Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня творчество Владимира Семеновича Маканина популярно. Именно по этой причине Маканина позиционируют как одного из лидеров современной русской литературы.
Одним из основных произведений В. Маканина является его роман-антиутопия «Лаз». В этом произведении писатель показывает читателям мир не далекого будущего. В этом мире все ужасно и плохо. Мир разделен на две категории. Верхний мир – это город. В нем царит анархия, жестокость, насилие. Люди вынуждены прятаться в своих квартирах. Выйти на улицу решаются только сильные и решительные люди.
На улицах города царит беззаконие. Бандиты делят между собой районы и добычу. Люди, мирные жители в этих схватках оказываются многочисленными жертвами.
1. Анализ и общая оценка творчества Владимира Маканина
1.1. Общая характеристика повести «Лаз»
Литературоведы и критики, анализируя творчество В.С. Маканина, часто отмечают наличие некого прочного «каркаса», «остова» во многих его произведениях. А.А. Проханов называет подобную организацию текстов «кристаллографией»: «Он [В.С. Маканин] строит свою кристаллическую решетку, превращает перенасыщенный раствор современной социальной среды в четкие кристаллы своих рассказов, повестей и романов» [5]. И.Б. Роднянская, вторя ему, уточняет: «Не конструкция, а кристалл, то есть нечто органически растущее, хотя и схематически упорядоченное» [8, с. 244]. Можно предположить, что подобным кристаллом, устойчивым стержнем прозы Маканина является категория художественного конфликта.
Наша гипотеза находит подтверждение в посвященной конфликтологии работе А.Г. Коваленко. Ученый пишет, что «антиномическая система в художественном произведении подобна кристаллу, который, растворившись и оставаясь как бы невещественным полем в растворе, сохраняет систему осей, каждый раз индивидуальную и неповторимую. Выделить эту систему из «раствора» произведения, изучить ее индивидуальное своеобразие – есть задача литературного анализа» [3, с. 12]. Именно выявлению бинарных оппозиций в повести Маканина «Лаз», анализу их функций посвящена настоящая статья.
Повесть «Лаз» (1991) уже с момента своего появления в печати рассматривалась как произведение сложного жанра: притча, фантасмагория, антиутопия. Последнее определение оказалось близким самому автору, поскольку повесть была включена в его недавний сборник с характерным названием «Антиутопия» (2011). Главной особенностью этого жанра, по мнению М.Ф. Амусина, является то, что «хорошо знакомая читателю жизненная реальность инфицируется фантастическим, немыслимым допущением или «отчуждается» с помощью гротескных приемов, гипербол, перенесения в иной хронотоп» [1. С. 256].
Хронотоп «Лаза» имеет биполярную структуру. Читатель оказывается в ближайшем будущем, где жизнь раскололась на две части: город (если смотреть шире – страна, мир), погруженный в хаос, и светлое подполье, которое соединяется с поверхностью узким лазом. Наверху царит анархия, тьма, разруха, молекула человеческого социума разделилась на отдельные атомы, люди живут не чувствами, а инстинктами, главным из которых является страх. Внизу, напротив, светло и уютно, течет размеренная жизнь с доброжелательными отношениями, а духовные и культурные ценности не потеряли своей актуальности.
М.Ф. Амусин, пытаясь истолковать семантику маканинского двоемирия, приводит несколько вероятных трактовок: «Можно понять дело так, что «верх» – это реальность, а «низ» – мечта, утопия... Можно заключить, что «верх» – постылое и непреложное настоящее; тогда «низ» – согретое и приукрашенное ностальгией прошлое... Напрашивается и такая интерпретация: «верх» – сфера практического действия, где господствует необходимость; тогда «низ» – сфера умозрения, интеллектуальной свободы, парения духа» [1, с. 259].
