Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема изучения развития интеллектуального и творческого потенциала детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых, методистов, педагогов и психологов. В современной образовательной среде говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, начиная с начальной школы. При работе в группах младшие школьники активно общаются друг с другом, что позволяет им активно коммуницировать и развивать свои коммуникационные умения и навыки.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Согласно требованиям ФГОС, развитие любой группы универсальных учебных действий (УУД), личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, направлено на развитие интеллектуального и творческого потенциала детей. Чтобы развивать потенциал каждого ребёнка, необходимо развивать его познавательные и творческие способности. Творческие способности детей формируются в процессе субъект-субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса на каждом уроке. Прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету. И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают, то на обобщающих уроках они должны демонстрировать, насколько успешно они эти знания и навыки могут применять на практике.
Работа младших школьников в группах несомненно способствует всем этим процессам, поскольку именно при работе в группе дети демонстрируют свои личностные качества, такие как общение, понимание, дружба, сотворчество и др. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития коммуникативных умений младших школьников. Установление контакта с окружающими – это первоначальная необходимость, которая позволяет каждому ребёнку взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми. Это позволяет школьнику удовлетворять его интеллектуальные и эмоциональные потребности.
От совместной слаженной работы детей при групповых занятиях на уроке зависит очень многое. От качества и системы работы каждого учителя начальных классов зависит формирование коммуникативной компетенции каждого ребёнка. Можно говорить о том, что задача любой образовательной организации – сформировать творческую и коммуникативную личность. Решение подобных проблем воспитания и развития каждой личности начинается с младшего школьного возраста.
Педагогическая наука и практика накопили большой опыт использования методов, приемов и организационных форм взаимодействия всех субъектов образования и в вопросах коммуникативного развития младших школьников. Методологическую основу работы составили труды ученых Л.И. Божович, М.О. Данилова, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернер, Г.И. Щукиной и др. Несмотря на то, что проблема коммуникативного развития младших школьников широко освещена в педагогических исследованиях и научных трудах, она и в настоящее время продолжает оставаться сложной психолого-педагогической проблемой.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость групповой работы на уроках окружающего мира как средства развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: групповые формы работы на уроках окружающего мира как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в условиях ФГОС НОО.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно-педагогические условия для групповой работы младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Предложить методические рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством групповой работы на уроках окружающего мира
1.1. Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий в условиях ФГОС НОО
ФГОС НОО сегодня помимо знаний, умений и навыков, то есть, предметных учебных знаний, регламентирует формирование у школьников метапредметных образовательных результатов. Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), регулятивными, познавательными и коммуникативными. Все они в совокупности позволяют успешно развивать и формировать у младших школьников интеллектуальный и творческий потенциал [7]. Вопросы детского развития и общения исследовали педагоги и психологи Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т. С. Комарова и др. В своих работах они указывали на необходимость коммуникативного развития каждого ребёнка в учебно-воспитательном процессе.
Под коммуникативными УУД понимают совокупность действий, которые обеспечивают социализацию детей и их сознательную ориентацию на позиции других людей. Это умение общаться и находить общий язык с партнёрами по деятельности и общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с взрослыми людьми и др. Содержание коммуникативных универсальных учебных действий представлено в ФГОС НОО тремя основными аспектами:
1. Коммуникация как взаимодействие.
2. Коммуникация как кооперация.
3. Коммуникация как условие интериоризации.
Под коммуникативными УУД также понимают планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Это может быть правильная постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера. Все эти действия возможно реализовать лишь при работе в группе, при общении со сверстниками и с учителем. При работе в учебной группе дети учатся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и успешно осваивают необходимые предметные знания и умения.
