Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что противопоставление прав личности и интересов государства, прав коллективов (общества, населения, народа) контрпродуктивно. Данное положение относится ко всем демократическим и правовым государствам. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 1, ч. ч. 1 - 3 ст. 3 закрепляет положение о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Подобное нормативное правовое регулирование, с одновременным признанием прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ), позволяет трактовать государство как защитника прав личности.
Задача обеспечения баланса публичных и частных интересов достигается не только конституционным декларированием Российской Федерации в качестве демократического и правового государства, деятельностью органов государственной власти, в том числе Конституционного Суда РФ, но и реализацией демократических институтов на практике. Права человека и гражданина в широком смысле являются частью правовой системы и возникают, закрепляются, реализуются только в том случае, если они приняты посредством институтов непосредственной либо представительной демократии.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с демократией и правами человека.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие права человека и демократии, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение демократии и прав человека и гражданина.
Задачами работы ставится:
• рассмотреть исходные принципы прав человека и гражданина;
• исследовать права человека и гражданина в конституциях демократических государств;
• проанализировать свободу выражения мнения в интернете при демократии;
• определить перспективы развития непосредственной демократии в условиях развития информационных технологий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Основы прав человека в демократических государствах
1.1. Исходные принципы прав человека и гражданина
Для характеристики правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала (принципы), на основе которых осуществляется их использование.
Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.
Влияние принципов на правовой статус личности велико. Во-первых, принципы универсальны, они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы. Во-вторых, принципы правового статуса личности находят закрепление непосредственно в Основном Законе государства - Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
Конституция РФ 1993 г. содержит довольно широкий перечень принципов правового статуса личности. Во многом это объясняется признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также тем, что, провозгласив общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью своей правовой системы, Конституция РФ вобрала в себя практически все закрепленные в международных документах о правах человека принципы правового положения личности, принятые мировым сообществом.
Среди совокупности основных идей, начал, на основании которых строится система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, особое место занимает принцип правового равенства, или принцип равноправия.
Данный принцип является основополагающим в правовом статусе любого человека и нашел свое отражение в различных международных актах.
Следующим элементом (аспектом) принципа правового равенства является закрепленное в ч. 2 ст. 19 конституционное положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо признаков и обстоятельств.
Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от природных свойств (пола, расы, национальности), социальных условий (происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства), общественных характеристик человека (отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям). Причем перечень обстоятельств, которые не могут быть условиями ограничения равенства прав и свобод, не является исчерпывающим. Конституция предусматривает возможность учета других обстоятельств (например, состояния здоровья, возраста, сексуальной ориентации). Так, Конституционный Суд РФ в одном из постановлений указал, что государство призвано принимать меры, направленные на исключение возможных ущемлений прав и законных интересов лиц по мотиву их сексуальной ориентации, и обеспечивать эффективные возможности для защиты и восстановления их нарушенных прав на основе закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства всех перед законом и судом.
Устанавливая круг обстоятельств, которые не могут быть положены в основу различий в правах и свободах, Конституция РФ тем самым закрепляет основные формы равноправия граждан, среди которых можно назвать:
- социально-демографическое равноправие (равенство в положении социально-демографических групп - женщины, молодежь, пенсионеры, инвалиды);
- национальное равноправие (оно предопределяется конституционными положениями о многонациональном составе народа Российской Федерации, признанием равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, сложным национально-территориальным субъектным составом Российской Федерации);
- социально-территориальное равноправие (требование гарантирования равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, реализующееся на общефедеральном, региональном и местном уровнях);
- равноправие независимо от имущественного и должностного положения;
- равенство прав и свобод независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Третьим аспектом (элементом) принципа правового равенства является равноправие мужчины и женщины - гендерное равенство, закрепленное в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ.
В современном мире во многих странах проводится масштабная государственная политика, направленная на то, чтобы идеи равенства мужчин и женщин укоренились не только в сфере государственной политики, но и в общественном сознании.
В Российской Федерации государственная политика также строится на принципе равенства мужчин и женщин.
Таким образом, обобщив вышеизложенное, мы пришли к следующим выводам:
- принцип правового равенства (равноправия) - это базирующийся на международно-правовых актах основополагающий конституционный принцип правового статуса личности, имеющий универсальный характер, поскольку распространяется на всех субъектов права, на все без исключения права, свободы и обязанности человека и гражданина и сферой действия которого выступает вся система правового регулирования;
- в качестве элементов (аспектов) принципа равноправия выступают: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо природных, социальных, общественных характеристик человека; а также равноправие мужчины и женщины.
