Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что на сегодняшний день многие люди, живущие в Российской Федерации, недовольны действиями государственный власти и, в частности, политического лидера страны В.В. Путина.
Как показывает практика, люди находят разные причины для своего недовольства, некоторые из которых имеют под собой реальную основу, а некоторые – связаны с общей тенденцией негативного отношения к собственной и общественной жизни, а также привычкой ругать власть, которая возникла у россиян еще в начале 90-х годов, с приходом в страну демократии, гласности и плюрализма мнений.
Исследование восприятия современного политического лидера, основанное на сравнении причин специфического отношения к нему у людей разных поколений, может быть актуально для выявления реальных причин недовольства, формирования специальной программы для повышения политической грамотности молодежи, которая, не понимая многих политических процессов, по традиции, которая, например, установлена в их семьях, ругает власть просто так.
Степень изученности проблемы. В научной литературе достаточно много информации посвящено имиджу политического лидера, особенностям работы В.В. Путина на современной политической арене.
Однако недостаточно сведений, в частности, социологических и психологических исследований, которые были бы посвящены вопросу о том, как современные люди разных возрастов относятся к личности политического лидера, какие факторы могут оказать на это влияние.
В ходе написания курсовой работы не было обнаружено достаточного количества научных источников, посвященных рассматриваемой теме, что еще раз подтверждает ее актуальность, а также теоретическую и практическую значимость данной курсовой работы.
Цель курсового проекта – проанализировать портрет современного политического лидера с точки зрения восприятия людьми разных поколений.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать основные факторы восприятия людьми политического лидера.
2. Дать общую характеристику социального восприятия людей разных поколений.
3. Разработать методику социологического исследования восприятия современного политического лидера людьми разных поколений.
4. Провести социологическое исследование и проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – современный политический лидер.
Предмет исследования – портрет современного политического лидера с точки зрения восприятия людьми разных поколений.
Теоретические и методологические основы исследования
Теоретическую основу исследования составили работы таких исследователей как А.В. Агафонова, И.М. Верницкая, С.А. Головина, М.А. Карташова, Т.В. Тихонова и другие.
Для проведения исследования были использованы такие общенаучные методы как анализ научной литературы, обобщение, классификация, сравнительный метод, наблюдение, опрос, моделирование, системный анализ.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой и применением специальной методики социологического исследования восприятия современного политического лидера людьми разных поколений. Полученные данные могут быть полезны для изучения массового настроения, степени осведомленности населения о политических процессах и удовлетворенности существующей политической системой и действующим политическим лидером.
Кроме того, проведенное исследование даст возможность корректировать действия государственной власти для предотвращения массовых волнений и гражданской войны среди населения Российской Федерации.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение. Для написания работы использовалось 20 источников литературы. В качестве иллюстративного материала было использовано 1 таблица и 10 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЬМИ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
1.1. Основные факторы восприятия людьми политического лидера
Политический лидер, по данным И.М. Богомоловой и С.А. Щедриной, – это официальное лицо, которое возглавляет ту или иную политическую партию или является действующим руководителем государства. У каждого политического лидера есть выраженная политическая позиция, которая закрепляется в определенной, специально составленной для его деятельности программе, реализуемой в течение всего срока работы политика .
Каждый политический лидер, вне зависимости от национальности, места деятельности и уровня статусности, имеет несколько компонентов своего имиджа, к которым относятся :
1) внешний вид;
2) особенности речевой деятельности и коммуникативных возможностей;
3) личная биография, которая должна быть общеизвестной;
4) трудовая биография, информация о которой также должна быть доступна населению;
5) идеологический компонент, который включает в себя:
– направленность политического мышления (авторитарное, либеральное, демократическое);
– отношение к внутренней политике государства и участие в ее реализации;
– участие в международных отношениях и внешней политике государства;
– отношение к народу, населению государства;
– отношение к СМИ и открытость перед журналистами;
6) личностные характеристики, важные для эффективной политической деятельности:
– честность, открытость и порядочность;
– харизма и способность к лидерству и управлению;
– дисциплинированность и целеустремленность;
– эмпатия и способность учитывать потребности различных слоев населения, включая различные социальные, возрастные группы, представителей различных религий, лиц, имеющих различное материальное положение;
– способность идти на полноценный и эффективный контакт с другими политиками и журналистами;
– отношение к власти (может быть болезненным, когда политик занимается политической деятельностью ради получения власти и материальных благ, или рациональным, когда политик реально хочет оказывать помощь своему государству и народу).
