Фрагмент для ознакомления
2
Проблема преемственности - одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса.
Преемственность образовательных уровней определена новыми законодательными требованиями и введением ФГОС для разных ступеней образования, что нашло отражение в стратегии и структурной модели МИРО.
Одним из важных направлений развития образования Российской Федерации является обеспечение преемственности дошкольного образования (далее ДО) и начального общего образования (далее НОО) в едином пространстве ФГОС как необходимого условия повышения качества образования. Очевидно, что решение проблемы преемственности обеспечивает связь между уровнями образования, начиная с дошкольного детства, и направлено на реализацию права человека на образование в течение всей жизни. Появление в системе российского образования таких нормативных документов, как ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обязывает педагогов и учителей переходить к более совершенным условиям организации образовательного процесса в ДОО и начальной школе с учетом требований современности, т. е. в рамках единого пространства ФГОС.
Актуальность исследования проблемы преемственности обусловлена тем, что и школьное, и дошкольное образование находятся в процессе трансформации, в условиях обновления содержания и форматов.
Цель исследования: Изучить особенности преемственности детского сада и школы как условие успешной адаптации ребёнка к обучению в школе.
Объект исследования: проявление адаптации ребёнка к обучению в школе.
Предмет исследования: условия преемственности между детским садом и начальной школой.
Задачи исследования:
1. Выделить проблемы преемственности в работе детского сада и школы в современных условиях развития образования.
2. Отобрать проективные методики по выявлению адаптации дошкольников;
3. Выделить условия преемственности между ОУ и ДОУ в целях адаптации детей дошкольного возраста;
4. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.
В работе были использованы следующие методы по выявлению адаптации у старших дошкольников.
1. теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий).
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием
1.1. Компетентностный подход в исследовании проблем преемственности между дошкольным и начальным образованием
Современная начальная школа, пребывающая на очередном этапе своей модернизации, сегодня стоит перед необходимостью повсеместного освоения личностно развивающей модели образования. Если несколькими годами ранее это была лишь тенденция и насущная необходимость, то сегодня, в условиях обновления ФГОС НОО (Стандарта), это является обязательной практикой.
Методологическая основа актуализированного Стандарта - деятельностный подход, проходящий красной нитью через все отечественные теории и концепции развивающего обучения. Ситуация освоения Стандарта обострила одну из вечных проблем образования - проблему преемственности начального образования со смежными ему уровнями: дошкольным и основным школьным. В ряду других факторов, обостряющих проблему преемственности образовательных уровней, - вариативный характер современного образования[23].
Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский, подчеркивая актуальность проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием на каждом этапе его развития, отмечал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» [1, с. 104–105].
Под преемственностью следует понимать плавный переход от дошкольного образования к начальному. Как только ребенок рождается, родители начинают его обучать различным жизненно необходимым навыкам: сидеть, ползать, ходить, произносить первые слова. Затем ребенок идет в детский сад, где его обучение предстает уже в иной ипостаси.
Важным шагом взросления ребенка представляется переход в школу, который ввиду специфики организации обучения и воспитания с целью наиболее безболезненной адаптации дошкольника должен сопровождаться подготовительной деятельностью, осуществляемой в различных направлениях
Этап обучения и развития младших школьников учебная деятельность → воспитательная работа → досугово-бытовые элементы школьной среды → психолого-педагогическое сопровождение → работа с родителями → Этап дошкольного образования.
Программы между детским садом и школой имеют сходства как по содержанию обучения и воспитания, так и методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. И учителя, и воспитатели в своей работе используют игровые технологии. Только воспитатели детского сада включают в процесс обучения задания, упражнения, постепенно их усложняя, тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Учителя начальных классов помогают уже учащимся проявлять свои способности, развивать самостоятельность, мышление, воображение и творческий потенциал. В связи с чем главной задачей школы представляется не только сохранение, но и развитие и обогащение с опорой на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей того потенциала, который был заложен в детском саду. Ошибочной при таком подходе оказывается позиция, в рамках которой главной целью при подготовке детей к школе считается приобретение большого объема знаний, формирование умения читать, писать и считать[4].
Современное обучение должно ориентироваться не на разовый результат (приобретение знаний, умений и навыков на конкретном этапе), а на формирование у потенциального выпускника дошкольного учреждения образования механизма приобретения определенного знания и оперирования новой информацией. Для детского сада характерны бытовой комфорт, игровая и познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослыми.
В начальной школе вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний, ролевые позиции учителя и учащегося точно обозначены (первый учит, второй учится). Успешность деятельности дошкольника оценивается в баллах, а неформальное общение учителя и учащегося занимает очень мало времени.
С переходом из атмосферы детского сада в обстановку школы жизнь ребенка начинает меняться и подчиняется системе строгих правил. И здесь главную роль играет учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребенка становится послушание, дисциплинированность и успехи в учебе. В связи с чем одной из важнейших задач современной школы является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы [2].
Таким образом, принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы считается одним из главных. Он позволяет дошкольникам безболезненно переходить от одной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности – игру на учение.
Следует помнить также, что многие первоклассники демонстрируют недостаточную готовность к школьному обучению в силу того, что не посещали детские сады. Введение предшкольной подготовки, с одной стороны, несколько исправило данную ситуацию, с другой, - усложняет ситуацию для учителя, сталкивающегося с необходимостью организации работы с детьми, которые еще младше, чем современные первоклассники. Издавна истоки проблемы преемственности между ДОУ и начальной школой были заложены в территориальной и административной разъединенности соответствующих образовательных учреждений, слабостью контактов педагогов дошкольного и начального образования[12].