В заключение надо отметить, что определенные виды принципов конституционного права становятся все более устойчивыми, но при этом не имеют четко выраженных элементов, включаемых в их содержание и их взаимосвязи с другими принципами правового статуса личности. В их числе следует, например, отметить принцип индивидуализации, содержание которого является одним из актуальных вопросов, а также требует научного анализа его взаимосвязь, например, с принципом единства правового статуса.
В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Н.Ю. Степкин оценивает это так: воспроизведение на конституционном уровне международных норм о правах человека является не только основным путем их внутригосударственной реализации, но и важнейшим показателем выполнения государством своих международных обязательств.
Правовое регулирование прав человека прошло несколько этапов. В «доверсальской» системе международных отношений им посвящено больше национальное право, но уже предприняты усилия, направленные на запрещение работорговли, на защиту прав рабочих, прав женщин, прав жертв вооруженных конфликтов. Ситуация стала изменяться под влиянием результатов Первой мировой войны. Далее, после разгрома фашизма, создания ООН и принятия ее устава, начался новый этап сотрудничества в этом вопросе. Права человека стали важным фактором в развитии государств и народов, но и тут не было единства, т.к. государства-основатели имели противоположную идеологию и социально-экономическое устройство. В литературе отмечается, что каждое государство стремилось зафиксировать в Уставе ООН те принципы и нормы, те положения, которые отражали бы конституцию государства, его внутригосударственное законодательство, основные направления внешней и внутренней политики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Декларация прав Вирджинии 1776. URL: https://politiko.ua/blogpost75924 (дата обращения: 14.08.2018).
3. Декларация прав человека и гражданина (Конституция Франции) Принята 26.08.1789 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 117 - 119.
4. Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Подписан в г. Москве 29.03.1996 // Собрание законодательства РФ. 28 апреля 1997 г. N 17. Ст. 1915.
5. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 «О равных правах граждан» // Собрание законодательства РФ, 22.11.1999, N 47, ст. 2625.
6. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
7. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. 2010. 29 декабря.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
10. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 1 (часть II). Ст. 212.
11. Андриянов В.Н. Правовое регулирование безопасности личности в Российской Федерации // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности: Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.М. Якимова. 2018. С. 13 - 19
12. Билль о правах (США). URL: https://www.grinchevskiy.ru/17-18/bill-o-pravah.php (дата обращения: 06.05.2020).
13. Винник Н.В. Правотворческая инициатива и опрос граждан как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 10. С. 45.
14. Гольбах П.-А. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Правовая мысль: антология / Авт.-сост. В.П. Малахов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 241 - 242.
15. Каткова Л.В., Телешин Н.Н. Опросы населения как инновационная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления (на примере округа Муром Владимирской области) // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 6. С. 41.
16. Ковалев А.А. Международная защита прав человека: Учебное пособие. М.: Статут, 2013. С. 33.
17. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 196.
18. Колоткина О.А., Ягофарова И.Д. Право личности на безопасность: к вопросу о расширении перечня конституционных прав и свобод // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 94 - 96.
19. Марченко М.Н. Тенденции развития права в современном мире: Учебное пособие / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2015. С. 195-202.
20. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник / А.Х. Абашидзе, З.Г. Алиев, К.Ф. Амиров [и др.]; Под ред. Р.М. Валеева. М.: Статут, 2011. С. 218.
21. Нудненко Л.А. К вопросу о правовом регулировании народовластия в России // Государство и право. 2012. N 7. С. 13 - 21.
22. Нудненко Л.А. Перспективы развития непосредственной демократии в условиях развития информационных технологий // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 38 .
23. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации опроса граждан в системе местного самоуправления Российской Федерации // Муниципальное имущество: экономика, право и управление. 2018. N 4. С. 34 - 36.
24. Право наций и народа на самоопределение, мир, экономическое развитие, здоровую окружающую среду, что пока не считается общепризнанным и окончательно утвердившимся. См.: Марченко М.Н. Тенденции развития права в современном мире. М.: Проспект, 2015. С. 7.
25. Степкин Е.Ю. Соотношение норм конституционного права России и международного права при обеспечении личных прав человека и гражданина: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 11.
26. Ягофарова И.Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. N 1 (50). С. 64 - 72.
27. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1. С. 122.
28. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
29. Ягланд Т. О состоянии демократии, правах человека и верховенстве права // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2018. N 1. С. 5 - 11.