Литературовед продолжает сравнение двух миров противопоставлением России, уже подверженной распаду, и Западу, все еще балансирующему на грани пропасти благодаря высокотехнологичной тепличности. Истолкование антиномии «верх» – «низ» может быть дополнено другими вариантами и рассматриваться, например, как «отношение эмиграции/метрополии, андеграунда/официоза» [2, с. 100], но трудно не согласиться с Амусиным в том, что все версии «скорее взаимодополняющие, чем исключающие, они образуют ветвящуюся «ассоциативную крону» повествования» [1, с. 260], переводят его во вневременной, метафизический план.
Правом перемещаться между «верхом» и «низом» наделен Виктор Ключарев – главный герой повести. Читатель, знакомый с творчеством Маканина, без труда узнает в нем сквозного персонажа его прозы и вслед за автором сможет назвать его «старым знакомым» [6, с. 185]. «Повесть о Старом Поселке» (1974), «Ключарев и Алимушкин» (1977), «Голубое и красное» (1982), «Стол, покрытый сукном и с графином посередине» (1993) – во всех этих произведениях действует один и тот же инженер-интеллигент, меняющийся от произведения к произведению, но все же вполне узнаваемый.
В «Лазе» автор постоянно акцентирует внимание на интеллигентской сущности героя, которая получила выражение в яркой (впрочем, несколько ироничной) детали – тщательно оберегаемой шапочке с помпоном. Сам Ключарев видит в ней «проделавшую долгий путь логику его интеллигентности, которая нашла скромный вызов и одновременно защитную форму. Но не мимикрию» [6, с. 185].
Неудивительно, что героя, как представителя интеллектуальной среды, мучает жажда мысли, жажда общения. В городе она не может быть удовлетворена, поскольку на улицах нет ни души, люди избегают всяческих контактов друг с другом, в том числе и вербальных, способность к диалогу почти потеряна. За «высокими» словами, как бы парадоксально это ни казалось, Ключарев спускается под землю, где происходит обмен мыслями, устраиваются вечера поэзии, а в уютных кафе ведутся дискуссии. Маканин подчеркивает почти магическое влияние слова на своего персонажа: «Высокие слова, без которых ему ни жить» [6, с. 223]. Правда, высота потолков в подземных «говорильнях» резонирует полет мысли, но герой старается об этом не задумываться.
1.2. Общая оценка повести «Лаз»
Итак, повесть «Лаз» – это антиутопия со знакомыми мотивами. Мотив здесь связан с событиями 1991 года. Крах СССР и кровавые события в Москве и последовавшие за этим многочисленные этнические трагедии в других республиках бывшего СССР.
Сегодня на книжных прилавках попадается много подобной литературы, датированной историческим рубежом СССР и Российской Федерации. В такой литературе все плохо, да еще и завернуто в гротеск. Позиция автора состоит в том, что примерно это может произойти или произойдет в стране в самое ближайшее время. Пустынные улицы, трупы на каждом шагу, боязнь высунуть нос за дверной косяк, да еще с перебои с работой телефона, подачей света и воды. Получается, что старый мир ужасен. Он несет только гибель и разложение. Читатели должны всего бояться, и верить в перспективы нового светлого будущего. Однако это новое будущее может оказаться не менее страшным, поскольку правила этого будущего не известны или незнакомы [5].
В этом отношении можно сказать, что те авторы, которые писали в это время или писали об этом времени, сами поддались пораженческим настроениям на фоне всей неразберихи, творившейся во время вышеупомянутого рубежа. В итоге на свет появилось множество, как хороших произведений, так и откровенного мусора. Тем более, что материал был благодатный – все идет под откос, а кругом сплошная социальная ярость.
Одним из писателей, работавших в это время, был Владимир Маканин. Он довольно точно и цепко описывал процессы разрушения привычного общества, деградацию властей и многое другое. Испуг и ужас обывателей, привычный мир которых уходит из под ног. Другие обыватели радуются этим процессам, ожидая от них чего-то нового и необычного.
Маканин в своем «Лазе» смог тонко поймать особенности социальной ярости. Эта ярость сама по себе разрушительна и иррациональна. Хронотоп Города помогает этой ярости концентрироваться внутри города. В итоге, в нужный момент ярость выплескивается наружу и приводит к бунтам, восстаниям, дракам, убийствам, ненависти и т.д.
