Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями, выдвигаемыми к уровню развития учащихся младшего школьного возраста. Одним из показателей результирующей стороны освоения образовательной программы является познавательная активность личности. Ко времени завершения обучения в начальном звене школы учащийся должен уметь осуществлять сбор, обработку и анализ информации в соответствии с познавательными задачами. В частности, в рамках предметной области «Филология» младший школьник овладеет умением использовать знания для решения познавательных, практических задач. Именно благодаря заинтересованному отношению к разным языковым явлениям, потребности дойти до их сути, поисковой активности учащихся успешно продвигается в освоении русского языка. В работах А.А. Волочкова, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамовой, Г.М. Шибановой и др. познавательная активность рассматривалась в сопряжении с учебной деятельностью.
В.Г. Асеев, Л И. Божович, В.С. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, Ю.В. Сенько, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон и др. связывали познавательную активность с мотивацией личности. В трудах М.А. Данилова, В.В. Давыдоа, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина и др. было доказано, что познавательное противоречие и потребность разрешить некую проблему является двигателем познавательной активности личности. В публикациях П.Я Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, Н.Ф. Талызиной утверждается, что стимулирование познавательной активности учащихся целесообразнее всего осуществлять путем привлечения к исследовательской деятельности. В наиболее общем виде здесь имеют в виду деятельность, регулируемую сознанием, направленную на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей. В качестве продукта познавательной деятельности выступает новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью.
Применительно к детям школьного возраста ведут речь об учебно-исследовательской деятельности. Сформированный исследовательский навык позволит учащимся выдвигать гипотезы относительно изучаемого явления, проводить наблюдения, ставить эксперименты, классифицировать и структурировать материал, делать выводы. Его развитие может осуществляться на уроках русского языка при выполнении младшими школьниками упражнений, включающих исследовательские задания. Они должны быть настолько интересными, чтобы у учащихся начального звена была потребность проявлять поисковую активность и после занятий.
Объект исследования – развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования – развитие познавательной активности младших школьников путем использования исследовательских заданий в учебниках на уроках русского языка.
Цель исследования – доказать, что использование исследовательских заданий в учебниках является действенным средством развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1) проанализировать содержание учебников русского языка, входящих в УМК «Перспектива», для начального звена школы;
2) рассмотреть содержание учебников русского языка, входящих в УМК «Школа России», для младших классов.
Методы исследования: общетеоретические методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации.
Источники исследования: учебники русского языка, созданные В.П. Канакиной, В.Г. Горецким (УМК «Перспектива) и Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой, Т.В. Бабушкиной (УМК «Школа России»).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух параграфов, списка литературы.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 УМК «Перспектива»
Первый УМК, который будет проанализирован в рамках настоящего параграфа, называется «Перспектива». Программа по русскому языку создана научным коллективом, в состав которого вошли Л.Ф. Климанова и Т.В. Бабушкина. Обучение по предмету осуществляется с использованием учебников; для выявления уровня освоения той или иной темы используются сборники проверочных работ и тестов. В помощь учителю предложены методические рекомендации, включающие поурочные разработки. Сами учащиеся имеют рабочие тетради на печатной основе, тетради учебных достижений, несколько словарей, тетрадь летних заданий, пособие по подготовке к Всероссийской проверочной работе. Посмотрим, как представлены исследовательские задания в учебниках. Так, первоклассники, знакомясь с упр. 26, увидят иллюстрацию, на которой изображены дети и учитель, стоящие на Красной площади. Вопрос к учащимся формулируется так: «Знаете ли вы, в каком городе находится собор Василия Блаженного?» [Климанова 2011: 14].
И если на уроке школьникам расскажут о столице нашей родины, то самостоятельное исследование под руководством учителя и с помощью родителей может быть организовано по разным направлениям. К примеру, в официальном названии собора упомянут ров. И тогда дети займутся сбором информации, для чего было сделано в центре Москвы широкое углубление; какова его глубина и ширина. Другие альтернативы, связанные с выполнением исследовательского задания, можно связать с причинами строительства памятника русской архитектуры, а также деятельностью князя владимирского и московского Василия. Достаточно интересным для первоклассников будет исследование такого архитектурного объекта, как колокольня: подбирая информацию, они пополнят свой лексический запас словом «слухи» (название окошек, предназначенных для усилия звука сигнального инструмента).
Расширению активного словаря учащихся способствует упр. 33. Вниманию школьников предложено четверостишье А. Барто. После прочтения фрагмента стихотворения «Игра в слова» они будут поставлены перед учебной проблемой: «Что значит выражение праздные слова?» [Климанова 2011: 17]. Стимулирование познавательной активности осуществляется разными способами. Возможно, педагог может предложить школьникам провести наблюдение за структурированием их собственного времени в течение одного дня, после чего вернуться к обсуждению темы. Вполне очевидно, что в процессе беседы с первоклассниками учитель будет опираться на толковый словарь, чтобы сформировать первоначальные представления о справочной литературе.
Работа над лингвистическими вопросами продолжится и дальше. Например, выполнение упр. 56 предполагает, что учитель рассказал младшим школьникам о некоторых словарях русского языка, показал их, объяснил назначение. Формулировка вопроса такова: «что означает слово язык в словосочетаниях высунуть язык, язык пламени, язык колокола?» [Климанова 2011: 29]. Упражнение интересно тем, что в процессе лингвистического наблюдения за словосочетаниями учащиеся смогут установить определенную закономерность: наименование некоторых предметов и явлений происходит на основе сходства. Здесь будет логично ознакомить первоклассников не только с многозначными словами, но и с толковым словарем, по которому они увидят, сколько лексических значений у слова «язык».
Весьма познавательно для младших школьников упр. 50. Вопрос, направленный на стимулирование исследовательской активности, сформулирован следующим образом: «Знаете ли вы, чем знамениты Кирилл и Мефодий?» [Климанова 2011: 50]. Как нам представляется, здесь невероятно широкий простор для обстоятельного изучения темы. Возможно, в классе есть дети, которые вместе с родителями отдыхали в Греции, и тогда им будет интересно узнать больше о Солуни, родом из которой происходили монахи, и в котором же в IX веке звучал один из славянских диалектов. Много увлекательной информации можно собрать о годах учебы. Если же иметь в виду
Фрагмент для ознакомления
3
1) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785.
2) Времена года. Стихи русских поэтов о природе / Сост. Л. Кондрашова. М.: Эксмо-Детсво, 2011. 160 с.
3) Канакина В.П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2 изд. М.: Просвещение, 2013. 143 с.
4) Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 7 изд. М.: Просвещение, 2017. 143 с.
5) Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2 изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.
6) Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. ч. 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 2 изд. М.: Просвещение, 2013. 160 с.
7) Климанова Л.Ф. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
8) Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. В 2 ч. ч. 1. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2012. 143 с.
9) Климанова Л.Ф. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. В 2 ч. ч. 2. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2012. 143 с.
10) Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. В 2 ч. ч. 1. / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение, 2014. 159 с.
11) Климанова Л.Ф. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2014. 127 с.
12) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др. М.: Просвещение, 2014. 340 с.