Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых важных ценностей для человека на протяжении всего существования является его здоровье. С давних времен здоровье человека являлось одним из важнейших элементов гармоничного развития личности.
Здоровье человека является важным аспектом общественной жизнедеятельности и непосредственно перекликается с фундаментальным правом человека на психическое, физическое и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Актуальность темы обусловлена повышением уровня и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением социальной жизни, увеличением рисков экологического, техногенного, политического, психологического, и военного характера, вызывающих негативные изменения в состоянии здоровья.
Для того чтобы воспитать здоровую и гармонично развитую личность, необходимо с детства формировать у человека правильное отношение к своему здоровью. В последнее время сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как приоритетная цель, ценность, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Необходимостью разрешения данного противоречия объясняется выбор темы нашей курсовой работы, проблема которой заключается в исследовании формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся образовательных учреждений.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у учащихся общеобразовательной школы в системе жизненных ценностей
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования ценностного отношения обучающихся к здоровому образу жизни в образовательном процессе.
Цель исследования: изучить специфику формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся образовательных учреждений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия «ценность», «здоровье» и «здоровый образ жизни».
2. Выделить функции и компоненты здорового образа жизни.
3. Определить условия формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся образовательных учреждений.
4. Выявить возрастные особенности формирования ценности здоровья в младшем подростковом возрасте.
5. Описать основные направления работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у учащихся образовательных учреждений.
6. Проанализировать роль деятельности педагога в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (31 источник). Объем работы составляет 37 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Условия формирования ценностного отношения к здоровому образу
жизни у учащихся образовательных учреждений
Ценность представляет любой объект (идеальный, в том числе), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса).
В качестве ценностей в широком понимании могут выступать как абстрактные смыслы или ситуативные ценности, так и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага.
В более узком значении о ценностях принято говорить как о духовных идеях, заключенных в понятиях, имеющих высокую степень обобщения. Эти ценности постигаются в процессе освоения культуры и формируются в сознании. [12]
Как отмечает российский психолог Б.С. Братусь, ценности выполняют две функции.
1) Создание образа будущего, перспективы развития личности.
2) Нравственная оценка и регуляция успешности деятельности человека в достижении поставленных целей. [27]
На разных этапах жизни человека присутствуют доминантные ценности, однако, существует определенный ряд ценностей, которые не теряют своей доминантности на протяжении всей жизни. Именно к таким ценностям относится ценность здоровья.
В толковом словаре В. Даля здоровье рассматривается как отсутствие болезни, недуга. [24]
В 1968 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующую формулировку: здоровье - это свойство человека, способного выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при отсутствии болезней и дефектов. [23]
Здоровье как ценность в своей структуре включает два основных компонента:
1) Объективный компонент - совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья; социальный статус, профессия, продолжительность жизни.
2) Субъективный компонент - отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, мотивации в поведении по отношению к здоровью. [14]
С понятием здоровья тесно связано другое не менее важное понятие — здоровый образ жизни, под которым следует понимать способ жизнедеятельности, соответствующий генетическим особенностям конкретного человека, условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья, также на полноценное выполнение человеком его биосоциальных функций. [21]
По мнению Е. В. Пановой, здоровый образ жизни - это способ организации жизнедеятельности, основывающийся на личностно-значимых, научно-обоснованных и санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. [5]
Л.И. Лубышева дает близкое по смыслу определение: здоровый образ жизни представляет собой процесс соблюдения человеком определенных правил, норм, закономерностей, принципов и ограничений в жизни, способствующих оптимальной адаптации организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности, сохранению здоровья [16]
Прежде всего, понятие «здоровый образ жизни» ориентировано на конкретного человека и его активную деятельность, направленную на осознание здоровья как основополагающей человеческой ценности, изменение отношения к состоянию собственного здоровья, выявление факторов риска и разработку конкретных программ для снижения потенциального вреда здоровью.
Согласно утверждению С. И. Горчак, здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека, направленный на гармоничное единство психологических, физиологических и трудовых функций, что обусловливает возможность их полноценного, неограниченного участия в различных видах социальной жизни. [28]
Согласно позиции Ю. А. Зубок и В. И. Чупрова, здоровый образ жизни выступает главным критерием социального развития молодежи, способом нейтрализации общественных рисков, так как связан с показателями удовлетворенности условиями жизни, социального самочувствия, оценкой жизненных перспектив. [15]
Здоровый образ жизни выступает необходимой константой духовно - нравственной жизни индивида, позволяющей сохранить интерес и обеспечить долголетие, изменяя собственную реальность. Духовно-нравственная ценность здорового образа жизни связана с вопросами её смысла, духовного развития личности человека, безопасности существования. [17]
В зависимости от участия учащегося в сохранении и укреплении здоровья раскрывается сущность здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) базируется на принципах нравственности, рационально организованной, активной, деятельности, защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды. [26]
Он направлен на решение следующих задач:
1) Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо питаться, дышать, спать, поддерживать температуру своего тела.
2) Выполнение профессиональных обязанностей, требующих соблюдения целого ряда условий в организации учёбы и отдыха.