2. Анализ повести «Лаз» и определение роли хронотопа Город в произведении
2.1. Анализ сюжета повести «Лаз»
Повесть Маканина «Лаз» – многозначный текст, который можно интерпретировать по-разному. Кто-то эту повесть может рассматривать как исторический источник, а для других – это не больше, чем выдумка автора.
Лейтмотив и символ повести – город, который стал жертвой социальных и политических катаклизмов: голод, преступность, разграбленные магазины, мародеры, стихийно собирающиеся толпы озверевших людей, готовых смести все на своем пути.
Яркий образ и символ повести – земля. В тексте он присутствует повсюду. Родственники убитых на улицах мечтают предать земле останки умершего. От разгула насилия люди пытаются прятаться, закапываясь, зарываясь в землю: Ключарев старается вырыть пещеру для своей семьи, Чурсин и его близкие страшные ночи проводят в цистерне, закопанной в землю на даче [12].
Но земля – не только спасающая, но и карающая. Люди ведь на самом деле просто обрубили свои корни, прогневили землю: вырывающаяся наружу ярость толпы: «Земля дышит; нас сотрясают процессы, природы которых мы не понимаем; уже ясно, что в тишине не отсидеться». Кажется, будто ты уже чувствуешь сырой запах земли, ее дыхание.
У Маканина адом становится земное пространство, а некое подобие рая искусственно создано внизу, под землей.
Как известно, прозаик Владимир Семенович Маканин (1937-2017) в 2008 году стал лауреатом литературной премии «Большая книга». На волне популярности тут же было переиздано несколько его книг.
Так, в сборник «Лаз» вошли четыре повести: «Лаз», «Отдушина», «Где сходилось небо с холмами» и «Голоса». Все тексты ранее публиковались в разных книгах [5].
К сожалению, сегодня эти повести не так интересны, как раньше. Мир, нарисованный Маканиным, мрачен. Здесь нет света и счастья. Семья тут в тягость.
Наверное, поэтому герои «Отдушины» директор мебельной фабрики Михайлов и математик Юрий спасаются в обществе поэтессы Алевтины, образуя замысловатый любовный треугольник, впрочем, ее они тоже скоро покидают ради дел более важных и менее романтичных. Мечты и надежды у героев Маканина в основном не сбываются.
Например, персонаж повести «Где сходилось небо с холмами» композитор Башилов, вроде бы достигший творческих высот, все равно несчастен, он запоздало пытается оправдаться перед людьми из своей деревни, которые когда-то поверили в него и на собранные деньги отправили в город учиться. Маканинская реальность беспросветна и обрывочна, точно рассуждения героев «Голосов».
2.2. Определение роли хронотопа Город в повести «Лаз»
Хронотоп Город имеет большое значение для всей повести «Лаз». В понимании Владимира Маканина Город – это злая сила настоящего мира. Поскольку повесть посвящена событиям августа 1991 года и последовавшего за этим краха СССР нет ничего удивительного, что произведение получилось мрачным, тяжелым и тоскливым.
Итак, Город – это мощный гибнущий мир. В нем нет ничего надежного и определенного. Ключарев и другие жители Города точно знают, что они ничего не знают. Сегодня в Городе есть вода, а завтра ее может не быть. Сегодня по городу едет автобус, а завтра его могут отменить.
Все это происходит на фоне социального недовольства и протеста. Город наводнен бандами. Поэтому постоянно высок уровень преступности. Правопорядок поддерживать некому да это никому и не нужно. Люди бояться, но при этом они устали бояться. Это недовольство является одним из щупальцев Города [10, с. 234].
Другое щупальце Города – это ненависть. В Городе все ненавидят всех. Для ненависти не нужна причина. Ненависть возникает из-за того, что оппонент имеет другие волосы, уши, рост, цвет глаз и т.д. Даже беременность вызывает у людей приступ агрессии и ненависти.
