах англосаксонской системы, и состоящего в необходимости включения норм договора в национальное право путем издания специального закона, можно привести интересный исторический пример.
Несмотря на то, что правовая система такого государства Африки как Замбия носит смешанный характер, основой системы является английское общее право. Так, в 2001 г. Верховный суд Замбии отменил решение нижестоящего суда, который удовлетворил жалобу истца, уволенного из частной компании без объяснения причин, но с выплатой зарплаты за три месяца вперед. Основой принятия такого решения послужило обнаруженное в правовом акте противоречие Конвенции Международной организации труда № 158 , ранее подписанной и ратифицированной Замбией. Верховный суд заявил, что, несмотря на подписание и ратификацию Конвенции, ее положения не были имплементированы в национальный закон страны.
Интересной для рассмотрения представляется правовая система Канады. При анализе различных конституционных документов этой страны можно сделать вывод об отсутствии четко сформулированного положения, диктующего характер взаимодействия международного и внутригосударственного права. В данной связи такие правила взаимодействия вырабатываются в процессе судебного правоприменения. Таким образом, международные нормы не являются самоисполнимыми, а международное право не представляет собой часть внутреннего канадского права. А для обретения ими юридической силы, необходимо выполнение условия о включении во внутреннее право с помощью «благожелательного отношения» или имплементационного законодательства.
Стоит отметить, что при заключении международного договора исполнительной властью должным образом, он не будет введен в действие компетентными внутригосударственными законодательными органами власти из-за отсутствия полномочий исполнительной власти влиять на изменение внутреннего законодательства .
Таким образом, можно сделать вывод о присутствии норм международного права в качестве составляющей в англосаксонских правовых системах. При этом, как международное право оказывает влияние на формирование национального права этих государств, так и наоборот.
2.2. Соотнесение норм международного права с романо-германской правовой системой и законодательством других стран
В романо-германской правовой семье, как правило, используются такие источники права как: нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры, общие принципы права, именуемые иногда в научной литературе как «высшие принципы», общие принципы и нормы международного права, доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права. Так же, как источник права, в романо-германской правовой семье используется и другие источники права, например, судебная практика, судебные прецеденты, которые, однако, не играют такой важной роли в системе права, как в странах англосаксонской семьи.
Особое внимание в нашей работе будет уделено такому источнику права в романо-германской правовой системе как международные договор и нормы международного права. В связи с развитием интернациональных связей такой источник, как международный договор, имеет большое значение для систем права отдельных стран. В некоторых государствах романо-германской правовой системы международные договоры обладают значительной юридической силой, по сравнению с внутренними законами данных государств.
Тезис о безусловном приоритете международных соглашений по отношению к национальному закону отнюдь не является общепринятым, например, в англосаксонской правовой семье. Но во многих странах романо-германской системы права положения международного договора имеют преимущество перед положениями национальных законов, и этот принцип прямо указан в конституциях некоторых государств. По-видимому, первопроходцем в этом отношении была Япония (соответствующая норма включена в Основной Закон этой страны с 1947 г.), ее примеру последовали Нидерланды, Франция и другие страны.
Россия относится к странам европейской континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью.
Для четкого понимания характера и степени взаимосвязи международного права и правовых систем мира, рассмотрим такое взаимодействие на примере правовой системы России.
Итак, объем полномочий в делах мирового сообщества определяется каждой страной самостоятельно. Так, в целях осуществления своих суверенных прав, Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, приняв Федеральный Закон от 30 марта 1998 №54-ФЗ. Осуществив данные действия, государство приняло на себя определенные обязательства, в частности это выполнение решений Европейского Суда по правам человека. Однако ст. 1 Федерального Закона № 54-ФЗ имеет обязательное исполнение для России только в части практики Европейского Суда, которая формируется при рассмотрении дел в связи с предполагаемыми нарушениями Российской Федерацией своих конвенционных обязательств.