К коммуникативным УУД относятся:
- вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
-участие в общей беседе
-соблюдение правил речевого поведения;
-оптимальная постановка вопросов;
-слушать и отвечать на вопросы других;
-формулирование собственных мыслей;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Всё это позволяет говорить о формировании у младших школьников интеллектуальных и творческих ресурсов, которые в дальнейшем позволят обеспечивать учебную коммуникацию в основной и старшей школе. Под интеллектуальным потенциалом понимают ресурсы человека, возможно, еще не задействованные. Речь идёт об интеллектуальных резервах субъекта, которые он может развивать и реализовывать при создании определенных, значимых для него условий. Интеллектуальные способности и возможности субъекта есть составные части категории интеллектуальный потенциал. Здесь также можно рассматривать совокупность таких ресурсов, как ценности, навыки, система взаимоотношений и др., обеспечивающую отдельным людям возможность формулировать свои цели и достигать их [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в школе [Текст] / учебное пособие. - Сост. Т.Г. Мухина. – Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
2. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
3. Бирюкова, Е.А. Поисковая учебно-познавательная деятельность обучаемого как залог успешности обучения // Инновации и инновационные технологии в системе образования: материалы III научно-практической конференции 20-21 февраля 2013 года. – Прага: Vědecko vydavatelské centrum «So-ciosféra-CZ», 2013. – С. 36 – 37 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/235/79235/files/sociosphera-k-02-20-13.pdf (Дата обращения 19.11.2023).
4. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сборник материалов конференции. Вып. 23. – СПб., 20012. – С. 336 - 345.
5. Буравлева, Н.А. Личностное развитие школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения [Текст] / Н.А. Буравлева, Н.К. Грицкевич // Вестник ТГПУ. – 2014. – No 1 (142). – С. 21 - 26.
6. Бывшева, М.В. Проектирование уроков в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода [Текст] / М.В. Бывшева // Пермский педагогический журнал. – 2016. - No 8. – С. 33 – 37.
7. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире [Текст]: материалы IV Mеждународной научной конференции (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Реноме, 2014. – С. 74 - 76.
8. Володин, А.А. Анализ содержания понятия «организационно- педагогические условия» [Текст] /А.А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. – 2014. - No6. – С. 143 – 152.
9. Гершановская, Е.В. Викторина как форма игры в обучении с целью активизации познавательной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/640207 (Дата обращения 19.11.2023).
10. Дворковая, М.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения [Текст] / М.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Том 8. - No 1/2. – С. 191 – 195.
11. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества [Текст] / Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2015. – No 3. – С. 68 - 79.
12. Демкин, В.П. Инновационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/files/pub2007/36_2007_demkin.pdf (Дата обращения 19.11.2023).
13. Елистратова, С.И. Основные условия повышения качества обучения в современной школе [Текст] / С.И. Елистратова // Альманах современной науки и образования. – 2013. – No 5 (72). – С. 68 - 70.
14. Жданко, Т.А. Системно - деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / Т.А. Жданко // Magister Dixit. – 2012. – No 4. – С. 183 - 189.
15. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения. Рекомендации по разработке и применению [Текст] / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
16. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения [Текст]: методическое пособие / Е.А. Аникушина, О.С. Бобина, А.О. Дмитриева и др. – Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.
17. Ипполитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н.В. Ипполитова, Н.К. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - No1. - С. 8 - 14.
18. Канзафарова, Р.Х. Системно - деятельностный подход – методологическая основа требований ФГОС [Текст] / Р.Х. Канзафарова // Системно - деятельностный подход как условие достижения современного качества образования. Сборник материалов конференции. – Нефтекамск: ИМЦ, 2013. – С. 5-10.
19. Ксензова, М.Р. Дидактические игры на уроках окружающего мира как средство развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / М.Р. Ксензова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2017. – С. 18 – 23.
20. Куприянов, Б.В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б.В. Куприянов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - No2. - С. 101 - 104.
21. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: учебно- методическое пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
22. Малинин, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса [Текст] / И.А. Малинина // Молодой учёный. Ежемесячный научный журнал. – 2011. – No 11 (34). Том II. – С. 166 - 168.
23. Малышева, М.М. Системно - деятельностный подход – новая методология реализации ФГОС [Текст] / М.М. Малышева // Царскосельские чтения. – 2014. – No XVIII. – Том II. – С. 122 - 128.
24. Маштакова, Л.Ю. Системно - деятельностный подход в начальной школе [Текст] / Л.Ю. Маштакова, Г.А. Валитова // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». – 2015. – No 4. – С. 29 - 32.
25. Шувалова, И.А. Проблемно-поисковый подход к преподаванию курса «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2016/1535/17268 (Дата обращения 19.11.2023).