Фрагмент для ознакомления
2
Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение (<0,0001) ниже допустимого предела (норма: 0,15). При этом c начала периода коэффициент абсолютной ликвидности практически не изменился.
Составим баланс ликвидности в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения
Активы по степени ликвидности 2016г, тыс. руб. Прирост за 2015-2016 гг, % Норм. соотно-шение Пассивы по сроку погашения 2016г, тыс. руб. Прирост за 2015-2016 гг, % Излишек/
недостаток средств
тыс. руб.
А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) 411 -26,1 ≥ П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) 100 195 +10,5 -99 784
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность) 47 454 +20,7 ≥ П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.) 0 – +47 454
А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) 138 609 +14,8 ≥ П3. Долгосрочные обязательства 75 818 +1,1 +62 791
А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) 37 767 -24,9 ≤ П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) 48 228 +6,3 -10 461
Из четырех соотношений, характеризующих соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения, выполняются все, кроме одного. У организации не имеется достаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 99 784 тыс. руб.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (П2). В данном случае среднесрочные обязательства отсутствуют. Анализ коэффициентов ликвидности подтвердил, что баланс предприятия не является ликвидным.
2.2 Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Конечная цель развития бизнеса в ОАО «Агротал» заключается в получении прибыли. Необходимо проанализировать доходность предприятия на основании данных, приведенных в «Отчете о финансовых результатах» (приложение Б). Оценку доходов и расходов можно проводить по данным отчета с помощью горизонтального и вертикального анализа, приведенную ниже (см.табл.2.5).
Таблица 2.5
Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов от продажи продукции за 2014-2016 года
Показатель Значение показателя, тыс. руб. Изменение показателя Средне-
годовая
величина, тыс. руб.
2014 г. 2015 г. 2016 г. тыс. руб.
(гр.4 - гр.2) ± %
((4-2) : 2)
1 2 3 4 5 6 7
1. Выручка 35 688 44 090 47 870 +12 182 +34,1 42 549
2. Расходы по обычным видам деятельности 31 285 41 334 43 812 +12 527 +40 38 810
3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2) 4 403 2 756 4 058 -345 -7,8 3 739
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате -472 596 -1 156 -684 ↓ -344
5. Прибыль до уплаты процентов и налогов (3+4) 3 931 3 352 2 902 -1 029 -26,2 3 395
6. Проценты к уплате 3 058 1 994 1 351 -1 707 -55,8 2 134
7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее -24 -35 -33 -9 ↓ -31
8. Чистая прибыль (5-6+7) 849 1 323 1 518 +669 +78,8 1 230
За 3 последних года годовая выручка выросла c 35 688 тыс. руб. до 47 870 тыс. руб. (т.е. на 12 182 тыс. руб.). Прибыль от продаж за период 01.01–31.12.2016 равнялась 4 058 тыс. руб. За весь рассматриваемый период произошло явное снижение финансового результата от продаж, составившее 345 тыс. руб.
Проведем анализ рентабельности предприятия в исследуемом периоде (табл.2.6).
Таблица 2.6
Анализ рентабельности
Показатели рентабельности Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) Изменение показателя
2014 г. 2015 г. 2016 г. коп.,
(гр.4 - гр.2) ± %
((4-2) : 2)
1 2 3 4 5 6
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 9% и более. 12,3 6,3 8,5 -3,8 -31,3
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). 11 7,6 6,1 -4,9 -45
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: не менее 6%. 2,4 3 3,2 +0,8 +33,3
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) 14,1 6,7 9,3 -4,8 -34,2
Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более. 1,3 1,7 2,1 +0,8 +67,1
За 2016 год организация получила прибыль как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех трех представленных в таблице показателей рентабельности.
Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 8,5% от полученной выручки. Однако имеет место падение рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за 2014 год (-31,3%).
Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения и процентных расходов (EBIT) к выручке организации, за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 составила 6,1%. То есть в каждом рубле выручки организации содержалось 9,3 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Далее в таблице представлены три основные показателя, характеризующие рентабельность использования, вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.
Таблица 2.7
Рентабельность собственного капитала и активов по чистой прибыли
Показатель рентабельности Значение показателя, % Изменение показателя
(гр.4 - гр.2) Расчет показателя
2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 2 3 4 5 6
Рентабельность собственного капитала 1,9 2,8 3,2 +1,30 Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 13% и более.
Рентабельность активов 0,40 0,66 0,67 +0,27 Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: 6% и более.
За период 01.01–31.12.2016 каждый рубль собственного капитала организации принес чистую прибыль в размере 1538,0 руб. В течение анализируемого периода (с 31.12.2013 по 31.12.2016) рентабельность собственного капитала увеличилась на 1,3%. Рентабельность собственного капитала за последний год имеет значение, не укладывающееся в норматив.
За последний год значение рентабельности активов составило 0,67%, вместе с тем, за 2014 год рентабельность активов была существенно ниже – 0,40% (т.е. рост составил +0,27%). Рентабельность активов сохраняла значение, не соответствующие нормативу, в течение всего периода.
