Фрагмент для ознакомления
2
В контексте мировой истории цивилизацию Древнего Египта по праву считают самым могущественной и развитой среди других древнейших цивилизаций. Именно на территории Древнего Египта сформировалось первое централизованное государство, а также появилось множество значимых для человечества зачатков наук. Благодаря египтянам зародилась сложная по своей структуре культура – изобразительное искусство, письменность, зодчество, архитектура – достижения во всех перечисленных сферах оказали огромное влияние на культурное развитие других народов Ближнего Востока [Неваров, 23].
Актуальность данной темы обусловлена сохранившимся и по сегодняшний день возросшим интересом к культуре Древнего Египта. Особое внимание следует уделить такой структурной части культуры данного государства, как символике цвета, которой присущи специфические особенности, отражающие ее уникальность. Сегодня мы знаем, что большое количество культурных ценностей египтян является настоящим достоянием всего человечества. Количество цветовых символов имеет ограничение. Чаще всего мы будем говорить о базовых основных цветах, а именно: белом, черном, красном, синем, зеленом, желтом и фиолетовом [Виноградов, 32 ] .Этот список может меняться в зависимости от принадлежности к культуре. Попытки ввести четкие критерии, которые будут позволять отнести тот или иной цвет к «основным», или нет, не принесли результата. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Согласно археологическим, историческим и этнографическим исследованиям, мистические представления человека и цветовая символика были взаимосвязаны.
Под колориметрией понимается наука о цвете и изменении цвета. Особое значение египтяне уделяли символике цвета, придавая ему сакральное значение, отражая свое мировоззрение и религиозные представления. Однако еще при жизни И. Ньютона, давшему научное обоснование колориметрии, цвету перестали причислять магические, ритуальные функции. Согласно объективной науке, цвет – субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Данное ощущение находится в зависимости от преломления, отражения и поглощения волн свет разных сред и поверхностей предметов, находящихся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. [Тэрнер, 99].
Есть цвета, которые вызывают положительную реакцию у человека, есть те цвета, которые вызывают отрицательную. Данные процессы становятся интересом такой прикладной науки как цветовая психология или психология цвета, которая представляет собой эмпирическую науку. Вопрос символизма цвета является одним из основных при изучении взаимосвязи между цветом и психикой. История цветового символа, его наполненность, влияние на те или иные явления и события в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике – вот одни из главных вопросов для изучения. Важно проследить взаимосвязь выбора того или иного цвета и тех ассоциаций, которые вызывал цвет в рамках культурно–семиотического восприятия народа Древнего Египта.
Объект исследования: культура Древнего Египта. Предмет исследования: символическое значение цвета в Египетской культуре.
Цель данной работы: изучить символическое значение цветов в контексте Египетской культуры. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: 1) обозначить значение цветового компонента в контексте культуры Древнего Египта; 2) рассмотреть религиозные представления народа Древнего Египта через призму цвета; 3) рассмотреть символизм как способ восприятия мира древних египтян; 4) рассмотреть символический смысл египетской росписи.
Степень изученности темы данной курсовой работы высока. Историки и археологи с давних времен начали интересоваться и изучать вопросы, связанные с историей Древнего Египта.
Методологическая основа исследования состоит в изучении исследований ученых: Виноградова И.В. [4], Гриненко Г.В [9], Замаровского В.[5], Ивановой А.В.[10], Самариной Л.В [17].
Основные методы исследования: теоретический анализ исторической литературы по исследованию символики цвета в культуре Древнего Египта.
Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования состоят в обобщении и систематизации теоретических сведений, посвященных цветовой символике Древнего Египта.
Практическая значимость исследования: заключается в конкретизации и обобщении основных теоретических положений по символике цвета в контексте развития культуры Древнего Египта.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения; двух глав; заключения; списка литературы из 30 источников.
Глава 1. Цветовой символизм древнего народа Египта
1.1. Значение цветового компонента в историческом контексте культуры Древнего Египта
Древний Египет рассматривается как одна из древнейших цивилизаций, которая зародилась на северо–востоке континента Африка вдоль нижнего течения Нила, где в наше время территория современного государства Египет. Возникновение цивилизации причисляют к концу 4– го тысячелетия до н.э. – времени политического объединения Верхнего и Нижнего Египта, возглавляемого первыми фараонами. Развитие данной цивилизации заняло три тысячелетия, в течение которых некоторые устойчивые государства чередовались с периодами относительной нестабильности, названными переходными периодами. Своего апогея Древний Египет достиг во времена Нового царства, после которого начался медленный закат, который был охарактеризован последовательными завоеваниями Египта. В конце– концов, правление фараонов было официально завершено в 31 г. до н.э., когда Египет был захвачен ранней Римской империей, которая превратила его в провинцию.
