Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 6
1.1 Анализ понятия «социализация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Формирование основных ценностей и норм поведения 10
1.3 Условия гармоничной социализации в семье 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА 20
2.1 Обоснование выбора методов исследования 20
2.2 Результаты исследования 24
2.2 Рекомендации направленных на формирование социализации в развитии личности дошкольника 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Фрагмент для ознакомления
2
Т. Паронс считал, что социализация – это процесс вхождения (интеграции) личности в социальную систему, через овладение ее социальными нормами, ценностями, знаниями. На первых этапах социализация личности осуществляется через воспитание, обучение и общение со сверстниками, затем осуществляется через практическую деятельность [20, с. 96].
Практическая деятельность всегда динамична и постоянна, поэтому социализацию личности можно считать непрерывно действующим процессом.
Появление термина «социализация» связано с деятельностью Тардга, Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма в конце XIX – начале XX в. В 1897 г. Фр. X. Гиддингс использовал этот термин для обозначения «развития характера» человека.
И.С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. Л. Мудрик рассматривают социализацию школьников как двухсторонний процесс. С одной стороны, индивид, вступая в социальную среду, усваивает новые правила и нормы, позволяющие ему привыкнуть к новому обществу, а с другой стороны, беря на себя новые социальные роли, индивид применяет их в жизни, при этом развивается как активная личность [14, с. 68].
А.В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, даёт следующее определение: «социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [30, с. 56].
М.А. Галагузова видит социализацию, как процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретение им определенного социального опыта (в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок) [6, с. 43].
Е.В. Андриенко расширяет содержание понятия «социализация» с точки зрения факторов, влияющих на неё. «Социализацию имеет смысл рассматривать как двусторонний процесс не только из-за диалектического единства усвоения и воспроизводства социального опыта, но также из-за единства стихийного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений [1, с. 74].
Г.М. Андреева выделяет три сферы, влияющие на социализацию индивида: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром [3, с. 32].
В рамках нашего исследования мы опираемся на определение понятия Г.М. Андреевой [2] и рассматриваем социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Далее рассмотрим особенности социализации детей младшего школьного возраста. Ученые выделяют ведущие психосоциальные новообразования младшего школьного возраста:
– становление и оформление «Я-концепции»,
– развитие широких социальных мотивов (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский),
– оформление первичной социальной зрелости (А.А., Гудзовская),
– возникновение целостной (хотя и несовершенной) картины мира (П. Бернс, М. Шибутани, И.С. Кон), включающей ближайшее социальное окружение и первичные представления о различных социальных группах, народах и странах, развитие рефлексии, открытие своего «Я» и отделение его внутренней и внешней части (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман),
– определение первичных жизненных целей и перспектив (Э. Эриксон, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская).
Социализация - это сложный и многогранный процесс, который происходит в течение всей жизни человека и оказывает глубокое влияние на его развитие и адаптацию в обществе. Оно является важным аспектом в психологии и педагогике и привлекает много внимания со стороны исследователей.
В психологии социализация определяется как процесс усвоения и внутреннего осмысления социальных норм, ценностей, ролей, традиций и образцов поведения, которые соответствуют данному обществу. Однако понятие социализации не ограничивается только этим. Оно также включает в себя возможности для самореализации, адаптации в различных сферах жизни, формирования личностных качеств и создания стабильности внутриличностных отношений.
В педагогике социализация рассматривается с точки зрения обучения и воспитания, которые направлены на формирование у детей навыков и компетенций, необходимых для успешной адаптации и социальной интеграции. Она ставит перед учителями задачу развития у учащихся социальных навыков, коммуникативных умений, уважения к другим и самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.,2010.
2.Бабаева, Т.И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017- 304.
3.Барабанщиков, Б.А. Системная организация и развитие психики [Текст] / Б.А. Барабанщиков. - М., 2013.
4.Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]/ Б.М. Бим-Бад. - М., 2012. 657 с.
5.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – С.-Пб. Питер, 2012. – 400 с.
6.Бычкова, С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» [Текст] Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений/ С.С. Бычкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
7.Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2018.
8.Виноградова, Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста[Текст] / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9. – С. 312-314.
9.Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] Учебное пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: А.П.О., 2016 – 102с.
10.Вересов, Н. Предпосылки возникновения коллективной деятельности у старших дошкольников [Текст] Вопросы психологии/ Н. Вересов. №1. 2011.С. 37—46.
11.Вераксы, Н.Е. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. А. Васильевой. – М.: Мозаика синтез, 2014. – 368 с.
12.Захарова, Л.М. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира [Текст] / Л.М. Захарова, Л.М. Пурскалова, Ю.В. Пурскалова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 12.
13.Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб, и доп. М.: Педагогика-Пресс, 2019. 440 с.
14.Кахнович, С.В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Кахнович // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69-74.
15.Князева, О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. [Текст] Учебно- методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста/ О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Дрофа, ДиК, 2019.
16.Копылов, Е.А. Комплекс упражнений для воспитания учебно- значимых качеств [Текст] / Е.А. Копылов, И.В. Ивашина // Управление ДОУ. – 2016. – № 1. – С. 39.
17.Кудрявцев, В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания [Текст]/ В.Т. Кудрявцева// Психол. журн. 2018. Т. 19. № 3. С. 17-33.
18.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: [Текст] Учебник. / Л.В. Мардахаев. -М.: Гардарики, 2015. —269 с.
19.Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб. [Текст] / Л.А. Метлякова. - метод. пособие. Пермь, 2013, 330 с.
20.Новиков, А.М., Методология научного исследования [Текст] /А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - Либроком - Москва, 2013. 272 c
21.Новиков, А.М. Формирование учебной деятельности [Текст] / А.М. Новиков Школьные технологии. 2017. №4. с.18-29.
22.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2019. – 944с.
23.Подласый, И.П. Педагогика [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос,2017.
24.Смирнова, Е. О. С 50 Особенности общения с дошкольниками: [Текст] Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 160 с.
25.Соколова, Т.Б. Социокультурное развитие детей в условиях дополнительного образования [Текст] / Т.Б. Соколова // Педагогика. – 2012. –№ 20. – С. 3-13.
26.Федеральный закон об образовании [Электронный ресурс] // URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.03.2017)
27.Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии[Текст] / Д.И. Фельдштейн. -М.: Международная пед. академия, 2015. 423 с.
28.Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - М., 2014. -192с