Полученная прибыль, несомненно, говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако является ли прибыль удовлетворительной или нет, должно оцениваться по тому, сколько денег приходится вкладывать в предприятие, чтобы получить эту прибыль. Иными словами важна не прибыль, а прибыльность. То есть ответ на вопрос, сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат? На этот вопрос отвечают показатели рентабельности как ключевые показатели или индикаторы результата деятельности предприятия.
Рентабельность чистая:
ЧР = Пч / В х 100% (2.1)
где
Пч – прибыль чистая
В – выручка
Расчет чистой рентабельности:
РЧ2016 = 1538/47870 х 100% = 3,21 %
РЧ2015 = 1323/44090 х 100% = 3,01 %
РЧ2014 = 849/35688 х 100% = 2,37 %
Чистая рентабельность за исследуемый период имеет положительное значение. В 2016 году на рубль выручки приходится 3,21 копейки чистой прибыли, она выросла в связи с увеличением объемов продаж, тем самым повысив эффективность основной деятельности.
Расчет показателей рентабельности за 2016 год свидетельствует об оптимальном развитии предприятия.
Проведем факторный анализ чистой прибыли по методике Савицкой Г.М. Стоить отметить, что в предложенной модели автором коммерческие расходы рассматриваются в составе стоимости продукции. Так как на исследуемом предприятии данная статья расходов включает расходы на продажу и не относится к производственным затратам, вместе с тем, она достаточно значительная, было принято решение определить их влияние отдельно.
Для проведения анализа составим аналитическую таблицу по методике Савицкой Г.М., источником информации служат данные бухгалтерского баланса и отчет о финансовых результатах ОАО «Агротал» (табл.2.8).
Факторный анализ прибыли от реализации при уровне инфляции 8%:
V(p0q1)=47870/1.08=44324.074 тыс.руб.
Z(z0q1)=43812/1.08=40566.667 тыс.руб.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арабян Э.К. Диагностика как инструмент прогнозирования финансовой неустойчивости предприятия / Э.К. Арабян // Российское предпринимательство. - 2016. - № 12. - С. 21-24
2. Абрютина М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании. /М.С. Абрютина// Финансовый менеджмент. - 2017. - №7. - С. 14-17.
3. Батуев М.В. Анализ финансового состояния /М.В. Батуев//Аудит и финансовый анализ. – 2017. - № 2. – С. 6-8.
4. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. / Л.Т. Гиляровская [и др.]. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 360 с.
5. Грищенко, Ю.И. Анализ финансовой отчетности / Ю.И. Грищенко // Справочник экономиста. – 2017. – №2. – С. 26–35.
6. Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – №21. – С. 58–65.
7. Ерофеева С. В. Виды прибыли в системе управления прибылью / С. В. Ерофеева // Проблемы экономики. — 2015. — № 3 (67). — С. 21-22.
8. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М.: Дашков и К, 2015. - 248 c.
9. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / В.В. Ковалев. 4- е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. - 1104 с.
10. Кравченко, Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебно-практическое пособие/Л.М.Кравченко// – Мн.: Финансы, учет, аудит, 2016. – 203с.
11. Колачева Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. — 2015. — № 1 (44). — С. 29-36.
12. Лысенко, Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 320 c.
13. Несветайлов В. Ф. Результаты деятельности предприятия в финансовой отчетности / В. Ф. Несветайлов // Транспортное дело России. — 2020. — № 1. — С. 83-87.
14. Овчаров А. О. Методы экономической науки и проблема моделирования / Овчаров А. О. // Финансы и кредит. — 2014. — № 15 (591). — С. 46-52.
15. Омар Д. Анализ финансового состояния компании. Суть финансового анализа и его предназначение / Д. Омар // Статистика, учет и аудит. — 2020. — Т. 1, № 40. — С. 33-36.
16. Паршин Н. М. Доходы и прибыль предприятия как основа эффективности / Н. М. Паршин, С. Н. Титова // Вестник Воронежского института высоких технологий. — 2015. — № 14. — С. 164-165.
17. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Г.В.Савицкая// – М.: ИНФРА – М, 2019. – 425с.
18. Толпегина О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. - М.: Юрайт, 2016. - 672 c.
19. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. — М.: ЮНИТИДАНА, 2017. — 639 c.
20. Тухканен Т. Н. Методические подходы к анализу результатов финансовой деятельности предприятия / Т. Н. Тухканен, Р. К. Величко // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. — 2017. — Т. 3, № 1 (2). — С. 167-173.
21. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник / А. М. Фридман. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 656 с.
22. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 639 c.
23. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2016. - 208 с.
24. Ярошевич М.В. Современные подходы к антикризисному управлению и предупреждению банкротства на предприятиях малого бизнеса / М.В. Ярошевич // Науковедение. - 2015. - №2. – 105 с.