Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Доходы бюджетной системы Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений.
Значительная доля в структуре доходов федерального бюджета приходится на налоговые доходы, что автоматически делает их более значимыми, а их изучение и анализ – казалось бы более актуальными. Неналоговые доходы имеют относительно небольшую долю, но тем не менее порядок их исчисления и сбора очень важен, особенно в нынешней ситуации, усугубленной с 2020 года негативными последствиями пандемии CОVID-19, а также введенными с 2022 года политическими и экономическими санкциями против нашей страны со стороны США и западных стран в связи с началом специальной операции на Украине.
Формирование целостного механизма администрирования налоговых, таможенных, неналоговых доходов и платежей является одним из важнейших направлений финансовой политики государства, которое должно способствовать восстановлению экономического роста нашей страны. В связи со сложившейся экономической ситуацией необходимо изыскивать дополнительные источники финансирования из федерального бюджета. В качестве таких источников и рассматриваются неналоговые доходы, совершенствование системы функционирования которых позволит сократить дефицит федерального бюджета и обеспечить его устойчивость.
Одной из особенностей неналоговых доходов, отличающих их от налоговых, является невозможность прогнозирования их с высокой точностью. По неналоговым доходам не определены, к примеру, конкретные ставки, сроки уплаты, льготы. Порядок их планирования основывается на статистических данных прошлого периода, что нельзя назвать надежным методом расчета. Еще одной особенностью является то, что неналоговые доходы могут быть обязательными и необязательными.
Необходимость формирования доходной базы федерального бюджета путем привлечения, в том числе неналоговых поступлений, обусловлена возникновением затрат нашей страны при выполнении общественных задач и возложенных функций.
Проблема неналоговых доходов федерального бюджета, их поступления и структуры на современном этапе развития экономики имеют немаловажное значение для развития экономической сферы. Рассмотрение особенностей, тенденций и возможностей роста неналоговых доходов является важной задачей оптимального формирования федерального бюджета [11, с. 50].
Цель курсовой работы заключается в теоретическом и практическом анализе неналоговых доходов федерального бюджета и поиске возможных путей их повышения.
Цель обуславливает решение следующих задач:
раскрыть сущность неналоговых доходов федерального бюджета;
рассмотреть особенности и виды неналоговых платежей;
проанализировать структуру и динамику неналоговых доходов федерального бюджета;
предложить возможные пути повышения неналоговых доходов.
Объектом исследования являются доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Предметом исследования являются неналоговые поступления в федеральный бюджет.
Теоретическую и информационную база исследования составили нормативные правовые акты, регулирующие процесс формирования доходов и расходов федерального бюджета, главным из которых является Бюджетный кодекс Российской Федерации, официальные данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, а также научные труды отечественных авторов: Антоняна М.Г., Арлановой О.И., Аулова Ю.Л., Бикчуркиной А.Ф., Зотикова Н.З., Казаковой Ю.Е., Клепцовой Л.В., Кузнецовой С.А., Лузгиной К.С., Львовой М.В., Манаховой И.В., Москалёвой В.А., Мохнаткиной Л.Б., Пивоваровой Н.В., Сазоновой А.В., Скокова А.С., Соколова И.А., Торбиной А.С. и других.
Методы, применяемые в исследовании – это методы научного познания (научной и периодической экономической литературы), методы сравнения, группировок, обобщения, синтеза и классификации, а также методы экономико-статистического анализа.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования неналоговых доходов федерального бюджета. Вторая глава посвящена анализу структуры и динамики неналоговых доходов федерального бюджета за период с 2018 по 2022 годы, а также поиску возможных путей повышения неналоговых поступлений в федеральный бюджет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
1.1. Понятие и сущность неналоговых доходов федерального бюджета
Доходы бюджета представляют собой поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах [16].
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим бюджетную систему нашего государства, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ), определяющий основные принципы бюджетного законодательства, функционирования бюджетной системы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений [1].
Согласно статье 20 БК РФ в структуру доходов бюджета включены следующие виды доходов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды доходов бюджета [16]
Будучи составной частью доходов бюджета, неналоговые доходы устанавливаются высшими органами законодательной госвласти и органами госуправления, а также направляются на формирование государственного и местного бюджетов в соответствии с федеральным законом о бюджете, принимаемым на соответствующий год.
На сегодняшний день действует Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» [4].
В научных работах современных отечественных авторов выделяют следующие характерные особенности неналоговых платежей:
неналоговые платежи имеют конкретный объект взимания;
неналоговые платежи, в отличие от налоговых платежей, не соответствуют критериям индивидуальной безвозмездности, то есть они производятся для получения права на определенные виды деятельности (например, права на вылов водных биологических ресурсов);
неналоговые платежи являются результатом свободного выбора их плательщика (поскольку право на вылов одних и тех же водных биологических ресурсов приобретается на добровольной основе), тогда как налоги не предполагают возможности их выбора;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 22.06.2023) // Нормативно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 25.06.2023).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // Нормативно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 25.06.2023).
3. Федеральный закон от 30.12.1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // Нормативно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения 25.06.2023).
4. Федеральный закон от 05.12.2022 года № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» // Нормативно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/ (дата обращения 25.06.2023).
5. Антонян М.Г. Исполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации // Цифровая наука. – 2020. – № 5. – С. 5–10.
6. Аулов Ю.Л. Резервы увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. – 2022. – 11 (98).
7. Бикчуркина А.Ф. Проблемы формирования доходной части бюджета и пути их решения // Экономика и социум. – 2019. – № 6 (61). – С. 56–60.
8. Зотиков Н.З., Львова М.В., Арланова О.И. Особенности формирования доходов федерального бюджета // Вестник Евразийской науки. – 2019. – № 1, https://esj.today/PDF/12ECVN119.pdf (доступ свободный).
9. Кузнецова С.А. Правовая природа неналоговых платежей в Российской Федерации / С.А. Кузнецова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 46 (284). – С. 152-154.
10. Манахова И.В., Лузгина К.С. Доходы бюджета России как инструмент обеспечения экономической безопасности государства // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. – 2020. – Т. 22, № 3. – С. 138–147.
11. Москалёва В.А., Торбина А.С. Проблемы формирования доходной базы федерального бюджета и факторы ее роста // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 5 (137). – С. 50–67.
12. Мохнаткина Л.Б., Пивоварова Н.В. Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: признаки классификации и механизм перераспределения // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. – 2019. – Т. 8. – № 4 (29). – С. 304–307.
13. Сазонова А.В., Клепцова Л.В. Особенности бюджетного процесса на федеральном уровне // Вопросы российской юстиции. – 2023. – Выпуск № 23. – С. 557–567.
14. Скоков А.С. Изменения в системе прямого налогообложения населения Российской империи (1861–1894 годы) // Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. – 2023. – № 2. – С. 78–83.
15. Соколов И.А., Казакова Ю.Е. Федеральный бюджет: итоги 2022 г. и перспективы на 2023 г. // Экономическое развитие России. – 2023. – № 4, Том 30, апрель. – С. 4–7.
16. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82 (дата обращения 25.06.2023).
17. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/eksport (дата обращения 25.06.2023).
18. Целевые показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт» / Сайт Правительства России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/5DAcgAdCvmIURPFBTU26DnVCXwMAklOu.pdf (дата обращения 25.06.2023).