Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе общественного развития неуклонно возрастает значение внутреннего туризма. При этом важно наличие в регионах достаточного количества необходимых туристских ресурсов.
Важное место в развитии внутреннего туризма занимает такое направление, как культурно-познавательный туризм, в рамках которого туристы посещают многочисленные экскурсии, знакомятся с интересными региональными достопримечательностями.
Челябинская область, которая имеет интересную и уникальную историю, имеет более трёх тысяч объектов культурного наследия. 23 федерального значения, 514 регионального значения, 18 местного значения и 620 выявленных. К сожалению, уже полностью утрачен 71 объект культурного наследия (один федерального значения, 27 регионального значения и 43 выявленных), хотя сведения о них до сих пор содержатся в официальных перечнях объектов, охраняемых государством. Также следует отметить, что далеко не все ресурсы культурной среды используются в развитии туризма в Челябинской области. В связи с этим важен поиск новых источников развития в культурно-познавательного туризма в регионе.
В настоящее время историко-культурное наследие художника Николая Русакова, который оставил после себя многочисленные произведения живописи, лишь в незначительной степени используется в развитии туризма на Урале. Однако это наследие отличается огромной культурной и исторической ценностью, что вызывает необходимость поиска новых возможностей для его использования в развитии уральского культурно-познавательного туризма.
Цель исследования: охарактеризовать историко-культурное наследие Н.А. Русакова как ресурс развития туризма на Урале
Объект исследования: туризм на Урале
Предмет исследования: историко-культурное наследие Н.А. Русакова как ресурс развития туризма на Урале.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать биографические сведения о Н.А. Русакове
2. Провести обзор жизни и творчества учеников Н.А. Русакова
3. Проанализировать историко-культурное наследие Н.А. Русакова
4. Определить особенности мемориальной памяти Н.А. Русакова.
Методы исследования: анализ научной литературы и интернет-ресурсов, анализ культурной жизни региона.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников, приложение.
РОЛЬ Н.А. РУСАКОВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ И РЕГИОНА
1.1. Биография Н.А. Русакова
Николай Афанасьевич Русаков родился 27 ноября1888 года в селе Писклово Челябинского уезда Оренбургской губернии, умер 31 декабря 1941 года в Челябинске. Живописец, педагог, член Союза художников СССР (1936). Первый челябинский художник, получивший столичное образование, он внес огромный вклад в развитие живописи в своем родном городе и стал одним из основателей Челябинского союза художников [4].
После смерти отца – унтер-офицера казачьих войск – в феврале 1889 года семья переехала в Челябинск, где Русаков окончил три класса городского училища. В 1913 году он окончил полный курс живописного отделения Казанского художественного училища при Императорской академии художеств. Его учителем живописи и рисунка был Н.И. Фешин (1881 – 1955).
В Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913-1917) он учился у известного живописца К. А. Коровина (1861-1939). Дипломной работой Николая Русакова стала картина «Матросский бар» (1917), которая сейчас находится в коллекции Челябинской областной картинной галереи. С 1910 года он зарабатывал на жизнь, талантливо преподавая рисование в Казани и Москве. В 1920-1923 годах он руководил Челябинской губернской школой-студией изобразительных искусств Губпрофобра, одновременно в 1921-1935 годах преподавал изобразительное искусство и графику в железнодорожной средней школе и школе фабрично-заводского ученичества. С 1935 года он руководил студией Дома народного творчества при отделе искусств [6].
Его студия «Академия Русакова» была построена в соответствии с программой четырехлетнего курса художественной школы. Среди его учеников художники К. А. Соколов, М. А. Комиссаров, А. П. Харин, И. З. Таушканов, Н. Я. Третьяков, Н.П. Загороднев и архитектор Е. В. Александров. Он работал маслом, акварелью в жанрах портрета и пейзажа. Он обладал композиционным мышлением, сочетал в своем методе реалистическую, неоклассическую, экспрессивную и импрессионистическую пластику. «Николай Русаков жил в цвете, это была его стихия», - подчеркивает искусствовед Галина Трифонова. – И его увлечение Востоком сыграло в этом особую роль. Книга Поля Гогена «Ной Ноа» только что была переведена в России – и он следует за французским художником на Восток. В то время студенты-искусствоведы часто путешествовали - кто-то выбирал страны Запада, кто-то отправлялся на Восток. Русаков выбрал Восток.» [5]
Путешествие на корабле из Одессы в Киото (1915) и через горную часть Центральной Азии (в 1920-е годы) наполнило работы художника с середины 1910-х до начала 1930-х годов восточными сюжетами. При всей сдержанности его жены Мальвины Казимировны, которая мало говорила о муже даже с близкими, потому что его трагическая смерть была слишком тяжелой травмой для семьи, она все же упомянула, что Николай Афанасьевич преподавал в железнодорожном училище и мог легко добраться поездом до Средней Азии, а оттуда - куда угодно на караване [6].