Сегодня данные аспекты проблемы преемственности в некоторой степени разрешаются в связи с существованием доказавших свою состоятельность образовательных учреждений-комплексов «сад-школа», а также практикой взаимодействия дошкольных образовательных организаций со школами посредством заключения договоров о сотрудничестве, в рамках которых осуществляются совместные мероприятия, взаимодействуют педагоги смежных звеньев. Однако вряд ли можно сказать, что в этой сфере все налажено и урегулировано.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения : на примере Центра диагностики и консультирования : автореф. дис. ... канд.психолог. наук : 19.00.07 / Базарова Светлана Васильевна ; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. – Курск, 2019. – 24 с.
2. Березина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС [Электронный ресурс] // Лицей № 1 : [сайт]. – Оренбург, [б. г.]. – URL: http://orenlicey.shkola.hc.ru/galery/267-2011-01-29-05-06-54.html
3. Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 25–28.
4. Веракса А.Н., Якупова В.А., Алмазова О.В., Мартыненко М.Н. Познавательное и социальное развитие дошкольников в контексте готовности к школе // Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2022. Вып. 3. С. 97–108.
5. Вильчинская Т. П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm
6. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеном системы образования// Начальная школа. 2022. № [Электронный ресурс]. URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200600705
7. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. В. Володина. - Изд. ЭКСМО. 2018. – 127 с. С.56.
8. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школь¬ного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео¬тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 112 с.1.
9. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2017. 289 с.
10. Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Психолого-педагогический потенциал мультипликации в современном образовании / Воропаев М.В., Каитов А.П., Карпова С.И., Львова А.С., Любченко О.А., Муродходжаева Н.С., Романова М.А., Серебренникова Ю.А., Цаплина О.В. Монография / Москва. 2021. 150 с.
11. Гилева А.В. Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2021. 120 с.
12. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программа и метод. рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2018.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2014.- 184 с.
14. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2017.
15. Давыдов, В.В. Концепция гуманизации Российского начального образования (необходимость и возможность создания целостной системы развивающего начального образования) [Электронный ресурс] / В.В. Давыдов // Психологическая наука и образование. 2000, № 2 (5—17). Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/2412/ psyedu_2000_n2_Davydov.pdf
16. Егоров Б.Б. Реализация оздоровительно-воспитательной технологии «Здоровый дошкольник». Методическое пособие. Электронное издание. Москва: ВОО «Воспитатели России», 2021 [Электронный ресурс]. URL: ttps://drive.google.com/file/d/1eqzFtsQ42QXB1JAflRpKLJ24mDSHPhka/view
17. Знаменская С. И. Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/
18. Зотова Т.Н. Дидактические условия преемственности образовательного процесса в ДОУ и начальной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2004. 23 с.
19. Ильющенко Г.А. Профессиональная культура современного педагога / Г.А. Ильющенко. – СПб., 2019.
20. Кириллов И.Л. Реализация образовательной области «Речевое развитие»: методические рекомендации. Самара: Вектор, 2020 [Электронный ресурс]. URL:https://drive.google.com/file/d/1ak8Gkf_wSOchRCzxHWlFE_QCVnQgdz0k/view
21. Ковалев И.В. Непрерывное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества: дис. ... канд. социол. наук. СПб, 2016. 186 с.
22. Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2014.
23. Курганский, С. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса / С. Курганский // Школьное планирование. – 2019. – № 1. – C. 62-77.
24. Лоханина Л. В. Формирование педагогической культуры родителей младших школьников / Л.В. Лоханина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib2.znate.ru/docs/index-341201.html
25. Лыкова И.А. Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: методические рекомендации. Самара: Вектор, 2020 [Электронный ресурс]. URL:https://drive.google.com/file/d/1tfwFx5J8B7IEuC1E1Vl_qAA16s3knEvU/view
26. Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: дис…. докт. пед. наук. М., 2009. 435 с
27. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод. разраб. – Волгоград: Перемена, 2016.
28. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с. С.267.
29. Пешкова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития учителей начальных классов / Н. А. Пешкова // Инновации в образовательных системах : материалы I Всерос. дистанц. науч.-практ. конф. (25 дек. 2019 г.) / под ред. И. В. Резанович. – Челябинск, 2019. – С. 188-192 .
30. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. № 5 (68). С. 83–87.
31. Преемственность дошкольного и начального общего образования средствами stem-образования / Н. С. Муродходжаева, С. А. Аверин, М. А. Романова, Ю. А. Серебренникова // Hominum. – 2021. – № 2. – С. 84-99. –
32. Прокопова Н.Н. Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни / Н.Н. Прокопова. – СПб.,2016.
33. Психологическое сопровождение образовательного процесса : (из опыта работы педагогов-психологов Сев. окр.) / Сев. окр. упр. образования Департамента образования г. Москвы ; [сост.: Т. В. Ветер, С. В. Кравец]. – М. : Амиграф, 2018. – 148 с.
34. Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения : программа и метод. рекомендации. – М. : ООО «Чистые пруды», 2022.
35. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – М. : Концептуал, 2019.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyjobrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/