Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы для исследования. Проблема заключается в трудностях с произвольной памятью у детей с ЗПР (задержка умственного развития), потому что это может иметь серьезные последствия для их обучения и социальной адаптации. У расовых детей часто возникают трудности с запоминанием информации, переключением внимания и организацией его деятельности. Это может привести к плохой успеваемости в школе, социальная изоляция и низкая самооценка.
Цель исследования: изучить эффективность методов нейропсихологической коррекции произвольной памяти у детей с ЗПР (отставанием в умственном развитии) с целью улучшения их навыков запоминания и систематизации информации.
Объект исследования: образовательная деятельность для детей с нарушениями обучаемости.
Предмет исследования: структура мозга, участвующая в психических процессах, эмоциональных состояниях и особенностях личности на материале локальных поражений головного мозга.
Гипотеза исследования: нейропсихология как метод энергетической активации организма.
Цели исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по конкретной проблеме.
2. Определите физиологические характеристики детей с ЗПР.
3. Проанализировать методы нейропсихологической коррекции.
4. Изучить нейропсихологический подход в работе с учащимися начальной школы.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, изучение и обобщение отечественной литературы.
Теоретическое значение заключается в том, что были изучены подходы, включающие термины «задержка психического развития», психофизиологические особенности детей с ЗПР, «нейропсихология», «нейропсихологическая коррекция».
Методологической основой курсовой работы являются теоретические и эмпирические исследования отечественных и зарубежных авторов А. Валлона, Л. Выготский, М. Беребин, А. Лурия и других.
Практическое значение заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при коррекции произвольной памяти у детей с ЗПР.
Структура курсовой работы: введение, две главы, выводы к главам, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Психофизиологические особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение или замедление нормального темпа умственного развития ребенка. Этот термин используется для обозначения комбинированной и клинически неоднородной группы нарушений развития. Несмотря на неоднородность ЗПР, существуют общие специфические черты состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной активности, которые позволяют нам выделить их в определенную категорию.
Многие ученые как отечественной, так и зарубежной психологии, физиологии и других областей научных знаний, связанных с этими науками, изучали феномен «умственной отсталости». Такой существенный вклад в развитие этой проблемы внесли физиологи, изучавшие феномен возникновения и симптомы дефекта, его механизмы. Пример: немецкий нейропсихиатр Г. Хоффманн в 1845 году впервые описал особенности у детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью с точки зрения клинической психологии [29].
В конце XIX-начале XX веков французские исследователи, психологи А. Бине и Т. Симон описали детей, состояние интеллектуального развития которых занимало промежуточное положение между умственной отсталостью и нормальным развитием, и составили первый практический психологический тест для диагностики детей с умственной отсталостью. И российские ученые примерно в тот же период также говорили о детях, которые были «умственно отсталыми, со сниженным общим развитием, но отличались от умственно отсталых детей».
Чуть позже, в 30-х годах XX века, впервые было предложено определение «минимального поражения головного мозга», в котором говорилось о непрогрессирующем заболевании остальных состояний, возникающих у детей вследствие раннего локального поражения центральной нервной системы. Позже этот термин стал несколько другим, поскольку он также включал нарушения в обучении (специфические трудности и нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения восприятия и речи), а в 50-е годы был введен термин «минимальная дисфункция», который в то время был широко распространен среди Неврологи и психиатры при описании поведения и обучения детей с ранними поражениями центральной нервной системы [25].
Следует отметить, что в российской науке проблема умственной отсталости была изначальной, доказанной исследователями, предложившими термин «умственная отсталость» (Г. Е. Сухарева). В этом явлении особенно заметны такие особенности, как медленный темп умственного развития, личностная незрелость, легкие нарушения умственной деятельности, которые различаются по своей структуре и количественным показателям умственной отсталости, с тенденцией к плачевному и отсталому развитию. Учитывая эти особенности, Г. Е. Сухарева выделила несколько типов состояний, которые она выделяет отдельно от термина «олигофрения»:
- Интеллектуальные нарушения при длительных состояниях слабости, вызванных соматическими заболеваниями;
- Интеллектуальные нарушения, наблюдаемые у детей с замедленными темпами развития вследствие пребывания их в суровых условиях и воспитания;
- Нарушения умственной деятельности при различных формах инфантилизма;
- Интеллектуальные нарушения, которые можно проследить у детей на остаточной стадии и в течение длительного периода инфекции и травмы центральной нервной системы;
- вторичная недостаточность в психической сфере в результате дефектов слуха, зрения, речи;
- интеллектуальные нарушения при прогредиентных нервнопсихических заболеваниях [32, с. 56].
Задержка психического развития как специфическая аномалия развития детей с самого начала должна быть всесторонне изучена дефектологией в России в 60-х годах XX века, поскольку наиболее остро встала проблема разработки теоретических аспектов особенностей психического развития детей, отличий данного типа дефекта от других аномалий развития и тот, кого воспитывают полностью развитые дети. Следует также отметить, что для работы с такими детьми следует выработать еще один алгоритм, так как в нем отчаянно нуждаются педагогическая практика и система образования.
