Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОРТФОЛИО 5
1.1. Анализ понятия внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС 5
1.2. Особенности мотивации обучающихся к занятиям изобразительной деятельности и прикладным искусством 9
1.3. Портфолио обучающегося и его роль в современной образовательной среде 12
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЗАНЯТИЯМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ ПОСРЕДСТВОМ ПОРТФОЛИО 15
2.1. Особенности использования методики портфолио как средства повышения мотивации учащихся к занятиям изобразительной деятельности и прикладным искусством 15
2.2. Организационно-педагогические условия при организации занятий по изобразительной деятельности и прикладному искусству посредством портфолио 17
2.3. Методические рекомендации по организации занятий по изобразительной деятельности и прикладному искусству посредством портфолио 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
Изобразительное искусство и прикладное творчество в педагогике давно признано незаменимым средством формирования эстетического вкуса. Современная образовательная среда реализуется сегодня в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Каждая образовательная ступень, начиная от дошкольной образовательной организации и заканчивая вузом, обучается в соответствии с требованиями ФГОС своей ступени.
Согласно требованиям ФГОС, нагрузка внеурочной деятельности учеников составляет до 10 часов в неделю. Это хорошая возможность для развития творчески активной личности по отношению к каждому ученику. Можно говорить о том, что развитие творческих способностей является важнейшей задачей школьного образования. Для этого необходимо, чтобы в школе была создана творческая и психологически комфортная атмосфера для каждого школьника. При этом, детям необходимо обеспечить самостоятельность и свободу выбора в процессе внеурочной деятельности [19].
Исследователи чаще рассматривают дифференциально-психологический подход в обучении, когда подчеркивается различие людей в их способностях. При этом всё чаще используют личностно ориентированный подход, поскольку в основе ФГОС лежат системно – деятельностный и личностно ориентированный подходы. Личностно - деятельный подход, в совокупности, определяет способности субъекта как интеграцию свойств личности, влияющих на эффективность его деятельности [5].
При занятии ИЗО и декоративно-прикладным искусствам, учитель рассматривает такие показатели творческой деятельности ребёнка, как:
-оригинальность;
-абстрактность;
-наглядно-образное мышление;
-невербальное воображение;
-творческая мотивация;
-эмоциональное переживание и др.
Это могут быть различные показатели для каждого вида творческой деятельности. Но при этом, все они взаимосвязаны между собой. Учителю важно научить ребёнка адекватно оценивать свои способности, причём, любые. На процесс развития творческих способностей младших школьников будет сильно влиять самооценка. Все вышеперечисленное факторы могут обеспечить развитие творческих способностей школьников. Действовать они будут лишь при создании соответствующих условий:
-организационно – педагогических;
-социально-психологических;
-индивидуально-психологических и др.
При этом всегда важно создавать для детей психологически благоприятный микроклимат и творческую среду. В течение урока учителю не всегда удаётся это реализовать, поскольку урочная деятельность педагога жёстко регламентирована программно-планирующей документацией.
В.С. Юркевич отмечает, что для успешного развития творческих способностей школьника необходим уровень интеллектуального развития выше среднего [16]. При этом, некоторые исследователи отмечают, что высокий уровень интеллекта не всегда приводит к высоким творческим достижениям и что иногда это даже может мешать творчеству. Творческая деятельность в школьном возрасте – это создание чего-либо субъективно нового и оригинального для ребенка. Чаще всего это может проявляться в рисовании, конструировании, сочинениях и др. Развитие творческих способностей детей происходит успешно на уроках и во внеурочной деятельности лишь в том случае, если у школьника присутствует глубокая мотивация на тот, или иной вид творческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] / О.В. Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2013. - No 12. - С. 19-21.
2. Баранова, А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст] / А. В. Баранова, А.В. Кисляков – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
3. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2006. – 205с.
4. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2006. – 173с.
5. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2002. – 79 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Академия, - 2011. - с. 55-56.
7. Васильева, Е.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 02.04.2023).
8. Валишевская, Е.М. Развитие творческих способностей школьников во внеурочной деятельности / Е. М. Валишевская. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10347/ (дата обращения: 02.04.2023).
9. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/vneurochnaia_deiatelnost_kak_sredstvo_razvitiia_tvorcheskikh_sposobnostei_mladsh?ysclid=ldiya1xlh9760254108
(дата обращения: 02.04.2023).
10. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество [Текст] / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов // пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2017. - 80с.
11. Гилфорд, Дж. Тест креативности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=367 (дата обращения: 02.04.2023).
12. Григорьев, Д.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 225с.
13. Дробот, А.Н. Система дополнительного образования для детей и подростков [Текст] / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014. - No 3. - с.222-229.
14. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - No4. – с.15-21.
15. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - No4. – с.15-21.
16. Жданова, С.В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 02.04.2023).
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей [Текст] / А.З. Зак. – М.: Педагогика, 2010. – 98с.
18. Значение внеурочной деятельности в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://урок.рф/library/znachenie_vneurochnoj_deyatelnosti_v_razvitii_tvorche_203129.html?ysclid=ldiyc2rsfj157861008 (дата обращения: 02.04.2023).
19. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков [Текст] / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
20. Куприянов, Б.В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность: две большие разницы [Текст] / Б.В. Куприянов // Народное образование. - 2012. - No 5. - с. 59-62.
21. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 02.04.2023).
22. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - с.104-106.
23. Митина, Е.В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 02.04.2023).
24. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 02.04.2023).
25. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС [Текст] / И.Н. Попова // Народное образование. - 2013. - No 1. - с. 219-226.