Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Россия занимает почти 1/8 часть суши Земли, по мере территориального роста в ее состав вошли земли, населенные различными народами, имеющие разнообразные ресурсы и экологические факторы. При доминировании в рамках государства общих тенденций и единой законодательной базы регионы имеют свою специфику. Именно изучение истории малой родины способствует формированию сопричастности и ответственности за ее судьбу у школьников. Такая позиция соответствует и установкам Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – «формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности» [17].
В настоящее время в школьной программе региональный компонент в урочной системе практически не реализуется, в этой связи основная работа по формированию патриотизма, гражданственности, любви к малой родине, осуществляется во внеурочной или проектной деятельности. Этим и определяется актуальность темы.
Проблема исследования: какие направления проектной деятельности наиболее эффективно способствуют патриотическому воспитанию старшеклассников.
Цель – проанализировать возможности проектной деятельности в патриотическом воспитании обучающихся и экспериментально доказать ее эффективность в формировании чувства патриотизма у старшеклассников.
Объект исследования – процесс воспитания обучающихся.
Предмет исследования – патриотическое воспитание посредством проектной деятельности.
Задачи:
- охарактеризовать педагогические условия формирования патриотизма у обучающихся;
- проанализировать возможности использования проектной деятельности в воспитании;
- раскрыть психолого-педагогические особенности использования проектной деятельности в патриотическом воспитании старших школьников;
- раскрыть основные способы формирования патриотического сознания обучающихся в проектной деятельности;
- организовать педагогический эксперимент формирования чувства патриотизма у старшеклассников;
- разработать программу проекта по формированию чувства патриотизма у старшеклассников;
- подвести итоги исследования, выработать рекомендации для классных руководителей.
Методы исследования анализ научно-исторической, психолого-педагогической и методической литературы; сравнительный анализ моделей формирования чувства патриотизма у подростков посредством проектной деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; моделирование; педагогический эксперимент и опытное преподавание.
База исследования
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при организации работы по проектной деятельности в образовательных организациях.
Структура работы. Работа состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются его цели и задачи, определяется методологическая база.
В первой главе охарактеризованы педагогические условия формирования чувства патриотизма у старшеклассников, проанализированы возможности использования проектной деятельности в патриотическом воспитании, а также изучены основные способы формирования чувства патриотизма в рамках проектной деятельности.
Вторая глава посвящена организации, поведению и анализу педагогического эксперимента по формированию чувства патриотизма у старшеклассников посредством проектной деятельности.
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
Список литературы отражает нормативно-правовые акты и научно-методическую литературу, использованную при подготовке исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Педагогические условия формирования патриотизма
Краеугольным камнем современного российского образования является воспитание всесторонне развитой личности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» одним из основополагающих принципов государственной политики в сфере образования называет гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» подготовлена на основе опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., утвержденной 29 мая 2015 г., помимо институциональных форм воспитания отмечается важность отдельных его направлений: гражданского и патриотического воспитания, формирование российской идентичности, развитие культуры межнационального общения, духовного и нравственного воспитания, приобщения детей к культурному наследию, формирования здорового образа жизни, трудового и экологического воспитания. Такова нормативная база современного образования в сфере патриотического воспитания.
Действительно, в последнее время большое внимание в нашей стране стало уделяться вопросам патриотического воспитания, сохранения исторической памяти, бережного отношения к историческому наследию. Выступая на открытии «Вахты памяти» в 2015 г. в Старой Руссе президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что для граждан России чувства патриотизма и милосердия всегда были ключевыми, и именно на их основе должно идти развитие гражданского общества современной России. Патриотизм и милосердие – это основа консолидации современного общества, возможность построения справедливого социального и межнационального государства.
Внимание к вопросам патриотического воспитания в нашей стране уделялось на всех этапах ее истории. Еще в дореволюционное время сформировались основные направления деятельности в данной сфере. В них участвовали семья, школа, церковь, различные общественные организации. Одним из способов поддержания патриотических настроений было использование в этих целях юбилейных и памятных дат, связанных с именами выдающихся военачальников, деятелей науки и культуры, знаковых исторических событий; открытие им памятников и памятных знаков, а с конца XIX в. – установление мемориальных досок [7, c. 15]. В советское время воспитанием патриотизма в среде молодого поколения, по большей части, занимались пионерская и комсомольская организации. Еще до Великой Отечественной войны широкое развитие получили тимуровское движение, военно-исторические игры «Зарница» и «Орленок», много внимания воспитанию молодежи уделял ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР. Надо отметить, что к началу войны ОСОАВИАХИМ был очень многочисленной организацией, имевшей множество секций, в том числе летную, авиамоторную, парашютную, авиамодельную и др., при нем создавались группы ворошиловских стрелков и группы самозащиты [4].
В 1950-1960-х гг. появились новые формы патриотического воспитания молодежи. В первую очередь, это работа поисковых отрядов по поиску и перезахоронению погибших в годы Великой Отечественной войны. Во-вторых, большую популярность в это время приобрел марш пионерских отрядов «Мое отечество – СССР», в рамках которого школьники составляли маршруты длительных пеших походов по стране, получали специальные задания от организаторов марша и оформляли результаты походов в форме специальных фотоальбомов и отчетов.