В конце 70-х годов XX века К. С. Лебединская провела исследование и совместно с сотрудниками своей лаборатории разработала четыре основных варианта ЗПР, которые не теряют своей актуальности на данный момент времени, и они активно используются в оказании исправительно-трудовым учреждениям помощи детям в специализированных учреждениях, классах и группах. Это внесло большой вклад в исследования детей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Зарубежные исследователи также активно изучают проблему аномального психического развития. Например, А. Л. Штраус и Л. Лейтинен в своей работе начали рассматривать задержки развития у детей как следствие минимального органического поражения головного мозга. Авторы отметили не совсем адекватное поведение и выраженные трудности с обучением в обычная школа, описывает этих детей. Но во время тестирования эти дети часто показывали относительно хорошие результаты в пределах возрастной нормы.
Этот подход привел к следующему объяснению: задержка из-за минимальной дисфункции мозга. Сторонники этой концепции утверждают, что к задержке умственного развития могут привести не только органические, но и функциональные нарушения.
В середине прошлого века в США и Великобритании были проведены эксперименты, в ходе которых была преодолена задержка развития у детей. Результатом этих экспериментов стала программа «продвинутое обучение», которая предусматривала специальное образование для детей с ограниченными интеллектуальными возможностями из-за того, что они не были готовы к школе. образование.
Следует отметить, что в исследованиях западных ученых термин «умственная отсталость» частично применяется в контексте синдрома «минимальной церебральной дисфункции». Этот термин используется с 1960-х годов для обозначения различных клинических проявлений, основанных на небрежном простом тяжелом повреждении головного мозга (П. Пейн, А. Гезель). Таким образом, состояние школьной изоляции, гипо- и гипердинамические синдромы, расстройства эмоционально-волевой сферы, нарушения познавательной деятельности и другие симптомы могут быть проявлениями минимальной церебральной дисфункции [37, с. 46].
Именно западные психологи предложили и ввели термин «дефицит активного внимания» (А. Гозель, Н. М. Блюм), который также применим к состояниям, ранее характеризовавшимся минимальной церебральной дисфункцией. В их рамках также частично рассматривается задержка психического развития.
Также следует отметить, что в работах зарубежных авторов существуют различные подходы к изучению пород и разработке методов диагностики. Например, Рене Заззо и его сотрудники внедряют набор инструментов для определения дифференцированных форм ЗПР, направленных на выявление различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с этим диагнозом. Он считает, что психологические критерии не принимаются во внимание. при решении проблемы умственной отсталости. По мнению Р. Заззо, подход к решению этой проблемы основан либо на социальные, либо на биологические факторы. Однако, если обратиться к каким-либо психологическим
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астаева А.В. Психометрический подход к оценке результатов нейропсихологического обследования в детском возрасте // Сибирский психологический журнал. – 2008. – № 30. – С. 107 – 109.
2. Астаева А.В. Особенности применения классического качественного анализа в современной нейропсихологии детского возраста // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2009. – Вып. 4. – №5. – С. 4– 9.
3. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. — 1993.
4. Бекоева Д.Д., Дегтярев В.А. Особенности нейропсихологического исследования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. - № 3. – С. 32-43.
5. Беребин М.А., Астаева А.В. К вопросу о качественном и психометрическом подходах в современной нейропсихологической диагностике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2008. – Вып.2 – № 32. – С. 19 – 28.
6. Бизюк А. П. Основы нейропсихологии. Учебное пособие. – СПб: Речь, 2005. – 293 с.
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб.,1999.
9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: Аркти, 2001. — 224 с.
10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.
11. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систиматики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982.
12. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. — № 4.
13. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. — М., 2003.
14. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. — М., 1983.
15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
16. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) — М., 1995.
17. Марковская И.Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза // Дефектология. — 1993. — № 1.
18. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1991.
19. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
20. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. — М.: Владос, 2003.
21. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. — М., 2003.
22. Никишина В.Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. — Ярославль, 2000.
23. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
24. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1980. -№ 3.
25. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития — вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. — 1989. — №1.
26. Подъячева И.П. Кррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. — М., 2001.
27. Рахмакова Г.Н. Некоторые особенности письменной речи младших школьников с ЗПР // Дефектология. — 1991. — № 2.
28. Слепович Е.С. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1990.
29. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. — Минск, 1989.
30. Слепович Е.С., Харин С.С. Становление сюжетно-ролевой игры как совместной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1988. — № 6.
31. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.1, 1955; Т. 2.1959; Т. 3 М., 1965.
32. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
33. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольников с ЗПР // Дефектология. — 1982. — № 4.
34. Ульенкова У.В. К проблеме ранней компенсации ЗПР // Дефектология. — 1980.
35. Ульенкова У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно — педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. — 1997. — № 4. 30.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
36. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2005. — 496 с.