Стоит отметить, что если решения Европейского Суда по правам человека наделяются более высокой юридической силой по отношению к федеральным законам. В свою очередь, вопрос о соотношении таких решений международного суда с нормами Конституции Российской Федерации остается неразрешенным.
В данной связи, Конституционным Судом Российской Федерации были сформулированы принципиальные подходы, направленные на разрешение данного вопроса. Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации состоит в следующем. В том случае, если Конституцией Российской Федерации предусмотрен более высокий стандарт гарантирования прав и свобод человека и гражданина, чем в положениях Европейского Суда по правам человека, то применять нужно нормы Конституции РФ и, соответственно, наоборот, если выявляется более высокое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в конвенциях Европейского Суда по правам человека, то приоритет остается за конституционными нормами . Такая позиция Конституционного суда Российской Федерации основана на общей тенденции государственной политики Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Данный принцип закреплен в ст. 2 Конституции РФ .
Из смысла ч. 4 ст. 15 Конституции РФ следует, что международные принципы, нормы и международные договоры, ратифицированные РФ, являются частью ее правовой системы. В свою очередь, положения международного права имеют преимущественную силу в случае расхождения с внутригосударственным правом. При этом система международного и внутригосударственного права не могут существовать отдельно друг от друга. Объясняется это тем, что основными субъектами выступают государства, которые для выражения своей воли в праве заключать между собой международные договоры, что означает наделение таких государств правом создания международно-правовых норм. Таким образом, государства одновременно являются субъектами и внутренней, и международной политики, в ходе осуществления которой им должны учитываться многие факторы. В свою очередь международное право оказывает влияние на внутригосударственное право (национальное законодательство). Во многих государствах, в том числе в Российской Федерации, ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства, и тем самым развивают конкретные отрасли права и определенные юридические науки.
Сложившаяся к настоящему времени государственная политика, отраженная отчасти в Конституции РФ, имеет важное практическое значение
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нормативно-правовые акты
1. Конвенция № 158 Международной организации труда «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (Заключена в г. Женеве 22.06.1982) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1983 - 1989.
2. Конституция Российской Федерации // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета, № 249, 22.12.2001
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532
7. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 25.11.1995.
8. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ: ред. от 1 дек. 2007 г. // Собр. законодательства Рос. Фе¬дерации. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079
9. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Российская газета, № 55, 16.03.2020
2. Книги
10. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 164 - 245.
3. Статьи из периодической печати и сборников
11. Азнагулова Г.М. Является ли международное право самостоятельной правовой системой? // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2011. - № 3. – С. 271-275
12. Барбин В.В. Реализация общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2011. - №2(16). – С. 23-29
13. Бошно С.В. Современные правовые системы // Право и современное государство. – 2018. - № 2-3. – С. 58-71
14. Гасанов Ш.М. Романо-германская правовая система: история и современность // Закон и право. – 2019. - № 08. - С. 38-39
15. Донцов П.В. Реализация в Канаде двусторонних договоров с Соединенным Королевством // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2015. - № 4. - С. 197-208
16. Жадан В.Н. Международное право в системе российского законодательства // Армия и общество. – 2012. - № 2. – С. 2-11
17. Жадан В.Н., Шагапова Ч.И. Международное право как правовая система и подходы к его преподаванию / В.Н. Жадан, Ч.И. Шагапова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. - № 2 (19).Т.6. – С. 127-131
18. Искевич И.С., Правовая система России и международная правовая система: вопросы и пути взаимодействия / И.С. Искевич, А.Н. Попов // Вестник Московского университета МВД России. – 2016. - № 3. – С. 162-165
19. Рассказов Л.П. Англосаксонская правовая семья: генезис, основные черты и важнейшие источники // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - № 105 (01). – С. 1-15
20. Чиркин В.Е. Глобальные правовые системы, правовые семьи и их классификация // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. - № №4. – С. 18-29