Фрагмент для ознакомления
2
Народную праздничную культуру как систему ценностных координат трудно выделить из единого целого, т.е. из всего уклада жизни крестьян. Прочно и тесно культура народного праздника переплелась с трудовой, бытовой и религиозной традицией, ею был подчинен весь уклад жизни крестьян, всего селения, всей этнической группы «…во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен. Homosapiens, по всей видимости, был одновременно и homoludens – человеком играющим, и homoferiens – человеком празднующим». Большое значение и огромная потребность в праздниках обоснована той ролью, которая им наделялась в течение всей истории. В России праздники дополняли преимущественно важные, существенные моменты и периоды жизни данного общества.
Масленица – это специфичный праздник, который можно отнести к нескольким типам: семейный, языческий, детский, народный. Его истоки уходят в язычество и связаны с днями весеннего равноденствия, однако сейчас он больше считается всенародным, чем языческим праздником. Масленица обычно отмечается разными слоями населения независимо от вероисповедания и политической позиции.
Масленица как народный праздник известен ещё до крещения на Руси.
Исследованию масленицы посвящено множество работ, в том числе работ видных ученых. Каждый из них вносит определенный вклад в понимание праздника, каждый рассматривает масленицу под специфическим углом зрения. А.Н. Зернова , В.Я. Пропп связывали масленицу с аграрным культом . В.Г. Власов считает, что корни Масленицы уходят в мезолит, и даже в верхний палеолит, и связаны с тотемистическим культом земли и праздником Матери – сырой земли (ее «родами») . По предположению других ученых, в масленичном комплексе доминирующим является культ предков. Н.Н. Велецкая , В.И. Басилов, В.П. Аникин высказываются в пользу того, что весь масленичный обрядовый цикл является реликтом ритуального отправления «на тот свет».
Такой диапазон мнений связан, на наш взгляд, с контаминацией в масленичных обрядах действ, реалий, концептов, персонажей других обрядовых циклов: свадебного, похоронно-поминального и инициационного.
Глава 1. Историческая эволюция праздника
1.1. Историография праздника Масленицы
Среди форм праздничной и развлекательной культуры в историографии культурологии и СКД особое место занимает российский народный праздник Масленица.
Н. Дубровский, историк-этнограф XIX в., так описывает ее: «Масленица у нас, на Руси, есть самый разгульный народный праздник; народ недаром называет масленицу широкою и честною (в том смысле, что народ ее чествует). Почти целую неделю идут попойки и взаимные угощения; много пьется и естся в масленичные дни, но всего более поглощается горячих поджаристых блинов» .
И. Грачева, кандидат филологических наук, исследуя Масленицу, пишет: «Для славян она долгое время была и встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”» .
Все исследования, посвященные Масленице, можно разделить на три периода: первый – исследования XIX в., второй – работы ХХ в. и третий – диссертации, монографии и статьи XXI в. Рассмотрим культурологические исследования историографии Масленицы XIX столетия. В первую очередь надо назвать работу историка этнографа-фольклориста М. М. Забылина «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», в которой он детально рассматривает Масленицу, ее возникновение и проведение . Интересен труд историка В. Ф. Миллера. Исследуя Масленицу, ее истоки, этапы проведения, он сравнивает ее с западноевропейским карнавалом .
Известный ученый этнограф-фольклорист И. П. Сахаров не только рассматривает композицию Масленицы, но и приводит примеры проведения праздника в различных регионах России .
Масленицу исследовали такие известные в России историки, этнографы-фольклористы XIX в., как Н. И. Костомаров , И. М. Снегирёв , А. В. Терещенко , А. А. Коринфский , Н. Дубровский . Отметим авторов, которые изучали этот фольклорный праздник в различных регионах России: о проведении Масленицы в Сибири говорили Е. А. Авдеева , И. Д. Репортер , в Тюменском уезде – Н. А. Городцов , в Псковской губернии – И. К. Копаневич .