3) Духовное развитие, поддержание социально-культурного статуса, межличностных контактов.
4) Выполнение семейно-бытовых функций.
5) Двигательная активность, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических требований. [2]
Исходя из необходимости решать указанные задачи, были выделены следующие компоненты здорового образа жизни:
• Рационально организованный режим труда и отдыха (строго соблюдаемый порядок, чёткий ритм функционирования организма, создающий оптимальные условия для работы и отдыха обучающихся).
• Профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотик, нездоровое питание), которые являются причиной многих заболеваний, снижают работоспособность, отрицательно сказываются на умственной активности и поведении учеников.
• Режим питания, предполагающий промежутки (не более 5-6 ч.) между приёмами пищи. Учащихся следует убедить в том, что во время еды вредно читать и отвлекаться на решение любых задач.
• Двигательная активность на уроках и переменах.
• Закаливание как оздоровительное средство, которое позволяет предотвратить болезни, сохранить повышенный уровень работоспособности. Способствует нормализации метаболизма, положительно воздействует на организм ребёнка, укрепляет нервную систему, улучшает кровообращение.
• Состояние окружающей среды, оказывающей влияние на самочувствие ученика и ориентирующей на сохранение природы, формирование бережного отношения к ней.
• Наследственность, генетические особенности субъекта.
• Личная гигиена, включающая в себя рациональный режим дня, уход за собственным телом, соблюдение гигиены обуви, одежды. [25]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блажей С. Философские вопросы медицины и биологии. №22. Киев. 1990. С. 22-33.
2. Вайнер Э. Н. Организация внеклассных мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни во внеклассное время в условиях введения ФГОС нового поколения. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. с. 40-44.
3. Вахрушева Е. В. Ценностное отношение к здоровью и его формирование у подростков. [Электронный ресурс] URL: conf.sfu- kras .ru/sites/mn2012/section 13 .html
4. Воробцова, Т. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни. М.: Корифей, 2011. — 458 с.
5. Воробьева И. Н. Педагогические основы формирования ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни. Современные научные исследования и инновации. № 12. Владикавказ. 2015. 207с.
6. Гребенников О. В., Толстик А. О. Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 43-46.
7. Девятых С. Ю. Информация по вопросам здоровья в старшем юношеском возрасте и их типология. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2008 Том 7, № 2 С. 17-25.
8. Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи. Almamater. -2003. - № 2. - С. 13-15.
9. Дубровина Л. А. Ценностное отношение к здоровому образу жизни у современных подростков. E-Scio. Саранск. 2019. С. 750-755.
10. Ермакова М. А. Образовательная среда школы как фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. №12. Оренбург. 2011. С. 121-124.
11. Ерченко К. А. Уровень сформированности знаний о здоровом образе
жизни у младших школьников. М.: Актуальные проблемы гуманитарных
и естественных наук. 2016. С. 37-39.
12. Завражнов В. В., Железнова Е. Д. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 265-267.
13. Ковалевская А. Ф. Вопросы воспитания ценностного отношения. Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в ХХ1 веке; сборник научных статей. Забайкал.го.гум.-пед.ун-т — Чита, 2006. Часть 11. — С.187-193.
14. Кольцов Д. А. Здоровый образ жизни как ценность современного человека. Рязань: Школа будущего. —2014. - № 5. - с. 154-158.
15. Логачева, Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города. - Ростов-на-Дону, 2014. - 36с.
16. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. - 174 с.
17. Майкова В.П. Молчан Э.М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2017. № 1. С. 46-53.
18. Малолетко Э.А. Компоненты и критерии ценностного отношения подростка к здоровью. Вестник ЮУрГУ. №29. Челябинск. С. 66-72.
19. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. М.: Академия. 2001. 252 с.
20. Науменко, Ю. В. Моделирование здоровьеформирующего образования. Вопросы образования, № 2. Москва. 2007. С. 140-160.
21. Нестерова, И. А. Здоровый образ жизни в контексте категории «здоровье». Высшее образование сегодня. — 2011. — № 2. — С. 92- 94.
22. Нефедова А. С., Сахарова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема. Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 274-276.
23. Новолодская Е. Г. Мы выбираем жизнь! Из опыта работы по профилактике вредных привычек у младших школьников. Начальная школа. — 2010. — № 12. — С. 54 -57.
24. Павлова Е. О. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни среди подростков в учебно-воспитательном процессе. Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 745-748.
25. Пашкова М. А. Теоретические аспекты ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников. Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 176-181.
26. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие. М: Высшее образование, 2006.- 432 с.
27. Рапацевич Е. С. Педагогика: большая современная энциклопедия. - Минск: Современное слово, 2005. - 719 с.
28. Скворцова Т. В. Представления подростков о здоровом образе жизни. Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 2.- С. 41¬45.
29. Филяков, А.И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет. Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 15. - С. 250-253.
30. Чебакова В.Н. Феномен здоровья в современных исследованиях. ФГБОУ ВПО ВСГАКИ. Улан-Удэ. 2014. С. 67-73.
31. Шишова В. В., Данилова М. В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников. Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1136-113.