В 1930-е годы Русаков переключился на «Уральский Восток»: художник писал портреты башкир и цыган, пейзажи. Он подготовил серии «Колониальный Восток наших дней» (путевой альбом 1926 года), «Молодежь колониального Востока» (картины 1920-1930-х годов), «Молодежь советской страны» (1930-е годы), «Танцы народов СССР» (незаконченные), «Цветы лесов и полей Урала». Участвовал во всех выставках Челябинска, в том числе в выставке «Урал-Кузбасс в живописи» (1938).
Персональная выставка Русакова, посвященная 20-летию его творческой деятельности, прошла в здании Челябинского драматического театра. В 1939 году он представил свои работы на Всесоюзной выставке, посвященной 20-летию ВЛКСМ. По ложному доносу одного из студентов Николай Афанасьевич был арестован 27 июня 1941 года и расстрелян по приговору суда (статьи 52-10, часть 2).
Он был реабилитирован посмертно 11 октября 1957 года.
1.2. Ученики Н.А. Русакова
В Челябинске Н. Русаков стал первым художником с отличным образованием, был в числе основателей регионального отделения Союза художников и создал собственную художественную школу, где раскрылся его педагогический талант. Студия Академии Русакова была построена в соответствии с программой четырехлетнего курса художественной школы. Среди его учеников челябинские художники Михаил Комиссаров, Константин Соколов, Иван Таушканов, Виктор Мещеряков, Александр Харин, Николай Загороднев, архитектор Евгений Александров и др.
Михаил Комиссаров жил в Челябинске с 1931 года. Впервые он получил уроки рисования в студии Дома художественного воспитания детей (1937-1938). Он учился в художественной студии у Н.А. Русакова, П. Г. Юдакова, И. П. Вандышева. Одновременно (с 1939 года) он работал в кооперативном товариществе «Художник». Во время Великой Отечественной войны он служил в тыловых частях Красной Армии, работал военным художником. Он был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1953 году окончил Свердловский юридический институт, в 1960 году – Московский полиграфический институт. Занимался станковой живописью, писал портреты, пейзажи, работал в области общественно-политического плаката; автор серии лаконичных плакатов, посвященных революции. В целом творчество Комиссарова характеризуется простотой и ясностью выражения чувств и мыслей. В 1977-1979 годах он преподавал в Челябинском художественном училище. Михаил Комиссаров занимался станковой графикой, работал в технике гравюры, писал акварелью, писал пастелью и карандашом. Он работал в области плакатов, разрабатывал значки, медали и памятные вещи различных организаций и мероприятий; неоднократно появлялся в статьях в газетах. Обширная культурная, общественная и журналистская деятельность челябинского художника отмечена многими наградами, в том числе почетным званием [4].
Основные работы: «Пруд Коммунар» (1941), «Бывалый солдат» (1941), «Портрет А. Я. Дергалова» (1941), «Волга у зеленого острова. Саратов» (1946), «Уральская деревня. Вечер» (1959), «Уральский завод ночью» (1959), «Дальше на север» (1964); автор плакатов «1917» (1967), «Всегда начеку» (1969), «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» (1969) и другие; памятные медали писателей П. П. Бажова (1978) и Б. А. Ручьева (1979). Он был избран председателем и членом правления ЧОСХ. Член правления Сельскохозяйственного союза РСФСР (1968, 1969, 1973, 1974). Участник областных и городских выставок в Челябинске (1949), зональных и республиканских художественных выставок. Персональные выставки художника проходили в Челябинске (1973, 1993, 1998), в Миассе, Златоусте, Касли, Копейске (1974-1975, 1998).
Станковые работы Комиссарова хранятся в музеях и художественных галереях России, в Дирекции выставок Художественного фонда РСФСР, Дирекции выставок и панорам Министерства культуры РСФСР (Москва); тиражные плакаты находятся в Государственном историческом музее Южного Урала [9].
Соколов Константин Андреевич (р. 21.05.1916, с. Тихоновка Щучанского района Курганской области - 2004, Челябинск), художник-график, рисовальщик и офортист, участник Великой Отечественной войны и войны с Японией. В Челябинске с 1929 г. В 1936-38 гг. учился в Челябинской художественной студии под руководством Н.А. Русакова. В 1938-46 годах он служил в армии. Он был награжден военными орденами и медалями. Вернувшись в Челябинск, он в течение 25 лет проработал в Челябинском филиале Художественного фонда РСФСР графическим дизайнером. Он посетил художественную студию В. Н. Челинцова, сотрудничала с Южноуральским книжным издательством. Он был одним из первых среди челябинских художников, работавших в технике офорта. Среди работ Соколова особого внимания заслуживает серия “Исторические и революционные места Челябинска” (рис. памятных мест и портретов героев революции), опубликованная в газете “Челябинский рабочий”, и лирическая серия “Поэтические пейзажи Южного Урала” (в техника офортного штриха), составивший альбом из 15 листов, на которых запечатлены уральские пейзажи.