Исследования ученых-историков, этнографов-фольклористов, культурологов ХХ в. направлены как на изучение исторической глубины возникновения Масленицы, так и на практические формы ее организации и проведения. Среди них необходимо выделить историческую культурологическую работу А. Ф. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища.
Конец XVIII – начало ХХ в.» . Описывая народные праздники в разделе «Праздничная площадь», Александра Федоровна особое внимание обращает на празднование Масленицы. Интересные суждения о Масленице высказывает вологодский писатель Василий Иванович Белов в исследовании «Лад: Очерки о народной эстетике». Он утверждает, что «Масленица, как и святки, – одно из звеньев прочной цепи, составленной из общественно-семейных драматизированных обрядов. В годовом цикле таких обрядовых, следовавших один за другим периодов, масленица занимала свое прочное и определенное место. Она же была в некотором роде и продолжением семейных, например, свадебных обрядов» . Уральский ученый А. И. Лазарев, доктор филологических наук, профессор, этнограф-фольклорист, считает, что «этот праздник также восходит к языческим временам и связан с поклонением славян солнцу. Справлялся он примерно в пору весеннего равноденствия и искони рассматривался как обряд проводов “русской зимы”» . Исследователь считал этот праздник семейным, о чем пишет в книге «Народоведение», в разделе «Семейный праздник – Масленица» .
Масленицу у семейских Забайкалья второй половины XIX – начала ХХ в. изучал Фирс Федосеевич Болонев, доктор исторических наук, профессор, исследователь истории материальной и духовной культуры, фольклора русского населения Сибири .
Культуру проведения Масленицы и ее особенности раскрывает М.М. Громыко, доктор исторических наук, профессор, этнограф, в работе «Духовная культура русского крестьянства» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, Е. А. Очерки масленицы в Сибири и в Европейской России / Е. А. Авдеева // Отечественные записки. – 1849. – № 1. – Т. 2. – С. 224–228
2. Агаева И.В. Здравствуй, широкая масленица! // Тула вечерняя. 25 фев. 1995. С. 4
3. Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Мифология и повседневность: Гендерный подход в антропологических дисциплинах: Материалы науч. конф. 19–21 февраля 2001 г. С.-Пб., 2001. С. 11-25
4. Адоньева С.Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции // Живая старина. 1998. № 1.С. 26
5. Байбурин А.К. Родинный обряд у славян и его место в жизненном цикле // Живая старина. 1997. № 2. С. 8
6. Бакланова, Т.И., Стрельцова, Е.Ю. Народная художественная культура. – М.: 2000. – 412 с.
7. Басилов В.Н., Аникин В.П. Новое в исследованиях древних ритуалов (о книге Н.Н. Велецкой «Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978) // Советская этнография. 1980. № 4. С. 160-168
8. Белов, В. И. Масленица // Лад: Очерки о народной эстетике / В. И. Белов. – Архангельск; Вологда : Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1985. – С. 225–226.
9. Болонев, Ф. Ф. Масленица у семейских Забайкалья во второй половине ХIХ – начале ХХ в. / Ф. Ф. Болонев // Из истории семьи и быта сибирского крестьянства в ХVIII – начале ХХ в. : сб. науч. тр. / Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск, 1975. – С. 143–156
10. Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., 1978
11. Винарчик Л.М. Южнорусские хороводы — перекресток календаря и свадьбы // Живая старина. 2001. № 2. С. 26
12. Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народом мира: Сб. ст. М., 1993. С. 102-144
13. Городцов, Н. А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда / Н. А. Городцов // Ежегодник Тобольского губернского музея. – 1915. – Вып. ХХVI. – С. 15–29
14. Грачева, И. Широкая Масленица / И. Грачева // Наука и жизнь. – 1998. – № 2. – С. 134–139
15. Громыко, М. М. Духовная культура русского крестьянства / М. М. Громыко // Очерки русской культуры ХVIII века / под ред. Б. А. Рыбакова. – Москва, 1990. – Ч. 4. – С. 299–360
16. Дубровский, Н. Масляница / Н. Дубровский. – Москва : Типогр. С. Селивановского, 1870. – 46 с.
17. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901–1913 / Вст. ст. Н.И. Толстого; сост. А.Л. Топоркова М., 1994
18. Зернова А.В. Материалы по сельскохозяйственной магии в Дмитровском уезде // Советская этнография. 1932. № 3
19. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М., 1977.
20. Копаневич, И. К. Как проводится масленица в Псковской губернии / И. К. Копаневич. – Псков, 1903. – 15 с.
21. Коринфский, A. A. Честная госпожа Масленица / А. А. Коринфский. – Москва : Народная Русь, 1901. – С. 157–166
22. Коршунков, В. А. Имена Масленицы (этнографический комментарий к обрядовому фольклору) / В. А. Коршунков // Вестник Челяб. гос. ун-та. – 1998. – № 1. Филология. – С. 43–48
23. Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в ХVI и ХVII столетиях / Н. И. Костомаров. – Москва : Республика, 1992. – 303 с.
24. Лазарев, А. И. Пришла масленица, блины масленые! // Уральские посиделки / А. И. Лазарев. – Челябинск, 1977. – С. 93–117
25. Лазарев, А. И. Семейный праздник – Масленица // Народоведение / А. И. Лазарев. – Челябинск, 1997. – С. 179–210
26. Липинская, В. А. Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках русского населения Алтайского края / В. А. Липинская // Русские: семейный и общественный быт. – Москва : Наука, 1989. – С. 111–141
27. Литвинова, М.В. Массовые праздники и зрелища как культурный феномен: автореф. дис. …канд. Философских наук: 24.00.01. – Белгород, 2002. – 196 с.
28. Масленица // Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным. – Москва : Книга, 1990. – С. 34–48
29. Миллер, В. Ф. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Ф. Миллер. – Москва : Университетская типография, 1884. – 58 с.
30. Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы». М., 1998
31. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX века. – СПб.: Азбука- классика, 2004. – 256 с.
32. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / орлов О.Л.; Санкт-Петербургский гос. Ун-т культуры и искусств. – СПб., 2001. – 160 с.
33. Панкеев, И. А. Масленица // Обычаи и традиции русского народа / И. А. Панкеев. – Москва, 1999. – С. 364–370
34. Панкеев, И. А. От зимних святок до зеленых: [На лакомке] // От крестин до поминок / И. А. Панкеев. – Москва, 1997. – С. 215–216
35. Панкеев, И. А. Сударыня Масленица .-М.: Эскмо, 2003. – 544 с.
36. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования / Ст., коммент. И.В. Пешкова. М., 2000
37. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Санкт-Петербург : Терра-Азбука, 1995. – 176 с
38. Репортер, И. Д. Сибирская Масленица / И. Д. Репортер // Восточное обозрение. – 1888. – № 9. – С. 6–7
39. Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря: ил. энцик. / Баранова, О.Г., Зимина, Т.А., Мадлевкская, Е.Л., Островский, А.Б., Соснина, Н.Н., Холодная, В.Г., Шангина, И.И. - СПб: Искусство, 2001. – 668 с.
40. Сахаров, И. П. Масляница // Сказания русского народа / И. П. Сахаров. – Москва : Совет. Россия, 1990. – С. 127–132
41. Славная, А. широкая Масленица // Библиополе. – 2006. - №12. – С. 62-67.
42. Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т. 2. М., 1999
43. Снегирёв, И. М. Масляница // Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирёв. – Москва, 1990. – Ч. 1. – С. 67–76
44. Соколова В.К. Масленица (ее состав, развитие и специфика) // Славянский и балканский фольклор: генезис, архаика, традиции. М., 1978. С. 48-70
45. Терещенко, А. В. Масленица // Быт русского народа / А. В. Терещенко. – Москва, 1999. – Ч. VI и VII. – С. 282–300
46. Токмакова О.С. Заключительные обряды свадьбы южных районов Курской области // Живая старина. 2001. № 2. С. 5.
47. Шубина, И.Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебно-метод. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. -288 с.