Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования характеризуется следующими факторами.
Начало XXI века стал временем значительных изменений в политике, экономике, социальной и культурной сферах. Эти изменения представляют собой вызов существующим концепциям развития и безопасности социально-педагогических систем. Они связаны с процессами формирования постиндустриального общества, глобализации, уменьшением роли государств и увеличением роли "скрытых" субъектов социального управления. Все это влияет на нормы поведения, коммуникации, учебной и профессиональной деятельности.
Одним из явных последствий этих изменений является постоянная потребность детей и подростков преодолевать установленные нормы. Фактически, стандарт показывает, что выход за пределы стандарта становится самим стандартом. Нормативный подход, характерный для "вчерашнего" (советского) общества с его стабильностью и определенностью, нашел свое отражение в образе "идеальной личности": личностные характеристики, обеспечивающие эффективную адаптацию и комфортное существование в обществе.
Изменения в культуре затронули в первую очередь детей и подростков, которые столкнулись с непониманием новых норм, ценностей и требований в семье, образовательных учреждениях и обществе в целом. В результате, стал заметным рост девиантного поведения не только среди подростков, но и среди детей дошкольного возраста и старшеклассников.
Проблема девиантного поведения подростков в различных ее аспектах исследовалась многими педагогами, психологами, социологами и представителями других смежных областей научно-практической деятельности, такими, как М.И. Бекоева, Ф.К. Зиннуров, М.А. Климов, Р.А. Литвак, С.В. Проскурова, С.В. Рослякова, Е.Г. Черникова и др.
Объектом исследования является девиантное поведение, а его предметом – механизмы его формирования и возможности коррекции и профилактики.
Основной целью исследования стал анализ причин формирования девиантного поведения у подростков. Такая цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- определить понятие девиантного поведения;
- дать психологическую характеристику подросткового возраста;
- выявить факторы развития девиации;
- рассмотреть возможности коррекции и профилактики девиантного поведения подростков.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя отдельные параграфы, соответствующие логике поставленных задач, заключения и списка использованной литературы.
1 СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДЕВИАЦИИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятие девиантного поведения
Девиантное поведение является одним из насущных вопросов, с которыми сталкивается современный мир. Оно всегда просматривалось в прошлом, настоящем и предрешено в будущем в нашем обществе. Несмотря на попытки избавиться от этого отклоняющегося поведения, так называемых девиантов, они всегда будут составлять непременную часть нашей действительности. Девианты представляют собой людей, которые по разным причинам не способны или не желают придерживаться установленных правил и норм социума. Изучение проблемы девиантного поведения находится на протяжении долгого времени, однако в последние годы она приобрела массовый характер, привлекая всеобщее внимание.
Девиантное поведение обозначает отклонение от социальных норм и ожиданий. Это может включать в себя различные формы поведения, которые считаются неприемлемыми или необычными в данном обществе. Девиантное поведение может быть широким понятием и варьироваться в зависимости от культурных, социальных и временных контекстов .
Примеры девиантного поведения могут включать в себя нарушение законов, нарушение социальных норм, агрессивное поведение, злоупотребление наркотиками, алкогольным или другими веществами, асоциальное поведение и так далее. Важно отметить, что то, что считается девиантным в одном обществе, может быть принято в другом, и эти стандарты могут меняться со временем.
Существует обширный ассортимент определений, тесно взаимосвязанных по своему содержанию и значению. Одно из таких определений связано с девиантным поведением, также известным как отклоняющееся, делинквентное, асоциальное или антисоциальное поведение. Ученые из разных областей науки проявляют значительный интерес к девиантному поведению, и каждая из этих областей определяет понятие девиантного поведения по-своему.
Например, в психологии девиантное поведение рассматривается как набор действий или поступков, нарушающих социальные, психологические, моральные нормы, принятые в обществе. Это поведение может причинить вред, будь то физический, психологический, социальный или моральный ущерб. Следует подчеркнуть, что девиантное поведение может проявляться в виде серии поступков или отдельных действий, нарушающих установленные в обществе нормы, правила, и мешающих нормальному психическому развитию, самореализации, а также подавлению этического контроля над собственным поведением.
Многие ученые, определяя девиантное поведение, обращают внимание на нарушение социальной регуляции поведения. В связи с этим отклоняющееся поведение личности можно определить как действия, не соответствующие общепринятым или официально установленным социальным нормам (правилам, законам, традициям и установкам). Однако важно помнить, что социальные нормы изменчивы по своей природе, что в свою очередь придает историческую характеристику отклоняющемуся поведению. Таким образом, можно считать девиантное поведение нарушением не всех, а именно наиболее существенных социальных норм для данного общества в определенный исторический период.
