Фрагмент для ознакомления
2
В Ростовском регионе особенно популярны такие виды туризма, как пляжный на Азовских территориях (так, Азовский район на пляжных территориях Павло-Очаковской, Чумбур-косы принимает до 90 тысяч человек ежегодно), детский туризм, событийный (связан с культурно-историческими и этнографическими программами приема гостей на Дону), автотуризм, гастрономический, культурно-познавательный и многие другие. Развиваемые на Донской территории виды туризма неизбежно связаны с особенностями региона, его культурой, традициями Донских казаков, историей и другими аспектами. Именно этот факт также определяет потенциал территории для развития религиозного туризма.
Так, на Донских землях всегда с большим уважением относились к традициям православия. Ростовская область богата уникальными храмами и святыми местами, которые пользуются популярностью среди туристов. К примеру, большое количество паломников и других категорий религиозных туристов привлекают Войсковой Воскресенский собор в ст. Старочеркасской, Патриарший Вознесенский Войсковой Всеказачий собор в Новочеркасске, Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы и другие объекты. Помимо обозначенных объектов особый интерес вызывают живоносные источники: например, источник Богородицы в с. Петровка Мясниковского района. Такое количество и характер ресурсов открывают широкие возможности для более активного развития религиозного туризма.
По оценкам экспертов, общий туристский поток в Ростовскую область последние годы составляет более 1 млн. туристов. Особую популярность регион обрел после Чемпионата Мира по футболу. Более 250 000 человек представляют собой самодеятельных туристов, в основном предпочитающих отдых на Таганрогском побережье Азовского района, по берегам реки Дон и ее многочисленных притоков, посещение крупных туристских событийных мероприятий.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что для туризма Ростовской области особенно уникальным был 2018 год. В этот год как раз был проведен Чемпионат Мира по футболу. Именно в этот период область приняла рекордное числе туристов – более 1 млн. 300 тыс. человек. По сравнению с 2017 годом, когда регион посетили 1,17 млн.человек, рост составил 11%. В 2019 году регион посетило более 1,5 млн. туристов. [23] Статистика туристских прибытий в Ростовскую область представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Статистика туристских прибытий в регион по годам
Данные диаграммы свидетельствуют о постепенном росте количества туристских прибытий в регион, а это, безусловно, положительный факт.
В общем и целом туристский рынок области достаточно хорошо развит. В Ростовской области представлено более 490 средств размещения, 315 туристских фирм, включая 67 туристских операторов внутреннего туризма. [23] Также интерес к Ростовскому региону стал расти благодаря реализации госпрограммы по развитию культуры и туризма на Дону до 2020 года. [21] В структуре туристского рынка также отмечается рост числа реализованных туристских пакетов, а также уровня загрузки номерного фонда средств размещения.
Статистика развития религиозного туризма в регионе не представлена, что обусловлено не столь высокой массовостью данного направления и тем, что религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности чаще представлен в составе комплексных туристских предложений, а также посещениями самодеятельных туристов. Тем не менее, существующие информационные ресурсы позволяют оценить потенциал региона для развития здесь религиозного туризма.
В основном структура рынка религиозного туризма такова, что в Ростовской области функционируют туристские компании, занимающиеся организацией паломнических туров в различные точки земного шара. Экскурсионно-познавательный религиозный туризм представлен организацией специальных туров и экскурсий по региону. В Ростовской области трудится большое количество талантливых экскурсоводов.
Важно отметить, что на территории Ростовской области функционирует Епархиальный паломнический центр, который занимается организацией и координацией паломнических туров по России. Паломнические туры на территории области в основном организуются по таким направлениям, как Свято-Никольский храм в Таганроге, к мощам Павла Таганрогского, Свято-Иверский монастырь Ростова и другие культовые места.
В качестве основных объектов, которые вызывают интерес с точки зрения религиозного туризма, можно, к примеру, обозначить, историко-заповедную часть города Старочеркасска, а точнее Воскресенский войсковой собор, который был построен по указанию Петра I так, чтобы его купола были видны туркам в Азове. Сдержанное наружное оформление собора указывает на его родство с деревянными храмами. Внутреннее же убранство поражает великолепием. Иконостас Воскресенского собора дает блистательный, уникальный образец раннего русского барокко.
В качестве следующего объекта можно указать Ростовский кафедральный собор, который напрямую связан с историей развития города. Иконостас Ростовского кафедрального собора представляет собой уменьшенную копию иконос¬таса, что в храме Христа Спасителя.
Другим объектом, представляющим интерес, является Кобяково городище с могильником – памятник скифско-сарматского времени, располагающийся у западной окраины г. Аксая. Многочисленные раскопки и исследования, произведенные такими учеными, как Э. С. Шерафутдинова, С. И. Капошина и другими, позволили охарактеризовать Кобяково городище в качестве археологического памятника, отражающего был, культуру, религию сарматов.
Следует подчеркнуть, что только в Ростове-на-Дону сосредоточено порядка 34 храмов, церквей, а также есть синагога и мечеть. Это позволяет судить о наличии весомого числа ресурсов для развития здесь религиозного туризма.
Таким образом, на сегодняшний день, с учетом того, какое обилие объектов религиозного характера представлено в Ростовской области, а также не столь активным развитием религиозного туризма по сравнению с иными видами, следует уделить данному типу туризма особое внимание, как одному из приоритетных. Это позволит существенным образом повысить ряд социально-экономических показателей Ростовской области, оказать положительное влияние на имидж региона и обеспечить развитие культурно-образовательной сферы государства в целом.
2.2. Характеристика целевой аудитории регионального паломнического тура в Ростовскую область
Выявление целевой аудитории при разработке любого продукта или предложения выступает важнейшей и неотъемлемой задачей. Именно поэтому в рамках настоящего раздела будут рассмотрены ключевые параметры предполагаемой целевой аудитории.
Сегментация рынка – это процесс разделения рынка (потребителей) на группы по определенным признакам. Основная цель этого действия состоит в изучении реакции той или иной группы на определенный продукт (товар или услугу), а также выбор целевого (основного) сегмента рынка. Сегментация рынка занимает доминирующее положение в любом маркетинговом исследовании клиентской базы. Понимание и знание своей целевой аудитории требуется не только на этапе разработки определенного продукта или услуги, но и в процессе непосредственной реализации предложения для корректировки продукта в случае необходимости, понимания меняющихся потребностей аудитории и выработке соответствующих маркетинговых и рекламных мероприятий.
Для проведения сегментирования первоначально необходимо составить полный список критериев сегментирования, применительно горнолыжному отдыху:
социально-демографические признаки сегментации рынка;
географические признаки сегментации рынка;
поведенческие признаки сегментации рынка;
психографические признаки сегментации рынка. [25]
В таблице 1 представлены данные, которые могут отражать ключевые характеристики целевой аудитории социально-демографического характера.
Таблица 1. Критерии социально-демографического сегментирования
Фактор Наиболее распространенное значение факторов
Пол Женщины/Мужчины
Возраст 43-50; 51-58; 59-65 лет
Семейное положение Одиночки (не замужем/не женаты), семейные пары.
Уровень дохода Средний – от 30 000 руб. на чел.
Важные события Отпуск, религиозные праздники
Так, становится очевидно, что участниками паломнических туров с точки зрения социально-демографических факторов могут быть различные