Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Работа социального педагога важна для общества, потому что он помогает несовершеннолетним детям найти своё место в жизни, определить свой путь, стать полноценным гражданином. Многие подростки, имеющие проблемы в развитии, ставшие безнадзорными, из неблагополучных семей, не получающие от родителей необходимого внимания и воспитания, нуждаются в сопровождении. Социальный педагог призван восполнить этот пробел и предупредить антиобщественное и противоправное поведение подростка. Его задача – обучать, развивать и воспитывать. Данное сопровождение требует от специалиста профессионализма, что зависит во многом от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности.
Сегодня повышение профессионального уровня педагога и совершенствование его педагогического статуса, который соответствует потребностям современной жизни – значимый аспект совершенствования образовательной системы.
Исследователи связывают индивидуально-личностные качества с требованиями, предъявляемыми к профессии [17; 4; 16]. В зависимости от того, какой род деятельности будет выполнять специалист, предъявляемые к нему индивидуально-личностные качества должны соответствовать определенным требованиям.
Отдельные динамические качества личности, отдельные психические и психомоторные свойства, а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению профессией, называют профессионально важными качествами.
Сегодня существует огромный запрос на социально-педагогические услуги в образовательной системе, который первоочередно связан с вниманием к развитию умственного и личностного потенциала будущего нашей страны, что отражено в современных образовательных стандартах и федеральном законе «Закон об образовании». Именно в соответствии с этим усиливаются требования к квалификации и профессиональным компетенциям социального педагога, позволяющим эффективно осуществлять трудовые функции, как этого требует профессиональный стандарт. Данные противоречия и приведенный запрос придают актуальность выбранной темы.
Разработанность в науке. Теоретическими основами исследования данного вопроса являются
- общенаучный системный подход (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев Б.Ф.Ломов);
- научными идеями Т.В.Пушкаревой по проблеме профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, их конкурентоспособности на рынке труда.
- психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов);
- положениями теории социализации человека А.В.Мудрика как основы развития социально-педагогической компетентности;
- фундаментальные теоретические положения, которые разрабатываются в отечественной психологии развития (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.).
Цель данной работы: выявление профессиональной характеристики социального педагога.
Задачи:
1. Исследовать специфику профессиональной деятельности социального педагога в общеобразовательной организации для составления профессиональной характеристики;
2.Выявить профессиональные и личностные качества социального педагога;
3. Подобрать методики для выявления профессиональных и личностных качеств социального педагога;
4. Провести анализ результатов исследования профессиональных и личностных качеств социального педагога.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профессиональная характеристика социального педагога складывается из тех качеств, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности:
1.Нравственно-гуманистические качества, которые обусловлены спецификой профессиональной деятельности: любовь к людям, доброжелательность, альтруизм, терпимость, ответственность, долг и др.
2.Психологические характеристики, которые обеспечивают профессиональную пригодность к данному виду деятельности: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик.
3.Психоаналитические качества, которые являются основой для совершенствования социального педагога как профессионала (самоконтроль, самокритичность, самооценка), и качества как стрессоустойчивость.
4.Психолого-педагогические качества для установления эффективных взаимоотношений со всеми участниками образовательных отношений (коммуникабельность, эмпатийность, терпимость, тактичность).
Объект исследования: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет исследования: совокупность профессиональных и личностных качеств социального педагога.
Методы исследования:
- анализ источников по проблеме исследования, синтез при теоретическом обобщении накопленных в ходе психолого-педагогического исследования эмпирических данных, обобщение понятий, аннотирование, наблюдение, диагностический метод.
Методики исследования:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.)
2.Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2023) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
3.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4.Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве"
5.Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция)
6.Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
7.«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023)
8.ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
9.Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. - Москва : Эксмо, 2007. – 542 с.
10.Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова; под ред. Ж.А. Левшуновой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 101 с.
11.Вершловский, С.Г. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности / С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина. – Л.: НИИ ООВ, 1997.
12.Вульфов, Б.З. Социальная педагогика: теория и практика // Обучение социальной работе в России: Программы и технологии. Педагогика социальной работы. – М., 1998. – Ч. 2.
13.Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск: Амалфея, 2000. 448 с.
14.Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asotsialnoe-povedenie-uchaschihsya-vidy-i-soderzhanie (дата обращения: 13.06.2023).
15.Коробанова Ж. В., Полевая М. В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-lichnosti-sotsialnye-i-psihologicheskie-osobennosti (дата обращения: 13.06.2023).
16.Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
17.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов / Л.В. Мардахаев. - Москва: Российский государственный социальный университет, 2016. - 364 с.
18.Методические рекомендации для специалистов общеобразовательных организаций, осуществляющих профилактическую деятельность с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. – Барнаул: Принт-Экспресс, 2020. – 53 с.
19.Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. 236 с.
20.Педагогика: учеб пособие для студ. пединститутов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шинянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
21.Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2022 г. N 26-6/10/В-4751 «О направлении методических рекомендаций по организации профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к совершению противоправных деяний, в организациях социального обслуживания»
22.Половникова, Н.А. Интенсификация подготовки специалистов высшей квалификации // Советская педагогика. – 1996. - №3.
23.Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI в. М., 2010.
24.Сластенин В. А. Социальный педагог и социальный работник: Личность и профессия // Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. М.; Тула, 1993. Т. 2. С. 265.
25.Сластенин, В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды. Сер. Психолого-педагогические науки. – М.: МПГУ, 1995.
26.Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин и др. – М.: Академия, 2006. – 576 с.
27.Словарь по профориентации и психологической поддержке. Издатель ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Н.Э. Баумана". Эл № ФС 77
28.Чунусов М.А. Теоретический анализ категории «Делинквентное поведение» // Вестник Академии знаний. 2013. №4 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-kategorii-delinkventnoe-povedenie (дата обращения: 13.06.2023).
29.Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 272 с.
30.Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.
31.Шишковец Т. И. Справочник социального педагога: учеб. Пособие для вузов. — М. : 2009. — 209 с.