Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные мировые политические процессы характеризуются сложностью, трансформативностью, изменением традиционных и появлением новых факторов международных отношений. Изменение характера международных конфликтов, рост числа и значения внутригосударственных этнополитических конфликтов актуализирует необходимость ее комплексного изучения. Одним из факторов, чье влияние возрастает в современных международных отношениях, являются непризнанные государства.
В последние годы феномен непризнанных государств привлекает усиленное внимание экспертов разных стран. Косово, с одной стороны, и Абхазия и Южная Осетия, с другой, резко актуализировали исследование проблемы непризнанных государств. Почему США или Российская Федерация признают территориальную целостность одних государств и отказывают в подобном праве другим?
Относительно продолжительное существование ряда непризнанных государств современного мира, превращающихся во влиятельный фактор международных отношений, создает дополнительный интерес к анализу данной проблемы.
Недостаток правового регулирования статуса непризнанных государств при имеющих огромный международный резонанс практических попытках решения вопроса о некоторых непризнанных государствах требует повышенного внимания исследователей. Еще одним актуализирующим аспектом является наличие непризнанных государств на пространстве СНГ.
При геополитической, конфликтологической и международно-правовой важности проблемы непризнанных государств и ее решения исследование этого феномена является крайне малоизученным в отечественной науке, что актуализирует значение анализа этого феномена.
Целью исследования является анализ проблема непризнанных государств в современных международных отношениях.
Задачи работы сформулированы исходя из цели и заключаются в следующем:
• Раскрыть сущность непризнанных государств, дать определение и выявить причины возникновения.
• Выявить проблемы и перспективы развития непризнанных государств в современном мире
Объектом исследования являются непризнанные государства.
Предметом исследования являются непризнанные государства как проблема международных отношений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ
1.1. Непризнанные государства: определение, сущность, причины возникновения
Определение понятия «непризнанное государство», равно как и его характеристики и классификация, неразрывно связано с международным правом.
В мировой политике все новые независимые государства на первом этапе своего развития проходят через короткий временной период, когда их статус как независимых государств еще не признан международным сообществом. Обычно этот период непродолжителен и завершается получением международного признания и статуса субъекта международного права.
В современных международных отношениях складываются ситуации, при которых возникают образования, претендующие на государственность, однако, по различным причинам, не получающими признания со стороны международного сообщества. И в этих условиях статус данных территориальных образований, обладающих, на первый взгляд, всеми признаками государственности, остается сомнительным.
На наш взгляд, ключевым фактором является определение признаков государства.
В учебниках «Политологии» , как правило, к признакам государственности относят:
• население;
• территория;
• система управления;
• суверенитет.
В одном из учебников «Международного права» «государство может быть определено как образование, обладающее определенной территорией и постоянно проживающим на ней населением, которое находится под контролем собственных властных структур, а также способно устанавливать формальные отношения с другими аналогичными образованиями». При этом обязательным признаком государства является его суверенитет, то есть «верховенство государства в пределах своей территории, самостоятельность и независимость во взаимоотношениях с другими государствами в своей совокупности» .
Современное международное право для определения признаков государства располагает Конвенцией Монтевидео о правах и обязанностях государств от 1933 г. Помимо постоянного населения, определенной территории и правительства, в качестве атрибута государства предложена способность вступать в отношения с другими государствами . Вместе с тем, ст. 3 Конвенции провозглашает: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами» .
Хотя Конвенция является документом регионального характера , данным определением руководствовалась так называемая комиссия Бадинтера и международный трибунал по бывшей Югославии.
Расхождения по вопросу признания привели в международном праве к выработке декларативной и конститутивной теорий. Декларативная теория предполагает, что государству достаточно заявить о себе, в то время как конститутивная теория предлагает государство считать субъектом международного права только в результате признания другими странами.
В связи с появлением новых независимых государств и формированием современного международного права актуализировалась проблема международного признания.
Согласно современному международному праву, «признание – это политико-правовой акт государства, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении» . При этом, признание является добровольным актом. Не существует обязательств предоставления признания. Хотя в некоторых случаях для урегулирования конфликта ставится в качестве условия признание государств (например, Дейтонские соглашения предусматривали взаимное признание Союзной Республики Югославия и Республики Босния и Герцеговина), в большинстве случаев признание носит добровольный характер. Как правило, проблема признания имеет политический характер (Косово, Абхазия, Южная Осетия) и связана с борьбой за влияние центров силы.
Существуют различные виды признания. «Прием государства в члены ООН является подтверждением международной правосубъектности государства» . Но это не означает признания со стороны отдельных государств. Члены ООН не обязаны признавать друг друга. Так, не признают друг друга Корейская народно-демократическая республика и Республика Корея. Устав ООН предусматривает возможность отказа в признании . Так, в свое время была принята резолюция ООН, предусматривающая непризнание независимости Южной Родезии .
Установление дипломатических отношений является свидетельством признания. Разрыв дипломатических отношений может означать и отказ в признании.
Существуют две основные формы признания. Официальное (де-юре (de jure)) признание означает полное и окончательное признание, «влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможностей установления дипломатических и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого государства и исполнения вынесенных его судами решений» . Обычно юридическое признание отозвано быть не может.
Признание де факто (de facto) является ограниченным, не полным, иногда называемым «переходным к признанию de jure» . В данном случае признание не влечет за собой всего комплекса правовых последствий и обычно не влечет за собой установление дипломатических отношений. Иногда данная форма признания в ряде Интернет-энциклопедий отмечается как неокончательная и как отсутствие у признающего государства уверенности в прочности признаваемого субъекта или в случае, если сам субъект считает себя временным образованием .
Наряду с двумя наиболее распространенными формами признания существует также признание ad hoc (на данный случай). Данная форма используется «для переговоров с государством или правительством, которое в принципе не получает признания» . Данная форма «не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.)» .
Существует признание в качестве воюющей и восставшей стороны. Оно направлено на установление контактов с признаваемым субъектом и предполагает, что «признающее государство исходит из состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правила нейтралитета» .
На наш взгляд, данное признание актуально в контексте проблемы непризнанных государств, поскольку такие государства образовываются, как правило, вследствие вооруженных конфликтов.
Добровольность признания повлекла за собой появление непризнанных государств.
В самой общей форме под непризнанными государствами понимают государственные образования, «которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет) в то же время не имеют дипломатического признания со стороны стран-членов ООН и таким образом могут выступать в качестве субъекта международных отношений только в правовом поле других государственных образований, не признаваемых странами-членами ООН, но признающих друг друга. Контролируемая непризнанным государством территория, согласно мнению государств-членов ООН и образованных ими организаций, считается принадлежащей одному из государств-членов ООН» .
Распространена точка зрения, что «главный признак, по которому государство относят к разряду признанных или непризнанных, - мнение мирового сообщества, точнее, международных организаций» . Вместе с тем, Швейцария только в 2002 г. вступила в ООН, что показывает отсутствие в современном международном праве положений, определяющих статус непризнанного государства.
Непризнанные государства могут даже образовывать региональные организации и союзы. Так, можно назвать военный союз Абхазии и Южной Осетии или так называемое Содружество непризнанных государств («Сообщество за демократию и права народов», которое было