Трудно обозначить истоки Египта как цивилизации, само название «Египет» – не изначально. До нас дошли сведения об этом государстве благодаря грекам, в частности, Геродоту, который упорядочил историю. Соответственно, и название «Египет» происходит от греческого корня Aigyptos («неизвестное место»), хотя древнее имя Египта было Kem или Khemu интерпретировалось как «Красная земля», «Земля Солнца», «Земля красных людей». Существуют различные теории об истории наименования. Одной из общепринятых теорий принято считать, что египтяне получили свое название из– за цвета кожи, т. е. от fénix (греч. φοίνιξ «красный, багряный»). [Геродот, 88].Есть другая версия, менее популярная, которая дает основание полагать, что имя Кем соотносится с далекими истоками Египта, с тем мистическим «народом красного цвета», который согласно мифам, находился в родстве с атлантами. Кроме того, нельзя утверждать, что история Египта началась с фараона Менеса в III тысячелетии до н. э. (кстати, Менес – слово греческого происхождения). Менес стал тем, кто политически объединил Верхний и Нижний Египет, однако исторически Египет существовал и до него. Этот факт подтверждают тексты Пирамид, древние папирусы, сохранившиеся традиции говорят нам о Египте, который предшествовал Менесу, о Египте додинастическом, но не в археологическом плане. Речь идет не о культурах Нагады, а о Египте, который существовал еще до них, со своей культурой и со своей историей. Таким образом, в этих источниках нам рассказывают о царе Горе (царе Соколе), о царе Крокодиле, о царе Скорпионе, о царе Оксиринхе, о царе Рыбе, – то есть там рассматривается целый ряд царей, династий, культурных периодов, существовавшие до эпохи Менеса, и это могло бы обусловить нам всё символическое наследие Египта.
Стоит рассмотреть определение символа. Символ, как свидетельствует и греческий, и латинский корень слова, – это вместилище, внешняя сторона идеи. Термин «символ» впервые, как бы случайно, был использован Пиндаром (518– 442 гг. до н.э.). Он обронил мысль, что никто из живущих на земле не получил еще от богов достоверного символа о будущем. Следовательно первое упоминание термина «символ» говорит о его божественном происхождении. Позже уже Эсхил (525– 456 гг. до н.э.) говорит о «символе огня», т.е. о костре, который возвещает победу. Но у Эврипида (480– 406 гг. до н.э.) символ – примета, которая понятна только тому, кто посвящен в дело. В социальной сфере древней Греции VI века до н.э. слово «символ» употребляется как указание на тессеры для голосования, разного вида договоры и свидетельства. Итак, в эпоху классической античной культуры уже можно сформулировать три основных смысла посредством постижения смысла интуицией. Демокрит определял символ как слово, в котором в свернутом и скрытом виде заключаются свойства вещи [Гриненко, 88].
Эмпедокл рассматривал символ как некое новое начало, образованное из его составных частей, но не равное им. Смысл этого начала можно только интуитивно угадывать. Согласно Пифагору, символ представляет собой то, что всегда включает в себя некий таинственный смысл.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аристотель. Собр. Соч.: Т. 1. М., 1976. – 390 с.
2. Бакеева, Д. А. Символика цвета как особый аспект познания мира / Д. А. Бакеева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2011. – № 2 (25). – Т. 2. – С. 189-190. – URL: https://moluch.ru/archive/25/2624/ (дата обращения: 16.01.2023).
3. Бонгард-Левин Г. М. Древние цивилизации – М., 1989. – 479с.
4. Виноградов И.В. Раннее и Древнее царства Египта./История Древнего мира.
5. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1986. – 245 с.
6. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М.: Искусство, 1991. – 369 с.
7. Геродот. История в девяти книгах. Книга II: Евтерпа. - Л.: Наука, 1972
8. Гете И.В. Трактат о цвете. //Избранные сочинения по естествознанию. М., 1957. – 400 с.
9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры: Учебное пособие / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 1998. – 256 с.
10. Иванова, А. В. Культурное наследие Древнего Египта в современном обществе / А. В. Иванова, Е. С. Гоголева. – Текст : непосредственный // Юный ученый. – 2021. – № 3.1 (44.1). – С. 25-27. – URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2454/ (дата обращения: 16.01.2023).
11. Кандинский В. О духовном в искусстве. //К выставке в залах Государственной Третьяковской галереи. М., 1989. – 479с.
12. Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994. – 600 с.
13. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. – 345 с.
14. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: учеб. Пособие для вузов – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 224с.
15. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984. 286 с.
16. Неваров, А. А. Изучение религии древнего Египта в отечественной исторической науке кон. ХIХ – нач. ХХ вв. / А. А. Неваров. – Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). – Москва : Ваш полиграфический партнер, 2012. – С. 23-25. – URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1608/ (дата обращения: 16.01.2023).
17. Самарина Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) //Этнографическое обозрение. М., 1992. N 2. с. 147– 156.
18. Тэрнер В.У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу). // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. – 235 с.
19. Тэрнер В.У. Символ и ритуал. М., 1983. – 450 с.
20. Тахо–Годи A.A. Термин «символ» в древнегреческой литературе // Вопросы классической филологии. – М., 1980. – Вып. 7. – С. 16–57.
21. Фойгт В., Зуккер У. И.В. Гете – естествоиспытатель. Пер. с нем. Киев, 1983. – 456 с.
22. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978 – 490 с.
23. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1928.
24. Щуцкий Ю.К. Классическая «Книга перемен». М., 1960.
25. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
26. Todorou Tzv. Theories du symbole / Ed. Seuil. – Paris, 1977; Idem. Symbolisme et interpretation / Ed. Seuil. – Paris, 1978.
Интернет-ресурсы:
27. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=552106
28. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/18/culture/lazutina.pdf
29. https://www.newacropol.ru/alexandria/civilization/egypt/art/color/
30. .https://gallerix.ru/pedia/artist-paints--egyptian-colour-palette/