При этом люди живут внутри собственных «консервных банок». По-мнению Маканина такой банкой является квартира каждого из обывателей. В такой квартире могут спрятаться от внешнего мира, просто побыть там самими собой и т.д. Персонаж Ключарев делает то же самое. Утром он бежит в магазин, что бы успеть купить то, что нужно дома, а затем быстрыми перебежками добежать обратно домой.
Маканин специально решил Город памяти и истории. Читатель сразу натыкается на уродливый Город, который пережил страшную катастрофу, лишившую его человечности. Для большего эффекта Маканин добавляет в историю гнетущие погодные явления.
Город настолько страшен и убог, что над ним всегда пасмурно и хмуро. Нет ни одного события, когда бы небо над городом было не скрыто пеленой сплошной облачности. Соответственно обыватели никогда не видят ни Солнца, ни даже Луны. Более того Маканин отмечает, что Город постоянно живет при свете фонарей, т.е. в Городе постоянно царит ночь и мрак.
Однако хуже всего то, что Город является накопителем и концентратором социальной ярости. Жители Города постоянно живут в обстановке страха и неопределенности. Простое человеческое общение возможно только в узком кругу семьи. На улице человек может рассчитывать только на крики негодования и бешенства со стороны прохожих.
Социальная агрессия в Городе Маканина накапливает и подпитывает сама себя. Таким образом, каждый ее выброс обществом не обнуляет, а наоборот пополняет ее запасы. Фактически Город представляет собой соединенные между собой улицами и проспектами коморки с людьми, которые пытаются выжить и при этом ненавидят весь мир, поскольку постоянно чего-то не хватает, а у соседа может быть необходимая вещь, но он ею не поделиться.
Сюда также важно добавить, что хронотоп Города в повести «Лаз» практически не меняется. Внутри города меняются люди, они стареют, становятся злее. Можно сказать, что они становятся мудрее, но это относится только к тем, кто понимает, что главный виновник такой жизни людей – это сам Город [7, с. 342].
Однако Город как таковой по-прежнему остается таким же, какой он есть. Кривой, страшный, злой и безнадежный. Своеобразным апофеозом городской жизни становится необходимость копать землянки для жизни.
Можно сказать, что эти землянки – это своеобразный указатель на выход из надоедливой городской жизни. Однако, правда, состоит в том, что в лучшую жизнь попасть могут только избранные. Хотя своеобразный юмор писателя состоит в том, что настоящий лаз в лучшую жизнь выкопал только Ключарев.
Второй парадоксальный момент повести состоит в том, что Ключарев вынужден каждый раз отправляться в путешествие с лопатой. Город судорожно борется с диссидентом Ключаревым и его лазом. Город, как злая сила, старается уничтожить лаз и поэтому он постоянно сужается, обваливается и т.д.
«Лаз» – это не просто антиутопия. «Лаз» – это повесть о том, что даже загнанные в самые тяжелые обстоятельства люди способны совершать мужественные и гражданские поступки. Люди способны бороться с окружающей их действительностью и становиться от этого лучше, чище и просвещеннее.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Прозаик Владимир Семенович Маканин (1937-2017) в 2008 году стал лауреатом литературной премии «Большая книга». На волне популярности тут же было переиздано несколько его книг. Так, в сборник «Лаз» вошли четыре повести: «Лаз», «Отдушина», «Где сходилось небо с холмами» и «Голоса». Все тексты ранее публиковались в разных книгах.
2. К сожалению, сегодня эти повести не так интересны, как раньше. Мир, нарисованный Маканиным, мрачен. Здесь нет света и счастья. Семья тут в тягость. Повесть «Лаз» – это классическое антиутопическое произведение. При этом писатель сделал важный акцент на окружающую главных героев действительность. С одной стороны – это Город. Город который является филиалом ада на земле. В нем все плохо и ужасно. Подземный мир – мир интеллигенции. Мир, в котором все правильно и рационально. Однако это мир, в котором все подчиненно неясным законам.