В современной школе, как уже отмечалось воспитанию патриотизма также уделяется большое внимание. Исследователь И.А. Кубрякова дает такую характеристику современного понимания патриотизма: «патриотизм – это деятельная любовь к своей Родине, побуждающая человека к поступкам, которые призваны сделать жизнь его страны лучше. Настоящего патриота всегда интересуют события, происходящие в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию в нем» [8].
Однако прежде, чем вести речь о непосредственно о тех направлениях, по которым должна вестись работа по патриотическому воспитанию среди школьников и молодежи, необходимо ответить на вопрос: каковы должны быть педагогические условия, позволяющие формировать это качества у современных молодых людей.
На сегодняшний день единого определения «педагогические условия» не существует. Разные ученые дают различные трактовки этого определения. Попробуем разобраться.
В педагогическом словаре Коджаспировых дается такое определение: «педагогические условия – внешние и внутренние факторы развития личности, учитываемые, создаваемые и используемые для конструирования культуро- и природосообразной образовательной среды, наиболее эффективно способствующей достижению избранных учителем целей. Основные условия: свобода, культура, сбалансированный учет субъективных и объективных факторов развития личности. В ЛОО рассматриваются ценностно-эмоциональные и ценностно-смысловые условия» [6]. Иными словами, в данном определении речь идет о том, что для достижения поставленных педагогом целей по воспитанию подрастающего поколения необходимо учитывать возрастные и психологические особенности личности ребенка, его социальное окружение, сформированность ценностных установок.
Педагогические словари А.М. Новикова, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинского такой термин вообще не упоминают. Однако авторы многих научно-педагогических исследований этот вопрос стороной не обходят. Разница их трактовок заключается в наполняемости термина. В частности, В.А. Беликов, С.Н. Павлов и А.В. Сверчков понимают под педагогическими условиями организационно-педагогические, то есть материальные возможности, возможности образовательной среды, профессиональную культуру личности педагога [1, c. 256; 11, c. 14; 14, c. 279-282]. В центре внимания А.О. Малыхина – психолого-педагогические условия, то есть уровень развития личности как педагога, так и воспитанника [10]. В некоторых исследованиях речь идет исключительно о дидактических условиях.
На наш взгляд наиболее полно это понятие было раскрыто в работе А.Х. Хушбахтова, который считает за основу понятия «педагогические условия» берет трактовку С.Н. Павлова, дополняя ее следующими компонентами: возможностью доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам [19]. Таким образом, под термином педагогические условия мы можем понимать совокупность не только внешних и внутренних факторов развития личности, ее ценностных установок, но и всю совокупность возможностей образовательной среды: методы, приемы и формы обучения и воспитания, использование ИКТ-оборудования, материально-техническую базу. Целью работы школы по патриотическому воспитанию должно быть развитие у учащихся веры в устойчивость своей страны, формирование патриотического мировоззрения, гражданского и национального самосознания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В.А. Беликов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 356 с.
2. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ / В.С. Зайцев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2017. - № 6. – С. 52-64.
3. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм / А. Замостьянов // Народное образование. - 2002. - №4. - С. 8-9.
4. История Гражданской обороны России, 23.mchs.gov.ru. Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю. Дата обращения: 14 января 2023.
5. Карачев А.А., Каплин Р.Е. Категория опыта в педагогической филосифии Дж. Дьюи и проектный метод обучения школьников / А.А. Карачев, Р.Е. Каплин // Преподаватель XXI век. – 2007. - № 1. – С. 67-74.
6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003. – 173 с.
7. Колышницына Н.В. Увековечение памяти А.В. Суворов в Петербурге / Н.В. Колышницына //Фонтанка. 2018. № 1. С. 10-17.
8. Кубрякова И.А. Педагогические условия патриотического воспитания школьников / И.А. Кубрякова //VIII Международная студенческая конференция Студенческий научный форум – 2016. https://scienceforum.ru/2016/article/2016022671. Дата обращения: 14 января 2023.
9. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности / В.С. Лазарев // Вопросы образования. – 2015. - № 3. – С. 292-308.
10. Малыхин А.О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: Автореф. …канд. пед. наук / А.О. Малихiн / Нац. Пед. ун-т им. М.П. Драгоманова. – Киев, 2000. – 20 с.
11. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: Автореф. …канд. пед. наук / С.Н. Павлов. – Магнитогорск, 1999. – 22 с.
12. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова , Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 253 с.
13. Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 619 с.
14. Сверчков А.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А.В. // Молодой ученый. – 2009. - №4. – С. 279-282.
15. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2010. – 364 с.
16. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приемов формирования универсальных учебных действий / Д.Н. Турчен // вестник Евразийской науки. – 2013. - № 6 (19). – С. 75-79.
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2023).
18. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр. / Д.И. Фельдштейн. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 312 с.
19. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» / А.Х. Хушбахтов // Молодой ученый. – 2015. - № 23 (103). – С. 1020-1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955 (дата обращения: 10.05.2023).
20. Шарафутдинова Г.М. Проектная деятельность как средство развития личности / Г.М. Шарафутдинова // Вестник науки и образования. – 2017. – Т. 1. – С. 127-132.