Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
2.1 Методики, ход и этапы исследования 7
2.2 Анализ результатов диагностического исследования творческого мышления детей старшего дошкольного возраста 10
2.3 Содержание работы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 35
Фрагмент для ознакомления
2
Методики:
- методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор А.Д. Кошелева);
- тест Вильямса в модификации E.E. Туник «Тест дивергентного (творческого) мышления» или методика «Дорисуй фигуру»;
- методика «Солнце в комнате» (авторы – В. Синельников и В. Кудрявцев).
База исследования.
Теоретическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что в работе выделены и охарактеризованы показатели развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанный комплекс занятий, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста может быть использован воспитателями ДОУ.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методики, ход и этапы исследования
Анализ теоретических источников позволил сформулировать цель опытно-поисковой работы, заключающейся в выявлении уровня сформированности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1.Выделены показатели сформированности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобраны и апробированы методики диагностики творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проведен качественный и количественный анализ уровня сформированности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработана программа развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальная работа содержала в себе несколько этапов:
- подготовительный – анализ теоретических источников, формирование выборки испытуемых старших дошкольников, подбор диагностических методик;
- деятельностный – апробация диагностической методики в условиях группы детей;
- оценочно-интерпретационный – качественная и количественная оценка результатов исследования, разработка программы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Главным фактором, когда речь идет о «творчестве», является беглость, гибкость, оригинальность и точность мысли. Е. Торранс вывел 12 факторов творческого мышления, которые в свою очередь были разделены на 3 группы: словесные, изобретательские и словесно- звуковые [12].
Результатом творчества является творческий продукт, характеризующийся новизной, оригинальностью и неповторимостью. Творчество выходит за заданные пределы, оно также отражает активность бессознательных психических процессов. Творчество проявляется в виде потенциальной (творческий потенциал) или актуальной (творческая активность) формах.
Опытно-поисковая работа проходила на базе.
В ней приняли участие 21 дошкольник старшей группы.
В процессе анализа теоретических источников о развитии творческого мышления были выявлены показатели сформированности творческого мышления у детей дошкольного возраста:
- эмоциональный – характеризуется умением ребенок доводить дело до конца, переживать трудности, связанные с неспособность выполнить задание, контролировать свои эмоции в процессе творческой деятельности.
- когнитивный – характеризуется беглостью, гибкостью, оригинальностью творческого мышления ребёнка;
- мотивационный – характеризуется способностью ребенка к выбору творческого задания, самостоятельного его выполнения, желанием выполнить его качественно.
На основании выбранных показателей были подобраны методики диагностики уровня сформированности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста (Таблица 1).
Таблица 1
Соотношение показателей и диагностических методик
Показатели Методики
эмоциональный методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор А.Д. Кошелева) [4]
когнитивный Тест Вильямса в модификации E.E. Туник «Тест дивергентного (творческого) мышления» или методика «Дорисуй фигуру» [10]
мотивационный Методика «Солнце в комнате» (авторы – В. Синельников и В. Кудрявцев) [5]
С учетом особенностей исследуемой выборки методы были применены к нам по следующим критериям:
- доступность - для старших дошкольников задания понятны и не вызывают затруднений в выполнении;
- деятельность, используемая в методах, последовательна. Одним из направлений развития по федеральному государственному образовательному стандарту является художественно-эстетическое развитие;
- доступность ресурсов - для выполнения задачи не требуется специального оборудования.
Представим краткое описание используемых методик. Подробное описание имеется в приложении 1.
Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (автор А.Д. Кошелева).
Цель проведения: исследование особенностей эмоциональных проявлений детей старшего дошкольного возраста.
Подготовка исследования. Подбираются ситуации из жизни детей, близкие и понятные им.
Тест Вильямса в модификации E.E. Туник «Тест дивергентного (творческого) мышления» или методика «Дорисуй фигуру». Целью данного теста является: комплексная диагностика креативности и оценка характеристик, связанных с творческим мышлением и личностно-индивидных креативных характеристик.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатеева, З. А.Откроем детям мир изобразительного искусства : учеб.-метод. пособие [Текст] / З. А. Богатеева ; Гл. упр. образования Администрации Ульян. обл., Ульян. ин-т повышения квалификации и ереподгот. работников образования. - Ульяновск : УИПКПРО, 2004 (УИПКПРО). - 96 с.
2. Брыкина, Е.К. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. К. Брыкина, В. В. Зайцева. - Москва : Центр педагогического образования, 2010. - 93,
3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
4. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. ‒ Москва : Издательский центр «Академия», 2003. ‒ 176 с.
5. Кудрявцев, В.С. Ребёнок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] / В.С, Кудрявцев, В.Л. Синельников. - 2005, № 9, с. 52-59.
6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа : методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / И. А. Лыкова. - Москва : Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. - 143 с.
7. Саллинен, Е.В. Занятия по изобразительной деятельности: старшая и подготовительная к школе группы : пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений : [0+] [Текст] / Е. В. Саллинен. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. – 189 с.
8. Творчество: теория, диагностика, технологии [Текст]: словарь-справочник / под общ. ред. Т. А. Барышевой. ‒ Санкт-Петербург : Изд-во ВВМ, 2014. ‒ 380 с.
9. Томилова, С.Д. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС ДО [Текст] / С.Д. Томилова // Дошкольного образование. – 2019. - №5. – С. 6-13.
10. Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления : креативные тесты [Текст] / Е. Е. Туник. ‒ Санкт-Петербург : Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. – 48 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ М-ва образования и науки Российской Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» : зарегистрировано в Минюст России 14 нояб. 2013 г. : № 30384. — Режим доступа: http://minobr.govmurman.ru/files/Pr_1155.pdf (дата обращения: 18.05.2023)
12. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста [Текст] / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии 2009. № 5. с. 37— 42.