Таушканов Иван Захарович (р. 15.11.1921, с. Новгородское, Кустанайский уезд, Тургайская область, Киргизская АССР), живописец, член Союза художников России (1997), участник Великой Отечественной войны. Осиротев в возрасте 12 лет, он работал в обувной мастерской (Челябинск). Он изучал основы живописи в Доме искусств. воспитание детей О. П. Перовской, затем Т. В. Щелкан-Руденко (1934-36). В 1936-41 студент т-ва «Художник» (см. Челябинский художественно-производственный комбинат), учился в студии при ЧОШ (преподаватели: И. Л. Вандышев, Н. А. Русаков, П. Г. Юдаков). Во время Великой Отечественной войны в составе 37-й армии Юго-Западного фронта участвовал в обороне Киева, попал в окружение и был освобожден из фашизма. пленение союзниками. С 1946 года снова лично: член группы живописцев (рук. В. В. Мешков), дизайнер. Автор ряда живописных портретов; сталевары – Н.И. Грунин, В. С. Мокринский, Х. С. Самохужин, П. А. Сатанин (1963); ветераны войны – П. П. Добровольский, М. Д. Медяков, М. И. Овсянников, С. Е. Соколов, А. Г. Южилин (1985); первый доктор медицины на Южном Урале, глава народа горы А. Ф. Бейвель, министр здравоохранения СССР М. Д. Ковригина, академик П. Е. Лукомский (все в 2000 году); скульптурный портрет маршала Г.К. Жукова (1995). Мастер лирики. пейзаж. Участник горных и региональных выставок. Лиц. выставки проходили в ДК ЧТЗ (1971), ДК «Строитель» (1988); в выставочном зале ЧОШ (1997). Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (1985), мед. «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (1957) и др.
Мещеряков Виктор Пантелеймонович (1924-2003) - художник, педагог, член колхоза СССР (1960), участник Второй мировой войны. Окончил Харьковское государственное художественное училище (1951). До июля 1941 года он был студентом Свердловского художественного училища. С 1951 года жил в Челябинске, работал в Товариществе художников (ныне художественно-творческий комбинат Художественного фонда Сельскохозяйственной академии России). В 1977-1979 годах он был преподавателем Челябинского художественного училища. Творчество Мещерякова (портреты, пейзажи, сюжетная и бытовая живопись) основано на принципах реализма. Он был участником областных и городских (1952), зональных (1-я, 2-я и 6-я), республиканских (Москва, 1954, 1957, 1979) художественных выставок; выставок работ челябинских художников в Ворошиловграде (1982); выставок работ художников-участников Великой Отечественной войны и Дома труженикам фронта, посвященным 55-летию Победы (Челябинск, 2000). Персональная выставка состоялась в 1975 году. Работы художника хранятся в фондах Челябинского художественного музея и коллекции Министерства культуры Российской Федерации (Москва) [2].
Загороднев Николай Петрович (19.12.1919, Катав-Ивановский завод Уфимского уезда Уфимской губернии – 9.12.1990, Челябинск), живописец, участник Великой Отечественной войны. Ученица Н.А. Русакова, в 1935-41 годах посещала его мастерскую вместе с людьми. Дом нар. креативность. Во время Великой Отечественной войны он участвовал в боях, был ранен; находился в лагере для военнопленных, был освобожден Советами. войска. В 1945 году он поступил в Одесское художественное училище, учился живописи у М. Божия, работал графическим дизайнером в сфере искусств. фундамент. С 1957 года он был дизайнером для людей искусств.- творческий комбинат. Среди картин есть 3, – Уральские. пейзажи, зарисовки Одесского порта, портреты, изображения архитектурных памятников Урала. З. участвовала в региональных выставках со своей продукцией. «Вечер, лодки» (1964), «После дождя», «Катав-Ивановский завод» (1966), «Осень» (1974) и др. В 1989 году, во время выставки, посвященной 100-летию со дня рождения Русакова, он записал воспоминания о нем по радио, подарил свои рисунки ЧОКГУ, выступил. во время учебы у Русакова создавались копии его картин. Исходные данные хранятся в CHOKG и ЦИКНЧ. В 2004 году картины З. «Заснеженный Челябинск» (1967) и «Портрет М. У. Рощановой» (1989) экспонировались на выставке ЧОКГ, посвященной 115-летию со дня рождения. Русакова, в разделе «Академия Русакова».
Выводы по Главе 1
Николай Афанасьевич Русаков является выдающимся художником, который оказал существенное влияние на развитие искусства живописи в Челябинской области и в целом на Урале. Он стал первым художником в регионе с высоким уровнем профессионального образования, был в числе основателей регионального отделения Союза художников и создал собственную художественную школу, где раскрылся его педагогический талант. Студия Академии Русакова была построена в соответствии с программой четырехлетнего курса художественной школы. Среди его учеников челябинские художники Михаил Комиссаров, Константин Соколов, Иван Таушканов, Виктор Мещеряков, Александр Харин, Николай Загороднев, архитектор Евгений Александров и др.