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст, также известный как переходный и критический возраст, часто упоминается в контексте сложностей, с которыми сталкиваются молодые люди в периоде от детства до взрослости. Взрослым непросто найти оптимальное поведение и принимать правильные решения, связанные с подростками, в различных ситуациях.
Подростковый возраст занимает особое место в личностном развитии, так как представляет собой переход от одной стадии развития к другой - от детства к взрослости.
Обычно рассматривается, что подростковый возраст охватывает период с 11-12 до 15-17 лет. Этот временной отрезок связан с развитием и изменением социальной активности у ребенка. В психологической литературе подростковый возраст часто делят на подростковую и юношескую стадии. Хотя хронологические рамки этих периодов могут быть различными, принято считать, что "подростковость" как период перехода заключена в указанные временные границы, за которыми начинается новый этап - юность.
Подростковый возраст подразделяется на два основных этапа: младший период (10-13 лет, 5-6 классы) и старший период (13-15 лет, 7-8 классы). Кроме того, выделяется ранняя юность, охватывающая учеников 10-11 классов (15-17 лет) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бекоева, М.И. Инновационные технологии профилактики девиантного поведения подростков: монография / М.И. Бекоева, Н.Л. Кобесашвили, Д.Т. Лолаева. – Ульяновск: Зебра, 2022. – 69 с.
2. Гришанова, О.С. Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения: учебно-методическое пособие / О.С. Гришанова, Я.К. Нелюбова. – Саратов: СОИРО, 2021. – 78 с.
3. Зиннуров, Ф.К. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: учебно-методическое пособие / Ф.К. Зиннуров, Г.Г. Чанышева, Р.И. Чанышев. – Казань: КЮИ, 2022. – 82 с.
4. Иванов, Д.В. Социально-психологические факторы девиантного поведения подростков / Д.В. Иванов // Бюллетень науки и практики. – 2021. – № 11. – С. 302-310.
5. Климов, М.А. Девиантное поведение подростков: причинная обусловленность, виды, риски / М.А. Климов, Е.Н. Ращикулина // Современное педагогическое образование. – 2018. – № 2. – С. 151-154.
6. Косова, Е.О. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков / Е.О. Косова, В.С. Кубарев, Н.И. Нелюбин // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – № 2 (89). С. 189-198.
7. Литвак, Р.А. Коррекция девиантного поведения подростков в социальной среде / Р.А. Литвак // Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума (научной конференции), 7-8 ноября 2019 г. – Челябинск: ЧГИК, 2019. – С. 59-62.
8. Обносов, В.Н. Индивидуально-психологические особенности подростков с девиантным поведением / В.Н. Обносов // Наука и образование. – 2022. – № 3. – С. 28-35.
9. Проблема отклоняющегося поведения в современном образовании: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2018. – 180 с.
10. Проскурова, С.В. Девиантное поведение детей и подростков: учебное пособие / С.В. Проскурова. – Москва: Планета, 2019. – 175 с.
11. Профилактика девиантного поведения в образовательной организации (правовые аспекты): учебное пособие / под ред. А.Я. Минина. – Москва: МПГУ, 2018. – 222 с.
12. Психология подростка с девиантным поведением: учебное пособие / авторы-составители: И.Ф. Шиляева [и др.]. – Уфа: БГПУ, 2019. – 174 с.
13. Рослякова, С.В. Современные формы девиантного поведения подростков и их социальная профилактика / С.В. Рослякова, Е.Г. Черникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – № 1. – С. 2019-212.
14. Скворцова, Е.В. Психология девиантного поведения. Девиантное поведение в подростковом возрасте: теория и практика: учебное пособие / Е.В. Скворцова. – Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2021. – 178 с.
15. Социально-педагогические технологии работы с подростками девиантного поведения: учебное пособие: для студентов вузов и СПО / И.А. Ахметшина, Н.А. Балакирева, Т.В. Зеленкова [и др.]; под общей редакцией И.А. Ахметшиной. – Москва: Экон-Информ, 2022. – 197 с.
16. Чернова, Е.О. Девиантное поведение подростков в условиях общества риска: факторы профилактики / Е.О. Чернова, А.Н. Грязнов // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6. – С. 243-248.