Указанные компоненты составляют позитивный или негативный имидж любого политического лидера, который формируется с первого дня его политической деятельности посредством сбора населением информации о политике из различных источников .
В зависимости от соответствия политического лидера существующим у каждого гражданина критериям, выделяют несколько типов его восприятия населением, которые представлены в Таблице 1. Для составления данной таблицы была использована работа С.А. Головиной .
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агафонова, А.В. Политический лидер: психологические аспекты исследования / А.В. Агафонова. – Мурманск: Фактура, 2019. – 322 с.
2. Богомолова, И.М., Щедрина, С.А. Политическое лидерство как социальный феномен: теоретические и прикладные исследования / И.М. Богомолова, С.А. Щедрина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социологии и политологии в современном обществе». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2020. – С. 100–114.
3. Венедиктов, Р.А. Социология пенсионного возраста / Р.А. Венедиктов. – Саратов: Статут, 2020. – 290 с.
4. Верницкая, И.М. Социально-политическое сознание граждан: социально-психологическое исследование / И.М. Верницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Вопросы и проблемы современного общества». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2021. – С. 8–15.
5. Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com (Дата обращения: 07.11.2021).
6. Головина, С.А. Принципы восприятия политического лидера представителями электората: социологический анализ / С.А. Головина // Вестник Самарского государственного университета. – 2021. – № 8. – С. 46–54.
7. Демидова, А.А. Основы социологии / А.А. Демидова. – М.: Форпост, 2021. – 640 с.
8. Епифанова, И.М. Социальные установки / И.М. Епифанова. – Н. Новгород: Семицветье, 2020. – 560 с.
9. Жданова, А.В. Социальные установки современных школьников: проблема формирования и коррекции / А.В. Жданова // Педагогический вестник. – 2021. – № 11. – С. 106–117.
10. Карташова, М.А. Общественное мнение: основные факторы формирования и развития в современной России / М.А. Карташова // Мир социальных исследований. – 2020. – № 6. – С. 50–62.
11. Ломакина, С.М. Методы социологических исследований / С.М. Ломакина. – Тула: Светофор, 2019. – 420 с.
12. Олейникова, Л.А., Пустова, Т.В. Политическая грамотность населения России: социологический анализ / Л.А. Олейникова, Т.В. Пустова // Политические исследования. – 2020. – № 12. – С. 24–30.
13. Пирогова, Ю.В. Политическая активность населения России / Ю.В. Пирогова. – Томск: Авангард, 2020. – 254 с.
14. Сивцева, С.И. Политические взгляды и факторы их формирования / С.И. Сивцева // Социальные технологии. – 2021. – № 4. – С. 19–30.
15. Сурков, П.А., Балашова, И.В. Социология молодежи / П.А. Сурков, И.В. Балашова. – Тихвин: Рост, 2020. – 380 с.
16. Тихонова, Т.В. Политический имидж / Т.В. Тихонова. – М.: Знамя, 2019. – 360 с.
17. Трезубцев, А.М., Колонистова, В.С. Формирование политического мышления граждан в 90-е годы XX века / А.М. Трезубцев, В.С. Колонистова // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 4. Исторические науки. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2021. – С. 40–54.
18. Филатова, Е.С., Новикова, А.А. Этапы и факторы формирования политического имиджа на современном этапе развития российского общества / Е.С. Филатова, А.А. Новикова // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Политология. – Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2021. – С. 43–58.
19. Чуприлова, Е.С. СМИ и общественное мнение: социально-политический анализ / Е.С. Чуприлова // СМИ и общество. – 2019. – № 3. – С. 20–24.
20. Щербакова, А.В., Сумарокова, И.М. Организация и проведение социологического исследования / А.В. Щербакова, И.М. Сумарокова. – Петрозаводск: Арктика, 2020. – 420 с.